sotrud.ru   1 2 3 ... 7 8

Глава II. Проблемы реализации функций государства в современной


России

Функция государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В ходе исторического развития государства его функции изменяются: одни отпадают, другие углубляются и видоизменяются, третьи возникают вновь. Но всегда они обуславливаются данной исторической эпохой, сущностью государства и его социальным назначением.

Среди ученых нет единого мнения по поводу перечня функций современного Российского государства с учетом их деления на внутренние и внешние12.

Так, В.К. Бабаев к внутренним функциям относит политическую; экономическую; социальную; экологическую; функцию налогообложения и финансового контроля; защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка; а к внешним – функцию интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержание мирового порядка; сотрудничества с другими государствами в различных сферах13.

В. М. Сырых к внутренним функциям относит экономическую; социальную; функцию развития научно-технического прогресса и культуры; охраны правопорядка и укрепления законности; функцию охраны прав и свобод граждан; экологическую, а к внешним – функцию взаимовыгодной торговли и поддержания мира; укрепления собственных вооруженных сил, способных защитить его территорию и население от нападения14.

Л.А. Морозова делает вывод о том, что Российскому государству на данном этапе присущи такие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложение; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка. К внешним – интеграция в мировую экономику; внешнее экономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности15.


В современный период по мнению Е.И. Темнова, Российскому государству присущи основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка.

К основным внешним функциям относятся: функция обороны страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем16.

Этой классификации мы и будем придерживаться в ходе дальнейшего исследования. Рассмотрим указанные функции и проблемы их реализации более подробно.


§1.Внутренние функции государства в современной России

1.1.Экономическая функция

Экономическая функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

После периода экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста в начале XXI века, Россию можно отнести к группе стран с развивающейся экономикой. В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к:


  • выработке экономической политики;

  • управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.

  • установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.

  • регулированию внешнеэкономических отношений государства.

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т. д.

Особое место в правовом обеспечении экономической функции принадлежит Гражданскому кодексу РФ. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством17.

Россия уникально богата органическими энергоресурсами, в первую очередь, газом. Однако самого по себе наличия ресурсов в недрах, как бы ни были они велики, недостаточно. Глава Международного энергетического агентства Клод Мандиль в публичных выступлениях последнего времени заявлял, что у рынка нет уверенности в том, что Россия сможет в среднесрочной перспективе добывать достаточно газа для обеспечения внутренних и внешних потребителей. По его мнению, "Газпром", обеспечивающий порядка 25% поставок природного газа в Европу, инвестирует недостаточно средств на восстановление существующих и разработку новых газовых месторождений. Эта обеспокоенность, которую на Западе, судя по прошедшим летом дебатам об энергетической безопасности, разделяют многие, имеет реальные основания, и их нельзя игнорировать. Состояние добычи на месторождениях "Газпрома" вызывает нарастающие опасения, что в среднесрочной перспективе Россия столкнется с серьезным дефицитом газа. То, что на крупнейших месторождениях добыча падает, - объективный факт, который не отрицают и в самом "Газпроме". В принципе поддержание стабильности годового производства за счет подпитки новыми месторождениями в традиционных районах добычи могло бы быть решением проблемы на определенную перспективу, но только в том случае, если потребление газа в России не будет расти. Таким образом, ключевой вопрос: будет ли расти внутренний спрос на газ? По мнению Владимира Милова, Президента Института энергетической политики, внутренний спрос на газ будет расти, и в ускоренном темпе. В последние годы среднегодовое потребление растет на 1,6%. В связи с тем, что восстановительный рост экономики в стране уже исчерпан, а новый рост носит более энергоинтенсивный характер, есть основания предполагать, что темпы увеличения потребностей в газе будут значительными. Однако внутренний спрос сегодня достаточно жестко администрируется лимитами и регулированием реального отбора газа. С помощью этого "ключика" темпы увеличения физического использования газа можно минимизировать и таким образом на ближайшее время эту проблему решить. Скорее всего, именно эта стратегия и будет выбрана. Реальный спрос на газ дискретен, он носит ярко выраженный сезонный характер, с достаточно серьезными пиковыми колебаниями. Администрирование внутреннего спроса в принципе возможно, и может быть достаточно эффективным, но только в случае наличия эффективной диспетчерской системы, которая контролирует поведение потребителей. Сегодняшняя диспетчерская система этому критерию не отвечает, она может контролировать поведение потребителей только одним способом: полностью их отключить. Управлять дефицитом, который возникает именно в пиковый период, в России не умеют. В результате добыча стагнирует, а в пиковые сезонные периоды возникают серьезные ограничения по газу. Именно это произошло в модельной ситуации января-февраля этого года. Тогда дополнительный газ отбирала не только Украина, отбирали и все другие потребители. В результате вводились ограничения, которые для российских электростанций в холодные недели января-февраля 2006 года доходи ли до 85%. Такая ситуация, скорее всего, будет повторяться в течение нескольких ближайших зим18.


