sotrud.ru   1 2 3 4 5



Учебно-методический комплекс


  1. М. А. Бойцов, Р. М. Шукуров «История средних веков»

  2. М. А. Бойцов, Н. Г. Петрова «Программа курса «История средних веков»

  3. Н. Г. Петрова «История средних веков» Книга для учителя. Учебно-методические материалы.

  4. Н. Г. Петрова «Рабочая тетрадь по история Средних веков»

  5. С. В. Агафонов «Схемы по всеобщей истории»

  6. Мультимедийные пособия:

Всеобщая история 6 класс История искусства


Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема

урока

Кол - во

ча-сов

Педагоги-

ческие средства

Виды деятельности обучаемых

Элементы

содержания

образования

Планируемые образовательные результаты


Вид контроля

Д/з

Дата

план

факт

Введение (1 ч.)




Раздел 1. Раннее средневековье (9 ч.)

1

Введение в курс «Средние века - период Всеобщей истории»


1

Вводный урок.

Знакомство со структурой учебника

Хронологические рамки Средневековья. Понятие Средние века

Знать понятия: Средневековье, эпоха, варвар, Великое переселение народов, исторические источники.

Уметь:

Определять взаимосвязь между периодами. Показывать преемственность между Античностью и Средневековьем.

Ответы на вопросы стр. 4

Введение

стр. 3-4




2

Византийская империя

1

Рассказ с элементами беседы. Анализ документов

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Положение христианской церкви.

Знать понятия: Ойкумена, сенат, форум, приход, епископ, паства, церковный собор, ромеи.

Уметь:

Объяснять причины сохранения империи и переноса столицы. Характеризовать роль императорской власти.



Анализ документов на стр. 14, вопросы 1,2 стр. 13.

§ 1




3

Византийская империя

1

Изложение материала с элементами самостоятель -

ной деятельности. Работа с картой, документами

Византийская культура. Византийская торговля. Города Византии. Взаимоотноше-

Ния Византии и Ирана.

Знать понятия: Кодекс Юстиниана, греческий огонь, торговый путь «из варяг в греки». Базилика, крестово-купольный храм, мозаика, фреска, иконопись, икона.


Уметь:

Называть причины расцвета империи. Уметь анализировать предметы искусства, выделять особенное. Оценивать роль Византии в мире.


Практические задания, работа с картой, иллюстрациями, понятиями, документами.

§ 2




4

Великое переселение народов

1

Рассказ с элементами беседы. Анализ документов

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни. Основные занятия.

Знать понятия: Великое переселение народов, варварские королевства.

Уметь:

Анализировать документ, оперировать понятиями, уметь работать с картой, анализировать исторические источники

Письменный опрос

Анализ документа на стр. 37, 38

§ 3,§ 4 стр. 38-39




5

Мир ислама

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника

Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Причина образования арабского халифата.

Знать понятия: Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин. Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат.

Уметь:

Определять предпосылки, сущность и последствия события

( возникновение новой религии; умение сравнивать ислам с христианством и язычеством)

Вопросы на сравнение

1.Сравнить пять основных обязанностей мусульманина с обязанностями христианина, 2.Образ жизни христиан и мусульман.


§ 4, вопросы на стр. 44





6

Мир ислама

1

Практикум. Практические задания, анализ документов


Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура мусульманского мира

Знать понятия; халиф, халифат, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмир.

Уметь:

работать с картой, выделять причины успешных завоеваний арабов и причины распада халифата.

Практические задания, анализ документов на стр. 53-54

§ 5, вопросы и задания к главе на стр. 54




7

Империя франков и её соседи

1

Лекция с элементами беседы.

Беседа по ключевым вопросам темы


Расселение франков, занятия, общественное устройство. Образование государств в Западной Европе.

Знать понятия: Салическая правда, майордом.

Уметь: анализировать исторический документ (Салическая правда)

Устный опрос.

Беседа по ключевым вопросам темы


§ 6, письменно ответить на вопросы 3, 5, 6 стр. 60




8

Империя франков и её соседи

1

Практикум.

Работа с текстом учебника

Составление таблицы

Создание и распад империи Карла Великого. Завоевательные походы франков. Управление империей.


Знать понятия: империя, усобица

Уметь:

решать познавательные задачи (вопросы 2, 3 на стр. 71), работать с картой.

Составить таблицу «Военные походы Карла Великого». Анализ документа на стр. 70

§ 7, вопросы к главам 1, 2. Подготовка к устному опросу




9

Империя франков и её соседи

1

Беседа с элементами дискуссии

Норманнские завоевания. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств. Поход Вильгельма Завоевателя в Англию.

Знать понятия: норманны, конунг, викинги, сага. Бритты, англы, саксы, эрл.

Уметь:

Определять причины норманнских завоеваний; решать познавательные задачи (вопросы 2,3 на стр. 77); составить схему «Завоевания территории Англии в 5-11 веках»

Письменный опрос, составление развёрнутого плана параграфа, работа с картой.


