sotrud.ru   1 ... 2 3 4 5 ... 103 104


Показательна  в  этом  отношении  реклама  «оригинального»  отбеливателя  «Ас»,

представляющего  собой  раствор  гипохлорита  натрия,  что  и  указанно  на  его  этикетке.
Парижский фармацевт А. Лабаррак изготовил сей раствор, усовершенствовав способ получения
«жавелевой  воды»,  в  далеком  1822  году.  Сама  же  «жавелева  вода»,  аналогичная  по  составу
«отбеливателю  нового  поколения  Ас»,  производилась  в  промышленных  масштабах  для
отбеливания  тканей  в  парижском  предместье  Жавель  с  1789  года  (с  начала  французской
революции!).  Кстати  сказать,  во  Франции  и  поныне  средства  для  отбеливания  иногда  так  и
называются - «Жавель».
Все  же  эта  реклама  содержит  правду  -  сей  «новейший»  отбеливатель  в  самом  деле
прекрасно отбеливает вот уже более двухсот лет. Увы, но это редкий пример несколько лукавой
но,  в  общем-то,  безобидной  рекламы.  Это  как  в  школьном  сочинении,  дескать,  комедию
«Недоросль»  Фонвизин  написал  еще  в  XVIII  веке,  но  работа  над  этим  произведением
продолжается до сих пор.
К  величайшему  сожалению  нынешняя  реклама  в  основном  ориентирована  на
закамуфлированный  всяческими  околонаучными  графиками  и  таблицами  преднамеренный
обман  потребителей.  В  качестве  иллюстрации  рассмотрим  массированную  рекламную
компанию под «кодовым» названием «Экологически чистый продукт» с размещенным зеленым
крестиком на упаковке товара.
Следует  сразу  признать,  что  сконструированная  российскими  «зелеными»  фраза  -
«Охрана  окружающей  среды»  по  сути,  абсурдна.  Охранять  можно  только  то,  что  внутри,  но
никак  не  то,  что  снаружи.  В  сущности,  борьба  «за  экологию»  «зелеными»  дилетантами  в
куртках  и  балахонах  из  синтетики,  весьма  лицемерна.  Достаточно  вспомнить,  что  в  быту  они
пользуются всеми плодами «химизации», а многие из них на свои «акции протеста» добираются
в автомобилях, само собой разумеется, с двигателями внутреннего сгорания.

Вспоминается  телеинтервью  «зеленых»  активистов,  что,  попыхивая  сигаретками,

«научно» рассуждали о губительности для здоровья всего ныне живущего, нефтяных платформ
в  Северном  море.  По  ограниченности  своего  ума  им  было  и  не  понять,  что  сигарета
несоизмеримо  более  опасная  вещь  для  их  здоровья,  чем  какие-то  «платформы»  в  далеком
Северном море. Впрочем, всегда есть «героические» баррикады, с картонными пулеметами.
Слово  «экология»  слишком  затерто  неточным  употреблением  и,  по  существу,
превратилось  в  журналисткий  штамп.  Ныне  порожден  новый  рекламный  спецэффект  в  виде
очередной  бессмыслицы  -  «Экологически  чистый  продукт»  и  -  для  пущей  убедительности  -
«благостного» зеленого крестика на упаковке товара. Все же давайте определимся с терминами
8


–  экология  (греч.  oikos  -  дом,  жилище),  это  наука  о  связях  живых  организмов  между  собой  и  с
окружающей  средой.  Объектами  экологии  могут  быть  популяции,  сообщества,  биосфера,  но
никак не продукты питания.
Тем  не  менее,  великой  миссией  раздачи  самим  себе  индульгенций  под  названием  -
«Экологически чистый продукт» и награждениями самих себя зелеными крестами, увлекаются
все  больше  и  больше  производителей  пищевых  продуктов.  Однако  все  ссылки  на  признание
«экологичности»  продукта  всевозможными  «зелеными»,  а  так  же  товароведческими
организациями, крайне курьезны и не более чем рекламное пустозвонство.
За  визирование  челобитных  от  производителей,  никакой  юридической  ответственности
сообщества  «экологов»  и  «проекты»  товароведов  -  не  несут.  Здесь  надо  уточнить  –
товароведение  всего  лишь  «изучает»  классификацию,  стандартизацию,  закономерности
формирования ассортимента и спроса товаров и условия его хранения. Дело конечно нужное, но
ни к сырью, ни к производственной, технологической цепочке изготовления продуктов питания

они  не  имеют  никакого  отношения.  Кроме  того,  вместо  «классификации»,  «формирования

ассортимента»  и  прочих своих  обязанностей,  «сообщество»  товароведов  занимается  не  своим
делом.  Более  того,  делом,  стоящим  вне  их  компетенции.  Остается  только  вслед  за  Козьмой
Прутким  констатировать  -  до  жути  простенько  все  -  желаешь  быть  «экологически  чистым»?
Будь им!
Наше  сознание  засорено  стереотипами  и  в  этом  мы  действительно  оригинальны.  Мы
изначально с  большим  доверием  относятся  к  «авторитетным»  интерпретациям  толкователей  и
обозревателей  потребительского  рынка,  придавая  им  большее  значение,  нежели  самой
информации. Один из самых устойчивых стереотипов является доверие мнению «специалистов»
и  прочих  ученых  и  академиков,  безмерно  обогативших  науку  своим  присутствием  в  ней.  И
непоколебимая  вера  в  достоверность  рекламы  –  дескать,  коль  на  всю  страну  вещают,  стало
быть,  это  правда.  Отнюдь  нет!  Это  нашему  сознанию  свойственно  наделять  всамделишными
качествами  практически  любое  рекламное  сообщение,  тем  более  «подкрепленное»  мнением
«экологистов».
Любой гражданин буквально за один день может зарегистрировать «проект» или «союз»,
назвать его, скажем – «Ассоциация потребителей Санкт-Петербурга и Северо-Запада». А после
выпускать пресс-релизы и  выдавать  страждущим  свои  значки-наклейки,  например,  «Одобрено
Ассоциацией  потребителей  Санкт-Петербурга  и  Северо-Запада».  Но  какова  будет  цена  и
достоверность подобной «оценки»?
9



<< предыдущая страница   следующая страница >>