Нефтеперерабатывающая промышленность России характеризуется низкой глубиной переработки нефти, по состоянию на 2006 год половина НПЗ всё ещё имеют глубину переработки в диапазоне 50-70 %, только у пяти предприятий он превышал 80 %, в то время как в США этот показатель на уровне 92 %.

Протяжённость железнодорожных путей в России составляет 154 000 км. Из них 75 300 км электрифицированных. Также имеется около 30 000 км не общедоступных железнодорожных путей (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых). По протяжённости железных дорог Россия занимает 2 место в мире после США. Как отмечают И.В. Лобко, начальник Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Октябрьской железной дороги, А.Т. Осьминин, заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» ПГУПСа, доктор технических наук, профессор С.Ю. Елисеев, кандидат технических наук, и кандидат технических наук Г.И. Никифорова, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» предусматривает комплексное взаимно увязанное наращивание производственных мощностей разных видов транспорта, участвующих в перевозочном процессе. Это призвано способствовать повышению конкурентоспособности всего транспортного комплекса страны на мировом рынке. Такой подход к решению проблем транспорта России вызван необходимостью освоения транзитных и внешнеторговых перевозок грузов в рамках Международных транспортных коридоров в объемах, соответствующих выгодному географическому положению страны.

В настоящее время российской сухопутной транспортной системе, которая связывает между собой страны Европы, Азии, Ближнего Востока, пока еще не всегда удается привлечь на российские железные дороги транзитный грузопоток. По мнению экспертов, существует ряд причин и основная из них - высокая конкурентоспособность морских маршрутов. Например, суда-контейнеровозы вместимостью 5-6 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ) и более позволяют обеспечивать такой уровень фрахтовых ставок, который поддерживает достаточную конкурентоспособность морских перевозчиков.


Изношенность основных фондов, сложности развития транспорта как единого комплекса, недостаточная эффективность взаимодействия различных видов транспорта осложняют продвижение грузопотоков по международным транспортным коридорам. Это ослабляет позиции российских перевозчиков на мировом рынке из-за усиления международного соперничества за транзитные грузопотоки и ужесточения требований к экологии и безопасности транспортных средств.

Автомобильных дорог в России 701 тыс. км. Из них 597 тыс. км с твердым покрытием. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10 место в мире. Плотность автодорожной сети составляет 44,2 км на 1000 км². Состояние российских дорог не всегда соответствует ГОСТ. Перевозки грузов автотранспортом в России составляют сейчас около 70% всех грузоперевозок. Транспортные компании осуществляют автомобильные перевозки грузов по всей стране, а также оказывают услуги по международным транспортировкам. Уже около 8 тысяч километров российских автодорог работают в режиме перегрузки, а основные выходы из крупных городов полностью исчерпали свою пропускную способность. Как сообщает информационное агентство РБК19. Между тем парк автотранспортных средств в России ежегодно растет на 7-10 процентов.

В настоящее время половина автодорог страны находится в неудовлетворительном состоянии. Свыше 60 процентов автодорог в России не соответствуют нормативным транспортным требованиям.

Что касается сельского хозяйства, то в России находится 10 % всех пахотных земель мира. Земледелие даёт около 40 % валовой продукции сельского хозяйства, животноводство — свыше 60 %. Свыше 4/5 пашни приходится на Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь. Основные сельскохозяйственные культуры: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лён. Мясо-молочное и мясо-шёрстное животноводство. По информации от Тюменьстат в России должно было быть около 24 млн. личных подсобных хозяйств. Но, как показали данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи (ВСХП), которая проходила в июле 2006 года, таковых оказалось значительно меньше - всего 17 миллионов 843 тысячи хозяйств. Что касается ИП (индивидуальных предпринимателей) и малых сельскохозяйственных предприятий, то их реальное количество оказалось немного больше предполагаемого: 5% и 1,3% соответственно.


  При этом средний размер фермерского хозяйства составляет 200 га, а размер личного подсобного хозяйства – 52 сотки. По предварительным данным почти треть хозяйств особенно на территории восточной части России просто заброшены20.

