sotrud.ru   1 2 3 ... 56 57


ситуаций. Шире и изощреннее будут использоваться ИТ-технологии. 

 
 
 Известный  ученый  в  области  менеджмента  Питер  Друкер 
отмечал, что знания устаревают каждые 10 минут. То есть надо понимать, 
что  у  слушателя,  выходящего  из  аудитории  (любого  учебного  заведения 
любой  страны),  знания  уже  устарели.  Учиться  надо  каждый  день  и  в 
течение всей жизни, реализуя принцип «long life learning».  
 
 В  данном  учебном  пособии    представлен  обзор  применяемых  в 
современной практике методов обучения по направлению «Менеджмент». 
Особое место уделено методике использования в учебном процессе кейсов.  
При  разработке  кейсов  использованы  материалы  таких  изданий  как 
«Секрет фирмы», «Ведомости», «Управление фирмой», «Бизнес Уик» и др. 
 
 
 
Часть 1. Технологии обучения 
 
Словарь  английского  языка  Оксфорда  определяет  технологию  как 
«процедуру,  которая  позволяет  эффективно  достичь  какой-то  цели». 
 
Большинство авторов также отдают предпочтение данному термину, 
но  некоторые  используют  в  качестве  альтернативы  «метод».  В  том  же 
словаре  последний  определяется  и  как  «процедура,  позволяющая  чего-то 
достичь».   Таким образом,  эти термины являются синонимами.  
Рассмотрим основные технологии (методы) обучения студентов - будущих 
менеджеров. 
1.1. ЛЕКЦИИ 
 
Это  самая  традиционная,  старомодная  и  дидактическая  технология 
обучения — одностороннее изложение материала, которое может (в очень 
редких  случаях!)  прерываться  вопросами  слушателей  и  —  еще  реже  — 
предполагает  обсуждение.  Во  время  лекций  часто  используются 
аудиовизуальные  средства  обучения,  а  также  другие  технологии, 
описанные в этом разделе.  
 


 
Аудиовизуальные  учебные  средства  —  это,  например,  изображение 
основных  пунктов  материала  на  флипчарте  или  доске,  демонстрация 

слайдов  проектором  на  экране,  проекция  письменного  или  печатного 

материала  с  помощью  эпипроектора  или  диапозитивов  диапроектором. 
Сегодня все чаще используются демонстрации с помощью компьютера. И 
конечно  же,  нельзя  не  упомянуть  всевозможные  раздаточные  учебные 
материалы. 
 
Лекция,  даже  самая  краткая,  —  основа  большинства  курсов;  это 
мощная  технология,  позволяющая  излагать  и  объяснять  большие  объемы 
теоретической  информации,  особенно  полезная  в  больших  группах 
учащихся  будущих менеджеров.  
 
Лекцию  легко  читать  даже  перед  сотнями  человек.  Еще  одно  ее 
преимущество  —  она  способствует  дополнительному  изучению  книг  или 
других материалов, разъясняя их ключевые пункты. Недостаток лекции — 
отсутствие  вовлеченности  и активности  слушателей,  что ограничивает  их 
потенциал:  те,  кто  предпочитает  активный  тип  обучения,  на  лекциях 
просто «отключаются». 
1.2. СЕМИНАРЫ 
 
Обучение  в  небольшой  группе  позволяет  преподавателю  уделить 
время  всем  учащимся  и  вовлечь  их  в  групповую  дискуссию.  Семинар  — 
одна  из  форм  такого  обучения,  занятие  в  небольшой  группе  учащихся, 
когда преподаватель читает лекцию в менее формальной обстановке и она 
сопровождается  вопросами  и  открытым  обсуждением.  Другое  значение 
термина  подразумевает  академический  контекст,  поскольку  чаще  всего 
употребляется именно в связи с академическим обучением. Однако по сути 
это — равнозначные понятия.  
 
 Семинар  значительно  отличается  от  лекции:  на  семинаре  от 
студента  требуется  не  слушать,  а  говорить.  Задача  преподавателя  — 
направлять дискуссию,  задавать  вопросы, предлагать  разнообразные пути 
решения, выступать в роли "адвоката дьявола" (если никто из студентов не 
 


выдвигает  смелых  и  нетрадиционных  предложений)  и  вообще 

способствовать оживленному и открытому обмену мнениями.  

 
Студенты  на  семинарах  должны  анализировать  ситуации,  вносить 
предложения по решению проблем и аргументировать свои рекомендации. 
 
Преподавателю нужно создать такую атмосферу, при которой никто 
из  студентов  не  боится  высказать  собственное  мнение,  предложить 
собственный  вариант  анализа  ситуации  и  решения  проблем,  защищать 
свою позицию. 
 
Не  следует  пугаться,  если  в  ходе  обсуждения  кто-то  из  студентов 
выскажет мысли, которые преподавателю никогда не пришли бы в голову 
и которые вы совершенно не одобряете.  
 
Цель  семинара  состоит  в  том,  чтобы  выявить  как  можно  больше 
точек зрения и расширить, таким образом, горизонт мышления участников. 
Как  говорится,  одна  голова  хорошо,  а  две  —  лучше.  Еще  говорят,  что  в 
споре рождается истина. 
 
Поэтому  при  коллективном  обсуждении  почти  всегда  возникают 
идеи,  которые  не  пришли  бы  в  голову  никому  из  участников  в 
отдельности, — в этом огромное преимущество этого подхода. При таком 
подходе  выявляется  многообразие  подходов,  появляется  возможность 
сравнить  разные  точки  зрения,  формируется  умение  отстаивать 
собственную позицию. 
 Чего следует ожидать от этих занятий? 
1.        Преподаватель  обычно  берет  на  себя  роль  руководителя,  основного 
слушателя и автора самых острых вопросов. 
2.    Студенты будут много говорить — для этого семинары и придуманы.  
Молчаливое  присутствие  на  семинаре  не  принесет  вам  никакой  пользы, 
ведь  если  все  будут  помалкивать,  никакого  обсуждения  не  будет. 
Эффективность дискуссии зависит от каждого, и от вас тоже. 
3.       Студент  должен быть готов к  тому,  что преподаватель  попросит его 
объяснить и аргументировать свою точку зрения.  
 



<< предыдущая страница   следующая страница >>