sotrud.ru   1 2 3 4

Пирамида

Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

 

Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.

Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

Предложите такое упражнение ребенку.

Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.

VI. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти

Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

         Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и системе тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Я выбрала самые важные на мой взгляд.


1.     Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

Упражнения для формирования правильного дыхания:

         Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

         Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье        

В цветочном магазине

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

  Выдох со счетом

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

         Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

  Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

         Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения ( в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).

Медвежата

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам , молока б нам.      

В лифте

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.


Ручка в зубах

Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

         Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Велика (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).

2.     Чтение блоков

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

         Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором. 

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

(Первая группа блоков). 

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

                                         Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем

    Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

   Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!

Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр. 

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за

       Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

Не ни но ну по ра ре си су та те


          То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!

   Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс… 

           Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!

Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

          Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

Ба-ба дя-дя  па-па ма-ма 

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.

Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!

         Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный. 

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов

(Вторая группа блоков). 

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бер вон

Выя дар дом бей ели

Ему Зея сею уже зал

Ива тик хил зим лиф

Тих бия кар лих люк

  Ляп миф мул мыс мер

Нас нет нищ нот гну

Бой лом сон ост лот

   Мох бош пол Юра рек

                                                    Оси суп эта тел тот

   Эту тыл ТЮЗ ума муж

  Кум рус дух Уфа Уфу

Уха ухе чек чуб шаг

    Щит эхо юга ТЮЗ юму 

Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка  соответствующих участков речевого аппарата. 

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова

(Третья группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд Иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

Непр порт корт пунш Рижт

          Факт финт фунт шурф щедр и др.

 

Фразы для чтения 


Морж мёрз, но полз.

    Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт. 

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова

( Четвертая группа блоков). 

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.

         Блок блях барк взор ВГИК вжик

Влип враз врач вред ВТУЗ 

Где глуп граф грач гриф

         Джаз дни дней дроф друг ждал

       Жрец звон злой знак зной клёв 

Фразы для чтения 

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

                                                   Мой друг щедр. 

Чтение наиболее трудных однослоговых слов

(Пятая группа блоков). 

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

 Монстр перст пёстр пункт склад

                                         Смысл спорт столб стаж треск

                                         Хвост Холмс штамп штурм 

Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас. Чтение двуслоговых слов

(Шестая группа блоков). 

При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.  


         Аббат          бедных          браво       велю

         Абсурд        без фар          брикет     венки

         Аган             белый            бронза     верни

Фразы для чтения 

         Я вверх вёз хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

               На наш дом грач сел. 

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными

( Седьмая группа блоков). 

         При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение. 

                                                  Мы взгрустнули, видя с ели,

Как внизу другие сели

И запасы наши съели.

Далее для чтения предлагаются пары слов: 

Сели-съели                           приём – объём

                                Сёмка – съёмка                     веду – въеду

                                Приезд – съезд                      взял - изъял 

Фразы для чтения 

Он вёл коня, потом въехал во дворец.

Наша съёмка объекта была изъята.     

Слова с мягким знаком на конце

Быт – быть            ест – есть              вонь – вон

                             Гость – ГОСТ        мел – мель           даль – дал   

                             Ел – ель                  пусть – пуст        кровь – кров

                             Плот – плоть          тронь – трон       рис - рысь 

Фразы для чтения 

Не лезь в глубь – там грязь.

Шли сквозь огонь, сквозь пыль. 

На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.


Бабе – бабьё                    семя – семья

Коля – колья                     чего - чьего

                                    Дарю – Дарья                   браня – враньё

 

Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

( Восьмая группа блоков).

         Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала. 

Адская                            датская                         домашний

Акция                              деньжата                      артистка

Амплуа                            дибазол                        ассорти

Знание                              водная                         вольница

Горячка                           заморозь                       епископ

Изморозь                         качели                           лошади 

Фразы для чтения

Хвощ лесной, хвощ ценный.

На небе ни тучи – быть жаре 

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

(Девятая группа блоков). 

Апрельская             Ломоносов           полширины

                      Базальтовый           обыкновенная      эссенция

                      Зеркальный             падчерица           фамилия

                      Диапозитивы          революция           энтузиазм  

3.    Развитие оперативной памяти

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощь. зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного;         Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.


В каждом диктанте имеются пять предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.

Как лучше проводить зрительные диктанты?

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.



<< предыдущая страница   следующая страница >>