sotrud.ru   1 2 3 ... 30 31

Любовь Шах-Джахана к Мумтаз-Махал


В городе Агра на севере Индии находится Тадж-Махал, изыс­канная гробница из белого мрамора, построенная Шах-Джаха-ном в честь своей супруги. Несмотря на то, что гробница была построена в семнадцатом веке, она до сих пор считается одним из самых великолепных зданий в мире и одной из самых рос­кошных гробниц, которые только существуют. Это памятник истинной любви мужчины к женщине. Описание любви шаха к Мумтаз-Махал я цитирую из книги Элизабет Байленд «Три муд­реца Востока».

«Молодой индийский правитель нашел в этой персидской девушке воплощение всех своих высоких мечтаний и вообра­жения. Их жизни были настолько тесно переплетены, она была настолько сильным вдохновением для него, что образ одного не отделим от образа другого. Чувства шаха выражены в следую­щих поэтических строках: „Трону мира он предпочитал наименьший из локонов, кото­рый ниспадал на ее изящную шею".

В культуре его времени практически не существовало ни­каких сдерживающих факторов, будь то закон или обществен­ное мнение, которые контролировали бы желания императора из династии великих Моголов в отношении женщин... Он был абсолютно свободен брать женщин, откуда он хотел, и исполь­зовать их по своей воле. Тем не менее совершенно очевидно то, что Шах-Джахан никогда не подвергал свою жену соперничеству с другими женщинами. У него было еще две жены, но с ними он состоял в политическом браке, а не в браке любви.

Также шах возвел для своей жены прекрасный дворец из бе­лого мрамора, наверное, самое роскошное жилище в мире на то время. Это был изысканный дворец с резными, как кружева, мраморными колоннами и великолепными мозаиками с изобра­жениями птиц и цветов, выполненными из драгоценных камней. Строя дом для своей возлюбленной, император создал воистину уникальное произведение искусства. А на потолке, в который упираются пышные колонны, знаменитая надпись, выполнен­ная золотой краской красивым персидским почерком: „Если су­ществует рай на земле, то он здесь, он здесь, он здесь".


Мумтаз умерла в родах, когда появился на свет их четырнад­цатый ребенок. В старом персидском манускрипте мы находим следующее описание: „Когда император узнал, что она умрет, он горько заплакал от великой любви, которую он питал к ней, и можно было подумать, что звезды погасли в небе и потоп об­рушился на землю. Во дворце поднялся такой сильный плач, как будто наступил день великого суда. Император, рыдая и ударяя себя в грудь, повторял слова поэта Саади: „Как Богу нет покоя в руках расточителя, так терпение в сердце любящего подобно воде в сите". Но скорбь разбудила его талант, который реализовался в наивысшей мере. Он решил, что на могиле его возлюбленной должен быть возложен прекрасный венок любви.

Знаменитые здания, как правило, были монументами напы­щенных и гордых царей или храмами богов, или памятниками богатых и надменных городов. Но он в красоте белого мрамора впервые выразил истинную любовь мужчины к женщине, не физическое желание, а союз духа с духом. Он не жалел ни сил, ни средств, чтобы довести до совершенства последнее жилище своей возлюбленной королевы. Двадцать тысяч работников тру­дились над ним в поте лица целых семнадцать лет».

Обратите внимание на одну мысль: Мумтаз-Махал прина­длежала культуре, которая требовала от женщин, чтобы они были в подчинении и зависимости и знали свое место в женском мире. В этой культуре женщины не господствовали, не требо­вали равенства и не пытались быть равными с мужчинами. Но она все-таки сумела получить то, к чему стремится каждая жен­щина, — уважение, почтение и преданную любовь своего мужа. Тадж-Махал, который Шах-Джахан построил для Мумтаз, был самым дорогим подарком любви, который мужчина когда-либо преподносил женщине.


Эгоистично ли это?

