sotrud.ru   1 2 3 ... 51 52

Программа «Детство», как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснован­ности и практической применимости.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жиз­ни каждого человека. Именно в этот период начинается про­цесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сфе­рами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Проис­ходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования ос­нов самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому програм­ма «Детство» создана авторами как программа обогащенного раз­вития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осо­знание ребенком своих потребностей, возможностей и способ­ностей.
Программа «Детство» соответствует критериям полноты, необ­ходимости и достаточности.
Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способ­ности строить педагогический процесс по модели субъект- субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диа­гностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики до­стижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребе­нок развивается в своем темпе, задача воспитателя — бережно от­носиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошколь­ного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отноше­ние к развитию детей дошкольного возраста.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предус­мотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской ли­тературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и тру­дом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успеш­ной социализации в современном мире.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделяется большое вни­мание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает вос­питание уважения к другим народам, интерес к мировому сооб­ществу.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, уча­ствовать в охране окружающей среды.
Программа «Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможнос­тями самих образовательных областей.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного рас­крытия его возрастных возможностей и способностей. Авторы про­граммы «Детство» являются сторонниками целостного развития ре­бенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.


Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, рас­ширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим пережи­ваниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, ов­ладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возмож­ностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отно­шений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Программа «Детство» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных об­ластей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Маль­чики и девочки», «Наши домашние питомцы», «Наш город». Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, те­кущие явления и яркие события (времена года, праздники).

Программа «Детство» предусматривает решение программных об­разовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непо­средственно образовательной деятельности, но и при проведении ре­жимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного обра­зования.
Программа предусматривает организацию:


  • образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

  • в самостоятельной деятельности детей;

  • в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации про­граммы.

В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятель­ность предполагает проведение занятий с детьми, которые осущест­вляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

Для авторов программы идеальный детский сад — это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспи­тателя с дошкольниками.


Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересны­ми делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребен­ка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-иг­ровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребен­ка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, по­могая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для ре­шения своих проблем сведения из разных образовательных об­ластей.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы пе­дагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ре­бенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свобод­ная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуж­дения, стремиться к творческому отображению познанного. В ус­ловиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимуще­ственное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Программа «Детство» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — ма­ленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельно­сти, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенци­альные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, экс­периментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе для каждой возрастной группы.

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ре­бенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуаль­ное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.
Уважаемые коллеги!

Предлагаемая публикация представляет собой переработанный и дополненный вариант программы «Детство».


Этот вариант соответствует ФГТ к структуре основной общеоб­разовательной программы дошкольного образования.

В обновленной программе «Детство» отражено содержание пси- холого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Со­циализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение худо­жественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», дана характеристика планируемых результатов освоения детьми про­граммы.

Все общие задачи воспитания и развития ребенка, поставленные в ФГТ по каждой образовательной области, получили в программе конкретизацию и уточнение с учетом конкретной возрастной груп­пы и возможностей детей.

В основной части программы представлено содержание работы в четырех возрастных группах, отражены особенности возраста и организации жизни детей, общие задачи воспитания и развития, режим, некоторые требования к предметно-развивающей среде. Последовательно раскрываются задачи и содержание по каждой образовательной области, формы и методы работы с детьми, ин­теграция образовательных областей.

В разделе «Ориентация детей в образовательной области» от­ражены объекты, о которых узнает ребенок, что помогает ему пра­вильно ориентироваться в той или иной сфере окружающего мира (социальной, художественной, природной, предметной сферах). Со­держание этого раздела показывает воспитателю, как обогащаются детские представления о мире, какие темы важно затрагивать в общении с детьми, наблюдении, беседах, знакомстве с художест­венной литературой и искусством.


В разделе «Организация опыта освоения образовательной облас­ти» раскрывается содержание работы воспитателя по развитию дет­ской самостоятельности, формированию различных умений (прак­тических, коммуникативных, познавательных, художественных), эмоций и чувств дошкольников (социально-нравственных, эстети­ческих, познавательных).

В целом, содержание перечисленных выше разделов соответст­вует девизу программы: «Чувствовать — Познавать — Творить» и способствует постепенному становлению основ субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании.

Каждый раздел по той или иной образовательной области за­вершается итогами освоения содержания образовательной области в программе возрастной группы, раскрывает достижения ребенка и проблемы, требующие совместных усилий педагогов и родителей по их преодолению.

В конце раздела по той или иной возрастной группе представ­лена краткая характеристика развития интегративных качеств ре­бенка. Это позволяет педагогу видеть динамику развития дошколь­ника от группы к группе и соответственно планировать образова­тельный процесс.

Завершается основная часть программы характеристикой пла­нируемых итоговых результатов освоения детьми образовательного содержания через описание интегративных качеств ребенка, вы­пускника детского сада на пороге школы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детство» представлена отдельно в методическом пособии «Мони­торинг в детском саду. Как работать по программе „Детство"».

Основная часть программы, включая также раздел, посвящен­ный


<< предыдущая страница   следующая страница >>