sotrud.ru   1 2 3 ... 5 6

Психологическая структура личности.


Основные элементы психологчи структуры личности – это её психологич св-ва и особенности, которые называются «чертами личности». 1 уровень развития личности принято делить наподструктуры: биологически обусловленную, в кот входят возрастные, половые св-ва психики, а также врожденные св-ва нервной системы и темперамента, и подструктуру, кот содержит индивидуальные особ-ти пси процессов чел-а. Сюда относится индивидуальные проявления памяти, ощущения, восприятия, мышления, всех тех способ-й, кот зависят как от врожденных факторов, так и от развития и усовершенствования этих факторов. 2 уровень развит личности – индивидуальный социальн опыт этой личн-и. В этот опыт входят приобретённые чел-м знания, навыки, привычки, умения. Такая подструктура формируется в процессе обучения, имеет социал хар-р. 3 уровень развития личности – её направленность. Направленность включает различные влечения, желания, интересы, идеалы, взгляды, склонности, убеждения, мировоззрение чел-а, особенности его хар-а и самооценки.

*Интеллектуальные особенности личности достаточно отчётливо проявляются в действии чел-а в проблемной ситуации. Т.к. разные люди имеют различный опыт, то они по-разному видят задачу и формулируют её, по-разному анализируют и используют исходные данные для решения задачи. Интеллектуальные особенности личности существенно проявляются при выдвижении и проверке гипотез. Особое значение имеет степеньсимультанности мышления т.е. возможность в разных планах, с различных точек зрения подойти к выдвижению гипотез. Здесь здействуется имеющийся опыт, уровень развития самостоятельности, степень инициативности и др. кач-ва личн-и.



  1. Классификация теорий личности

Все теории личности могут быть разделены на группы: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая теория личности, когнитивизм, гуманистич психология и диспозицион теор личности.

Бихевиаризм (поведенческая т л ) представлен в 2 направлениях: Рефлекторное (Дж Уотсон и Б Скиннер), Социальное (А. Бондура и Дж. Роттер). Согласно обоим направлением, источником развитии личности – среда.Личность – продукт научения, а ее сво-ва – обобщенные поведенческие рефлексы и соц навыки. В Бих. Личность – система навыков и условных рефлексов + система внутренних факторов: самоэффективности, значимости и доступности.


Психоаналитич (основат Фрейд) Личн – не обладает никакой свободой воли. Поведен чел-а полностью детерменированно его бессознательными сексуальными и агрессивными мотивами. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мира скрыто за «фасадом» поведения. Бессознательное человека (Ид) постоянно борется за постоянное удовлетворение и руководствуется принципом удовлетворения. Между Ид и скпер-эго расположено Я чел-а, оно доносит требование реального мира до бессознательного и стремится выполнять инстинктивные требования. Супер-эго – морально нравственные запреты, которые закладываются обществом и семьей.

Аналитическая т. л. (К. Юнг) источник развития личности – врожденные пси факторы. Ребёнок получает от родителей врожденные первичные идеи - архетипы (идеи бога, добра, зла + идеи культурно – и индивидуально спицефические). 3 концептуальных блока: 1. Коллективное бессознательное – основа структуры л-ти, в кот собран весь опыт человечества, представленный в пси чел-а. 2. Индивид-е бессознат – совокупность комплексов или эмоциональн заряженных мыслей, чувств, вытесненных из сознания. 3. Индивид сознательное – структура служащая основой для самосознания, включает те мысли и чувства благодаря кот мы осознаем себя Целостность личности достигается за счёт архитипа – самость (цель – индивидуализация чел-а,выход из коллекивн бессозн) У самости 2 полюса: Интроверсия (ориентация на внутр мир, на собств переживания*субъект) и экстраверсия (установка нанаполнение враженных архетипов внешней инф-й).

Гуманистич теория – 2 направления: мнемическое (Роджерс) , мотивационный (Маслоу). Несмотря на расхождения их много объединяет: главный фактор активности л-ти – устремленность к будущему, к максимальной самреализации. Рассмотрение чел-а как уникальной целостности, открытой миру и способной совершенствоваться.