Современные условия предпринимательской деятельности в Росси затруднены. Об этом говорят предприниматели-члены Торгово-промышленной палаты РФ. На вопрос: "Как Вы оцениваете существующие в стране условия для развития предпринимательства?", "удовлетворительные" ответило 39 % опрошенных, а "плохими" условия назвали 61 % опрошенных21. Уровень развития малого предпринимательства в России отстает от потребностей рыночной экономики и не позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал страны из-за малоэффективной государственной политики в этой области и несовершенства законодательства22.

Туристический бизнес всегда был и остается важнейшим сегментом мировой экономики и одной из ведущих отраслей народного хозяйства многих стран, таких как Египет, Турция или Болгария. В соответствии с данными ВТО (Всемирной Туристической Организации) в мире намечается тенденция к дальнейшему расширению сферы туристической деятельности и развития туризма в целом. Это позволяет говорить о том, что двадцать первый век вполне справедливо можно назвать эпохой путешествий. Говоря об отечественном туризме, следует заметить, что сейчас он находится в переходном периоде, на протяжении которого определяются его основные приоритеты и пути дальнейшего развития. Так, в последние годы наблюдается масштабное гостиничное строительство практически во всех регионах страны, что говорит о возрастающем уровне спроса на туристические услуги. Одной из проблем в развитии отечественного туристического бизнеса есть его недостаточное инвестирование, из которого следует достаточно низкий уровень развития инфраструктуры. Поэтому зачастую качество предоставляемых услуг является довольно низким и не соответствует мировым стандартам. Причину этому следует искать в том, что российский туристический бизнес до этого времени ориентировался преимущественно на выездной туризм, в то время как региональному и въездному туризму придавалось второстепенное значение. В связи с тем, что влияние России на мировой арене все более возрастает, рынок туристических услуг также постепенно меняется и расширяется23.


Как отметил в своей диссертации Г.А. Явлинский, экономический рост того типа, который мы наблюдали в последние три-четыре года в силу ограниченности своего механизма не решил, да и не мог решить проблему занятости. Огромная масса трудоспособного населения в стране не только не имеет нормальной, достойно оплачиваемой работы, но и шансов получить ее до конца своей трудовой жизни. Сырьевая экономика востребует лишь малую толику тех человеческих ресурсов, которыми сегодня располагает Россия, а потребности такой экономики в квалифицированном труде вообще ничтожны в сравнении с общей численностью населения. В результате система фактически обрекает не менее половины сегодняшних россиян на полулюмпенское существование в условиях застойной безработицы и средневекового самокормления с «шести соток». Остальным же она предлагает занятость главным образом в сфере обслуживания, причем преимущественно в виде рабочих мест, не требующих особой подготовки и квалификации, а значит – малооплачиваемых и не сопровождаемых сколько-нибудь ощутимыми социальными гарантиями.

Темпы увеличения производства и доходов с учетом низкого исходного уровня и исключительно благоприятной внешней конъюнктуры можно охарактеризовать в лучшем случае как умеренные, но никак не высокие24. Инвестиции в экономику России находятся на низком уровне. В последние годы наблюдается рост инвестиций, особенно иностранных, однако это объясняется, во многом, «эффектом статистики» — резко увеличившейся выручкой экспортных компаний, которые возвращают средства через офшорные зоны. В 2005 году в Россию поступило 53,65 млрд долл. иностранных инвестиций. Лидерами стали Люксембург (13,8 млрд долл.), Нидерланды (8,9 млрд), Великобритания (8,6 млрд), Кипр (5,1 млрд) и Германия (3 млрд). Многие регионы России являются по объективным причинам инвестиционно непривлекательными — ввиду сурового климата, требующего больших расходов на капитальное строительство, отопление, социальные нужды, а также больших расходов на транспортировку продукции. Россия же является одним из крупнейших в мире инвесторов в экономики зарубежных стран. В апреле 2008 года Россия имела наибольшее количество облигаций Министерства финансов США — на сумму 60,2 млрд долларов, став на тот момент одним из крупнейших кредиторов Соединённых Штатов25. Перед саммитом «большой восьмёрки» 2008 года в Японии в Москву прилетел министр финансов США Генри Полсон с просьбой поддержать падающий доллар. Россия дала принципиальное согласие, только на своих условиях. При этом внешний государственный долг России составляет 2,4 % от объёма ВВП страны.



<< предыдущая страница   следующая страница >>