sotrud.ru   1 2 3 ... 92 93


Постепенность и  сиюминутность движения и  порыв, мгновение и  вечность. Два 

великих самурая пытались  ответить на  вопросы, о  которых судить  читателю: 
стоит ли их задавать. 
 
     юдзан дайдодзи БУДОСЁСИНСЮ 
 
     Предисловие переводчика на английский 
 
     Исторические  документы,  объясняющие  основные  понятия,  связанные  с 
бусидо  (понятие  "бусидо",  как  и  "самурай", вошло  в  западные языки как 
заимствованное  слово,  обозначающее  "национальный,  особенно  военный, дух 
Японии;   традиционные   представления   о  рыцарстве  старого  самурайского 
сословия". Буквально оно означает "путь воина", и впервые появляется в конце 
XVI  в. в  сочинениях  Тори  Мототада  (1539--1600).  Некоторые  европейские 
авторы, вслед за Чемберленом, полагали,  что это понятие было введено лишь в 
период  Мэйдзи  с  целью  укрепления  национального   духа,  а  прежде  было 
неизвестно. Своим распространением на Западе слово в немалой степени обязано 
книге  доктора   Нитобэ  "Бусидо",  опубликованной  в  1899   г.),  японским 
рыцарством,  первоначально представляли  собой  различные  описания должного 
поведения  воина  во время войн и  мира, а позднее  --  "домашние законы"  и 
правила,  составленные  выдающимися  представителями  самурайских  домов,  а 
иногда  и  менее  значительными  личностями. Среди  последних  содержалось и 
Данное  наставление  молодому  самураю,  претендующее на утверждение должных 
норм поведения, как они понимались в конце XVI --  начале XVII вв. Его автор 
был знатоком военного искусства и известным писателем той эпохи, а поскольку 
за свои Девяносто два года  он пережил правление Шести  сегунов -- от Иэмицу 
до Ёсимунэ ему было двенадцать, когда умер первый, а когда он скончался сам, 
последний был 
     сегуном уже 15лет), он  хорошо знал атмосферу начала периода Токугава и 
всего десятилетия после смерти Иэясу.  Дожил он и до роскошной эпохи Гэнроку 

при блестящем и эксцентричном Цунаеси. Вассал дома Токугава, он был знаком с 

учением мудреца Мицукуни,  князя  Мито,  и учился  у  Ямага Соко, еще одного 
известного знатока бусидо.  Он  был свидетелем и героического подвига сорока 
семи преданных ренинов Ако, лидер которых Оиси Ёсио также был учеником Соко, 
и  падения  не  одного  самурайского дома  из-за внутренних  смут  и  козней 
вассалов. Он был современником великого  ученого Араи  Хакусэки,  знаменитая 
автобиография  которого рисует картину самурайской семьи, весьма близкую его 
идеалам. Немногие были более  искушенными  в рассуждениях на данную тему,  а 
его  предостережение насчет того, чего должен избегать самурай, явно отходит 
от той суровости и простоты "древности", в которой он жил в последние годы и 
которые  столь  самозабвенно  пытался  исправить  сегун   Ёсимунэ  со  своим 
принципом  "Назад к Иэясу". Его сочинение дает очень ясное  и живое описание 
бусидо, каким он  знал его, может быть, не самое объемное, но гораздо  более 
детализированное, чем "Сто правил" Такэда Сингэна  или письма  Иэясу. К тому 
же, оно отражает точку зрения вассала, а не господина. Поэтому я пользовался 
словом "самурай", а не "буси",  не столь знакомым западному читателю, хотя и 
более  глубоким по  смыслу, обозначающим  и  воина,  и  дайме,  господина (в 
отличие от термина "самурай").  Слово "самурай" -- древнее и чисто японское, 
в X в. оно  поначалу  обозначало "военного  вассала", а  в конце XII в.  при 
военном  правительстве Камакура  оно стало официальным обозначением военного 
ведомства (самурай-докоро). 
     Дайдодзи  Юдзан  Сигэсукэ родился в знатной самурайской семье,  ведущей 
род  от клана  Тайра через  Тайра  Корэхира (X  в.).  Его  предком  в  пятом 
поколении   был  Сигэтоки,  старший  брат  Исэ  Синкуро  Нагаудзи,  ставшего 
впоследствии  знаменитым Ходзе  Соуном, князем  Одавары  и  одним  из  самых 

блестящих  администраторов своего времени.  Сигэтоки  взял  имя Дайдодзи  по 

названию деревни, в которой жил. Его внук Масасигэ покончил с собой, когда в 
1590 г. Хидэеси  взял Одавара,  а  его сын Наосигэ  стал  вассалом  Токугава 
Хидэтада  и храбро  сражался при осаде Осаки, помогая  собрать войска сегуна 
после  того, как их  потрепали  отчаянные  атаки гарнизона.  Сигэхиса,  отец 
Юдзана, был вассалом Токугава Тадатэру, шестого сына Иэясу  и младшего брата 
Хидэтада,   попавшего  под   подозрение,   потерявшего   свои   владения   и 
отправленного в отставку.  По всей  видимости, Юдзан  последовал за отцом. В 
это время он учился,  стал убежденным конфуцианцем и знатоком военного дела, 



<< предыдущая страница   следующая страница >>