sotrud.ru   1 2 3 4

ВРАЧИ БЬЮТ ТРЕВОГУ!!!

Специалисты обнаружили, что в таких продуктах, как картофельные чипсы, содержится большое количество канцерогенного акриламида, образующегося в процессе жарки.

Акриламид – вещество, вызывающее раковые заболевания, поражает нервную систему и может привести к бесплодию. К примеру, в Евросоюзе установлена норма содержания акриламида в воде – 0,1 мкг на 1 л. В некоторых же видах чипсов уровень этого смертоносного вещества превышен в... 1280 раз!

Кроме всевозможных сладостей вроде шоколада, жевательного мармелада или конфет, причинить вред зубам могут и любимые многими детьми картофельные чипсы, пишет журнал "Мой кроха и я". Наряду с жиром, способствующим полноте, они содержат также большое количество липкого крахмала, который долгое время остается во рту.

По результатам проведенного в США исследования, крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это - идеальная питательная среда для кариесных бактерий. Поэтому зубные врачи советуют: даже после употребления таких неподслащенных, но содержащих крахмал, пищевых продуктов, как чипсы, надо обязательно чистить зубы зубной щеткой.

Министерство здравоохранения, запретило продавать чипсы и газированные напитки в школьных столовых и кафе. Медики объясняют свое решение тем, что количество детей с болезнями пищеварения в 2003 году по сравнению с 1991-м увеличилось почти в полтора раза, а с диагнозами гастрита, дуоденита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки - в два раза. А всему виной – нездоровая пища.


Экспериментальная часть

Проведен социологический опрос «Чипсы: вред или польза?» старшеклассников (9-11 класс). В ходе проведения работы был осуществлен качественный анализ чипсов и их возможных заменителей: 1) качественное определение жиров; 2) определение растворимости компонентов исследуемых продуктов; 3) качественное определение ионов- натрия; 4) качественное определение хлорид- ионов; 5) качественное определение крахмала; 6) определение калорийности продукта. Определена калорийность исследуемых продуктов питания.


В экспериментальной части были использованы методические рекомендации Б. Краузера и М. Фримантла [ ].

1. Качественное определение жиров

Положите большой чипе на фильтровальную бумагу и согните ее пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрите бумагу на свет.

а) Отметьте наблюдаемый эффект. *б) Можете ли вы объяснить наблюдаемое явление?

Заполняя пространство между волокнами бумаги, масло — иммерсионная жидкость (от лат. «immersio» — погружение) — уменьшает рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна. (Подробнее см. разделы геометрической оптики «Оптические инструменты, вооружающие глаз» и «Разрешающая сила микроскопа».)

2. Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых компонентов

Раскрошите 1-3 чипса (~1 г) и перенесите крошки в пробирку. Добавьте 15-20 мл дистиллированной воды и нагрейте пробирку в пламени спиртовки. Профильтруйте образовавшуюся смесь. Фильтрат соберите и используйте для проведения испытаний 3-5.

3. Качественное определение катионов натрия

Половину полученного в п. 2 фильтрата поместите в чашку для выпаривания и выпарите досуха. В сухой остаток погрузите графитовый стержень, который затем внесите в несветящееся пламя горелки.

Отметьте изменение окраски пламени и объясните этот факт.

4. Качественное определение хлорид-ионов

Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки (см. п. 2) и добавьте 3-4 капли 5 %-ного раствора нитрата серебра, а затем 1-2 мл 0,1 М раствора азотной кислоты.

Отметьте все произошедшие изменения и объясните их.

5. Качественное определение крахмала

Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки (см. п. 2) и добавьте 2-3 капли 3 %-ного спиртового раствора иода.

Отметьте произошедшие изменения и объясните их.


Для сравнения капните раствором иода на сухой чипе. Отметьте разницу в наблюдаемых эффектах при проведении реакции в водном растворе и в твердой фазе.

6. Определение калорийности продукта

С помощью мерного цилиндра отмерьте 10 мл воды и налейте ее в широкую пробирку. Измерьте исходную температуру воды, а затем зажмите под углом пробирку с водой в штативе. Взвесьте большой чипе и подожгите его, держа под пробиркой с водой. (Если чипсе потухнет, зажгите его снова.) Измерьте температуру воды после опыта и рассчитайте калорийность продукта по формуле:

Q = (С (воды)х m(воды) + С (стекла)х m(стекла)) х (t1 – t2)

где Q — калорийность чипса установленной вами массы; С — удельная теплоемкость веществ (вода и стекло); t1 и t2 — начальная и конечная температуры тел.

Данные об удельной теплоемкости воды и лабораторного стекла можно найти в учебниках по физике или соответствующих справочниках (С(воды) = 4200 Дж/(кг • °С); С(стекла) = 840 Дж/(кг • °С)).

а) Проведя все необходимые расчеты, сравните полученный вами результат с данными на упаковке.

б) Есть ли разница? Если да, то почему?