§ 8,9;

Подгото-

виться к письмен-ному опросу




10

Раннее Средневековье

1

Повторительно - обобщающий урок







Устный и письменный опрос по теме «Начало Средневековья»







Раздел 2. Вершина Средневековья ( 12 ч.)

11


Средневековые сословия

1

Лекция с элементами беседы. Работа с текстом учебника

Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Земля церкви.

Знать понятия: феод, сеньор, вассал, феодальная лестница. Рыцарство, турнир, герб, замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность.

Уметь:

Решать познавательные задачи (вопрос 3 на стр. 97); выделять основные черты феодального общества; самостоятельно анализировать источники: письменные, вещественные и т.д.

Фронтальный опрос.

Составить перечень основных признаков феодализма.

§ 10, 12 вопрос 1.




12

Средневековые сословия

1

Урок с элементами лабораторной работы. Составление сравнительной таблицы

Сословное общество в средневековой Европе. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянский Фольклор

Знать понятия: сословие, повинности, барщина, десятина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Уметь:

Определять роль общины в жизни крестьян.

Ответ на вопрос:

«Сравнить положение средневекового крестьянина и античного раба»

§ 11




13

Власть духовная и светская. Крестовые походы.

1

Практикум.


Составление таблицы.


Политическая раздробленность. Франция в X-XI веке. Германия в X- XI веке. Римская церковь.

Знать понятия: королевский домен.

Уметь:

Работать с картой, документами, сравнивать процессы истории и делать выводы (вопрос3, на стр. 126)

Составление таблицы «Королевские династии во Франкской империи и во Франции»

§ 13, анализ документов на стр. 127




14

Власть духовная и светская. Крестовые походы

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и картой

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Мусульмане и христиане в эпоху крестовых походов.

Знать понятия: Крестовый поход, простолюдин, сарацины, духовно-рыцарские ордены, сельджуки, православие, католицизм.

Уметь:

выявлять причины, последователь-

ность и синхронность событий и явлений

Составление таблицы «Крестовые походы». Работа с картой.

§ 14, 15, составить развёрнутый план пункта «Итоги крестовых походов»




15

Средневековые города

1

Рассказ с элементами беседы.

Участие в беседе, выполнение практических заданий

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи. Городской фольклор. Борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ярмарки.

Знать понятия: коммуна, ремесленник, цех, ярмарка.

Уметь: использовать карту, документы, иллюстрации как источник знаний; уметь работать со статистическим материалом ( стр. 148); выделять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; характеризовать и оценивать роль цехов в средневековом обществе.


Письменный опрос.

Практические задания: работа с текстом учебника, анализ документов на стр. 158-159.

§ 16





16

Средневековые города

1

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности. Составление сравнительной таблицы

Внешний вид средневекового города. Рынок. Ратуша. Собор. Управление городом. Роль городского патрициата.

Знать понятия: ратуша, привилегия, гильдия, патрициат. Уметь:

Определять основные черты средневекового города, сравнивать цех и гильдию.

Работа с текстом учебника. Сравнить цех и гильдию

§ 17стр. 160-162




17

Могущество римско-католической церкви

1

Проблемное изложение материала. Работа с текстом учебника

Христианская Церковь. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены.

Знать понятия: ересь, еретик, монашеские ордены, паломники, чистилище.

Уметь:

Устанавливать причинно-следственные связи. Определять роль и место Церкви в жизни с/в общества


Письменный опрос. Работа с текстом учебника.

§ 19, вопросы стр. 187




18

Европейские государства в XII - XIV веках

1

Практикум. Работа с текстом учебника.

Практические задания

Возникновение сословно-представитель-

ных монархий в Европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в 14-15 веке.

Знать понятия: Централизация, сословно-представительная монархия, Великая хартия вольностей, парламент, палата лордов, палата общин, Генеральные штаты.

Уметь:

на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в государствах Европы.

Практические и познавательные задания на стр. 197.

§ 20, документ на стр. 199




19

Кризис европейского средневекового общества

1

Урок с элементами лабораторной работы. Составление сравнительной таблицы

Кризис европейского сословного общества в 14-15 веках. Столетняя война: причины и итоги. Война Белой и Алой Розы.

Ранние славянские государства. Кирилл и Мефодий – просветители

Знать понятия:

Чёрная смерть, товарное производство, Жакерия, Авиньонское пленение, реформирование церкви, славяне, балты.

Уметь: Определять причины, характер, значение феодальных войн. Выделять причины событий, оценивать влияние Византии на славянские народы.


Письменный опрос

Составить сравнительную таблицу «Крестьянские восстания»

§ 21, 22 вопросы на стр. 213.

§ 23




20

Средневековая культура

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений

Романские и готические соборы.

Знать понятия:

Готический и романский стиль, устав, монастырская школа, риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика

Решение познавательных заданий. Подготовка сообщений

§ 17, стр. 163-169




21

Средневековая культура

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений

Развитие науки и техники. Появление университета. Схоластика.