Не думайте, что желание быть любимой с великой нежнос­тью и преданностью эгоистично. Любовь мужа к вам является для него самого источником великой радости. Благодаря своей любви к вам он может быть настоящим мужчиной, и у него есть реальный стимул для того, чтобы преуспеть в жизни, стимул, обеспечивающий ему то, ради чего он мог бы трудиться, жить и, если потребуется, умереть. Пробуждение любви вашего мужа поможет ему обрести счастье и полноту жизни. Если вы этого не делаете, вы лишаете своего мужа одного из его величайших удовольствий в жизни.


Вас тоже ожидает награда. Любовь мужа будет центром вашего счастья. Вы сможете более адекватно посвящать себя семье и домашним делам. Любовь улучшит ваше здоровье и обогатит эмоции, поможет вам расцвести и почувствовать себя королевой.

Любовь в браке — самый важный элемент его успеха, а сча­стливый брак — фундамент успешной семьи. Нет ни одного ре­ального шанса создать истинно успешную семью без счастливо­го брака, основанного на искренней и постоянной любви друг к другу, а это значит, что любовь не только желанна, но обязатель­на. При счастливом браке растут счастливые дети, которые нор­мально развиваются и готовятся к будущей жизни. Счастливая семья — это достойный вклад в благосостояние общества, вклад, который приносит мир, а не разногласия, возникающие из-за недостатка любви.

Ваша любовь к мужу

Истинная форма «небесной любви» может существовать только при условии, если вы любите своего мужа так же сильно, как он любит вас. Поскольку мы обсуждаем только те принци­пы, которые пробуждают любовь мужа к жене, подумайте, как ваша любовь к нему может стать глубже и сильнее? Обычно жен­щины отвечают так: «Он должен что-то для этого сделать, стать лучше». Хотя стремление вашего мужа к самосовершенствова­нию, безусловно, увеличило бы вашу любовь к нему, однако чудо «Очарования женственности» заключается в следующем:


  1. Когда вы будете применять наши уроки на практике, вы
    начнете лучше понимать и больше ценить своего мужа, научи­
    тесь видеть его лучшие стороны и, таким образом, сможете силь­
    нее любить его.

  2. Соблюдая принципы «Очарования женственности», вы
    станете более привлекательной женщиной с милым характером.
    У вас появится способность любить его сильнее.

  3. Когда вы будете помогать ему обретать самоуважение и
    уверенность в себе и создавать благоприятные условия для счас­

    тливой супружеской и семейной жизни, у него будет больше сти­

    мула совершить что-нибудь достойное в жизни. Он станет муж­
    чиной, которого вы сможете любить легче и полнее.


«Небесная любовь» — это то, к чему стремится каждая жен­щина с тех пор, как Бог сотворил этот мир. Еще в детстве каждая девочка мечтает о романтике, воображая себя прекрасной прин­цессой, которой страстно добивается принц. Белоснежка и Зо­лушка — любимые героини маленьких девочек. В юности мыс­ли девушки заняты тем, чтобы найти человека, который будет любить и лелеять ее. Нежная и преданная любовь всегда была главной темой великих опер, романов и песен. Романтическая любовь, одна из мощнейших движущих сил в жизни, по праву заслуживает тщательного изучения.

В заключение этой главы вы можете спросить: «А что я могу сделать, чтобы пробудить „небесную любовь" в моем муже?» Чтобы это узнать, мы должны изучить принципы, которые пробуждают мужскую любовь. Мы должны изучить качества идеальной с точки зрения мужчины женщины — той, которая пробуждает преклонение, обожание и любовь.

Глава 2

Идеальная женщина с точки зрения мужчины

Что6ы понять мужскую точку зрения, попытайтесь увидеть и- идеальную женщину глазами мужчины. Его понимание женского совершенства отличается от вашего. Черты, которые мы, женщины, уважаем друг в друге, редко привлекают мужчин. С другой стороны, черты, которые обычная женщина игнориру­ет или осуждает в другой женщине, иногда оказываются как раз теми характеристиками, которые делают ее привлекательной для мужчин. Женщины часто не видят своего очарования, поэтому им очень трудно понять, что нужно мужчинам.