В рамках рассматриваемого проекта для проведения эксперимента были взяты чипсы марок и «Lay's», а также вафельный хлеб «» и хрустящие хлебцы « ». Полученные данные помещались в о таблицы (табл. 3, 4) и затем анализировались.
Результаты
Проведенный социологический опрос показал следующие результаты:


Вопрос

Да, %

Нет, %

Не знаю, %

1. Любите ли Вы чипсы?

95





2. Как часто Вы употребляете в пищу чипсы

- раз в неделю

- 2- 4 раз в неделю

- ежедневно



20

75








3. Чипсы какой торговой марки Вы предпочитаете?

«Lay's»,










4. Знаете ли Вы, что чипсы вредны для здоровья?

90












































Статистический анализ заболеваемости старшеклассников показал, что

?? % страдают заболеваниями пищеварительного тракта, ?? % заболеванием почек.

Таблица 3.

Состав и калорийность чипсов и хлебцев

Продукт

Жиры

Крахмал

Хлорид натрия

Na+ Cl-

Калорийность











































































Таблица 4.

Жиры


Крахмал

Хлорид натрия

m

чипса

m

воды

m

пробирки

t1

t2

t2-t1

Q, кДж опыт

Q, кДж

упаковка

Na+

Cl-




































































































































Литература
Братенникова А.Н. Чипсы: вред или польза? // Химия в школе №10, 2005, С. 54-60

Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика: Учебн.для 8-го кл. ср. шк. — М.: Просвещение, 1$93.

Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение…………………………………………………………….…3

II.Основная часть

А) Теоретическая часть

1.Краткая историческая справка о приготовлении

чипсов …………4

2.Технология приготовления ………………………………………5

3. Состав чипсов ……………………………………...6

4. Вред для организма ……………………………………...7

Б) Исследовательская часть

1.Методика исследования……………………………………………7-8

2.Результаты исследования…………………………………………….9

III.Выводы……………………………………………………………...10

Использованные ресурсы ……………………………………………..11

2

I. ВВЕДЕНИЕ

Для выявления актуальной проблемы мы в первую очередь обратилась к реалиям жизни современных школьников. В ходе данного исследования из бесед с учащимися было выяснено, что большинство из них лишены полноценного режима питания. «Рабочий день» школьника не всегда позволяет обедать вовремя, и дети часто перекусывают, например, чипсами. В настоящее время, в магазинах можно купить различные виды чипсов, привлекающие покупателей своей красивой, яркой упаковкой и рекламой, но, несмотря на это, мы предполагаем, что, вряд ли чипсы

могут заменить полноценное питание, также как и другие продукты фаст-фуда. Просмотрев фильм «Осторожно, еда» мы решили выбрать для своего исследования именно чипсы – любимое лакомство детей, незаменимые спутники при просмотре телевизора или дружеской прогулке на природе. Таким образом целью нашей работы стало - выяснить, вредны ли картофельные чипсы для здоровья человека? И мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить историю создания этого продукта.

2. Сделать анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия и на

калорийность.

3. Сравнить состав различных видов чипсов.

4. Выяснить действие на организм пищевых добавок.

5.Провести анкетирование одноклассников.

Для исследований были взяты чипсы марок «Lays», «Pringls» и


«Московский картофель». В ходе работы были проведены исследования по

качественному определению в чипсах жиров, хлорида натрия, крахмала, а

также калорийности продукта.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Историческая справка

Под термином «чипсы» (от англ. «chips» - ломтик, кусочек) следует

понимать плоские по форме продукты, полученные путём отрезания от

целого. Впервые чипсы были приготовлены в 1853 г. В США для

американского мультимиллионера Карнелиуса Вандербильта, когда он

путешествовал по стране с ревизией своих предприятий. Во время

остановки в городке Саратога-Спрингс он остался недоволен обедом в

гостиничном ресторане. Он вызвал к себе повара и публично стал

распекать того за непрожаренную, толсто нарезанную картошку. Повар

не был лишен чувства юмора, поэтому дал заносчивому миллионеру

достойный ответ: он нарезал картошку так тонко, как только мог, и,

зажарив в масле до хруста, преподнес получившееся блюдо клиенту. Так

в результате классовой вражды и родились чипсы. Вандербильту так

понравилась закуска, что на все время его пребывания в провинциальном

городке повар был лишен выходных, и каждый день упражнялся в

филигранной нарезке клубней. На всем дальнейшем пути своего

следования миллионер заказывал новое блюдо, постепенно создав на него

моду. Первоначально чипсы были блюдом, подававшимся исключительно

в дорогих ресторанах. Только в 1890 году чипсы вышли на улицу. Это

случилось в США, когда некий предприимчивый американец начал

жарить их в своем фургончике-закусочной . Популярность хрустящей

закуски быстро росла, и ушлый предприниматель открыл еще несколько

точек продаж, которые торговали исключительно чипсами в бумажных

кульках. В 1926 была изобретена упаковка для чипсов из вощеной бумаги.

Чипсы быстро стали настолько популярны, что в 1937 году в США был

даже создан Национальный институт картофельных чипсов, призванный

совершенствовать технологии производства и рецептуру.


<< предыдущая страница   следующая страница >>