Когнитивная –(Келли) единственное что человек хочет знать в жизни – это то что сним произошло и что произойдет в будущем. Источник развития ч – среда, соц окруж-е. эта теор подчеркивает влияние интеллект процессов на поведение чел-а.




  1. Развитие личности по Фрейду

См № 9 +

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. 1. Младенец, полностью зависящий от матери в получении удовольствия, пребывает в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. Оральная фаза развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. В психологии ребенка господствует одно стремление - поглощать пищу. Ведущая эрогенная область этой стадии - рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка уже можно наблюдать различие между выражением удовольствия и неудовольствия. Опыт удовольствия приобретается при сосании. Фрейд признавал, что удовлетворение голода и удовольствие от стимуляции оральной слизистой оболочки при сосании являются удовлетворением различных потребностей и качественно различаются. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. "Застревание" на оральной стадии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов.

2. За оральным периодом следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. И здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретает конфликтный характер. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность.


3. Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия. * Развитие Эдипова коплекса и комплекса Электры (вокруг них строится поведении девочки или мальчика).

4. После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5-12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Либидо в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-идентичности. Теперь родительские ожидания и запреты воспринимаются им более последовательно, как требования, направленные к его сознанию, а болезненные воздействия стыда и вины ограничивают поиск либидного удовлетворения и усиливают подавление Эдиповых инцестуозных желаний. К тому же, окрепшее Эго способно держать под контролем воздействия инстинктов и сублимировать их, как только найдется приемлемое средство удовлетворения.

Вывод: Фрейд предположил, что в основе сексуального поведения лежит особый вид силы или психической энергии и предложил назвать эту энергию "либидо". "Либидо", по его мнению, являлось важнейшим фактором для развития личности. Именно благодаря "либидо" сексуальные стремления начинаются в гораздо более раннем возрасте, чем предполагалось до этого.



  1. .




  1. Мотивация человека (описание структуры, краткая хар-ка мотивов)

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы могут трансформироваться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается по преобразованной мотивации.


Мотивация: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивы бывают осознанными и неосознанными.


  1. Осозн. это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

  2. Неосозн - это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения, когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея­тельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотивов выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив («немотививированная» деятельность – та , мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (полимотивированная), тогда она направлена на удовлетворение нескольких потребностей.

Сдвиг мотива на цель- стихийный механизм формирования личности. Нормы поведения формируют культуру и должны быть внутренне приняты чел. Ре-ты освоения норм не огранич.внешним поведением, но вызывают изменения во внутреннем плане. Сначала ребенок выполняет требуемое, т.к.требование матери имеет для него личностный смысл. Ее похвала-предмет потребности. Со временем действие приобретает самост.побуд.силу-становится мотивом (мыть руки, делать уроки)


Функции мотивов:* побуждение и направление деятельности * смыслообразующая функция, Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выпол­няют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных)* определяет характер познавательных процессов и структурирует содержание восприятия, памяти, мышления и т.д.

**Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).



  1. Ощущения как основа чувственного сознания

Ощущ – это отражение различных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира – исходное, но, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств раздражителей. Раздражение => Возбуждение систем нервных клеток, при обязательном участии клеток коры головного мозга дает ощущение.


Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Типы класс. ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем: дистантные: Зрение, слух, обоняние относятся. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя:

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку, рецептор зрительного анализатора. Слуховые ощущения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.

Слуховые ощущения: Вибрационные ощущения. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов у человека нет. Отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.


болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

интероцептивные (органические) ощущения, о внутр. органах. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.



  1. Закономерности ощущений

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторнои системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхових раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности.

Итак, все наши анализаторни системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацию. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

- сенсибилизация вследствие необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);


- сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты прикосновений ощущение, вибрационная чу-ность.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности.

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражители.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнишою. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Синестезия. Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Синестезиею обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторних систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Рассмотрены закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителей, закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражители, что проявляется в снижении или повышении порогов. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматными веществ наступает с разной скоростью.




  1. Виды восприятия, их развитие

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования инф-и, в результате кот чел создает себе наглядный образ окруж-о мира.

Восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой ?, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по выделению специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Затем возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация - отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Т.о., восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).



<< предыдущая страница   следующая страница >>