Знать понятия: устав, монастырская школа, риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика.

Уметь:

Характеризовать роль церкви в сохранении и распространении знаний, использовать документы и иллюстрации как источники знаний.

Решение познавательных заданий. Подготовка сообщений

§ 18, вопросы 1-3 к главе 7 на стр. 177




22

Вершина Средневековья

1

Повторительно-обощающий урок








Устный и письменный опрос по теме «Вершина Средневековья»







Раздел 3. Мир за пределами Европы ( 3 ч.)

23

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Лекция с элементами беседы. Составление конспекта темы урока.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголам. Походы Тимура

Знать понятия: монголы, татары, хан, раджа, султанат, индуизм, буддизм.

Уметь:

Называть причины успеха монгольских завоеваний, распада монгольских государств, давать характеристику исторической личности (Тимура).

Письменный опрос

Работа с понятиями, картой, иллюстрациями, документами.

§ 24, вопросы 3, 5 (письменно)

§ 25, документ на стр. 242.






24

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Практикум

Практические и познавательные задания

Китай: распад и восстановление единой державы. Империя Тан и Сунн. Крестьянские восстания, нашествие кочевников. Создание империи Мин. Особенности с/в культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Средневековая Япония: жизнь, быт, культура, верования населения.


Знать понятия: Синтоизм, сёгун, Ямато, самураи. Уметь:

сравнивать государственный и общественный строй различных государств

( Китай и Япония), образ жизни европейцев и японцев. Уметь оценивать вклад китайской культуры в мировую

Практические и познавательные задания. Вопросы 1, 2 на стр. 249

§ 26, § 27, вопросы 1, 2 (письменно)

Индивидуаль-

ные сообщения по § 28§ 29.




25

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Семинар. Подготовка сообщений


Страны и народы Африки в эпоху Средневековья.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки, и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни

Знать понятия:

индейцы, майя, ацтеки, инки.

Уметь:

определять особенности развития стран Африки;

выделять особенности. Сравнивать (культуру индейцев, архитектурные постройки), анализировать карту, документы, иллюстрации, используя их как источники.

Выступления с сообщениями

§ 28§ 29, вопросы 1, 2, 3 на стр. 276




Раздел 4. Европа накануне Нового времени (1 ч.)

26

Европа накануне Нового времени. Османская империя

1

Лекция с элементами беседы. Составление конспекта темы урока

Завоевание сельджуков и османов. Падения Византии. Османская империя. Рождение Испании. Начало книгопечатания в Европе


Знать понятия: каравелла, идальго, турки-османы, книгопечатание.

Уметь: Выделять и перечислять признаки нового времени, анализировать карту, документы, давать оценку событиям

Практические и познавательные задания. Составление конспекта

§ 30, 31




27

Европа накануне Нового времени

1

Посторительно-обобщающий урок







Устный и письменный опрос







28

Итоговое повторение по курсу Средних веков

1

Посторительно-обобщающий урок







Собеседование









Нормы оценки знаний по истории

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых, кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных статьях оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитываются: глубина знаний (опора на теоретические положения исторической науки), полнота знаний и владение необходимыми умениями, осознанность и самостоятельность применения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи.


Оценка "5" - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания (9_11кл.) доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого ученика.

Оценка "4" - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.

Оценка "3" - в условии материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточное (пересказ учебника), несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.

Оценка "2" - главное содержание материала не раскрыто.

Оценка "1" - материал не усвоен, ученик отказывается ответить по теме или обнаруживает незнание ее основных положений.


Тест «Средневековый город»

 

1. Каковы причины возникновения средневекового города:

а) прекращение набегов на Европу в) рост населения в поместье, его перенаселение

б) развитие ремесел в деревне г) основание городов римскими папами

 

2. В каких местах чаще всего возникали средневековые города:

а) на перекрестках дорог в) в густых лесах, защищающих от врагов

б) возле переправ через реки г) на открытой местности

 

3. Все средневековые города:

а) имели рыночную площадь, на которой или неподалеку от которой находились главные городские здания

б) были довольно чистыми, имели канализацию, службу, следившую за вывозом мусора в) были застроены одноэтажными домами


 

4. Как назывался город, добившийся независимости от сеньора:

а) метрополия в) республика

б) коммуна г) поместье

 

5. Человек, проживший в городе один год и один день:

а) становился свободным в) овладевал определенным ремеслом

б) приобретал сеньора г) подчинялся правилам, установленным городской хартией

 

6. Найдите лишнее. Ремесленный цех:

а) помогал больным мастерам, вдовам и сиротам

б) имел устав, определявший хозяйственную деятельность мастеров

в) состоял из мастеров, подмастерьев и учеников

 

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями.


ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) цех

 

Б) мэр

В) шедевр

Г) ратуша

1) образцовая работа, которую подмастерье изготавливал для того, чтобы стать мастером

2) здание, в котором заседал городской совет

3) союз ремесленников одной специальности

4) глава городского совета



<< предыдущая страница   следующая страница >>