Вы когда-нибудь ломали голову над тем, чтобы понять, что конкретный мужчина находит в конкретной женщине? На ваш взгляд она, возможно, не обладает ничем привлекательным, од­нако мужчина видит в ней само очарование. Восхищение, кото­рое мужчина испытывает к конкретной женщине, кажется не­разрешимой загадкой для остальных представительниц ее пола. Иногда сам мужчина не может объяснить, в чем именно заклю­чается обаяние его любимой. А знакомы ли вам женщины, кото­рые, казалось бы, обладают всеми необходимыми женскими ка­чествами, но при этом остаются отверженными и нелюбимыми? Поэтому, изучая идеальную женщину, помните, что мужчина судит в соответствии со своим набором ценностей.


Женщины склонны ценить уравновешенность, талант, ин­теллектуальные способности и одаренность личности, тогда как мужчины восхищаются женственностью, нежностью, приятным характером, веселым духом и способностью понимать мужчин.

Существенная разница — в отношении к внешности. Женщины склонны восхищаться артистической красотой, например, фор­мой лица, формой носа или артистической одеждой. Мужчины, однако, придерживаются совершенно другого представления о том, что делает женщину красивой. Они придают больше зна­чения сиянию ее глаз, чистоте ее улыбки и женственности ее ма­неры поведения.

Две стороны: ангельская и человеческая

Идеальная женщина с точки зрения мужчины имеет две стороны: ангельскую и человеческую. Ангельская сторона — ее духовные качества. Это добрый характер, понимание мужчин, домашние навыки и внутреннее счастье. Человеческая сторона имеет дело с внешностью, манерой поведения и женской при­родой и включает обаяние, лучезарность, хорошее здоровье и детскую искренность. Комбинация ангельской и человеческой сторон создают совершенную женщину с точки зрения мужчи­ны. Они обе необходимы для завоевания искренней любви муж­чины.

Качества этих двух разных сторон вызывают разные чувства у мужчины. Ангельские качества пробуждают чувство прекло­нения и дают мужчине ощущение мира и счастья. Человеческие качества очаровывают его и пробуждают нежность, желание за­щищать и ограждать женщину от зла и опасности. Когда в жен­щине присутствуют и ангельские, и человеческие качества, она становится для мужчины идеальной женщиной, той, о которой он может заботиться и которую может лелеять.

Для иллюстрации ангельской и человеческой сторон в жен­щине я обращусь к примерам из классической литературы. Хотя эти женщины — вымышленные героини, их пример так же на­дежен, как и живые примеры, потому что великие писатели от­ражают в своих героях людей, которых они знают в реальной жизни. Так что женщины, на которых я буду ссылаться, были живыми примерами в жизни авторов.


Образы, созданные в прошлом, современны и сегодня. Чело­веческая природа не меняется. Семья всегда имела одинаковый склад. Вот почему герои из Библии так близки нам сегодня. Да­вайте теперь обратимся к примерам из классической литерату­ры, чтобы рассмотреть ангельскую и человеческую стороны в женщинах.

Дэвид Копперфилд

Иллюстрацию ангельских и человеческих качеств мы нахо­дим в истории Дэвида Копперфилда, описанной Чарлзом Дик­кенсом. Наш идеал, однако, представлен не одной женщиной, но двумя, Агнес и Дорой.

Агнес

Агнес представляет ангельскую сторону нашего идеала, сто­рону, которая вызывает преклонение. Дэвид Копперфилд знал Агнес с детства. С тех пор, как он увидел ее впервые, она вы­зывала в нем чувство преклонения. Диккенс так описывает их первую встречу:

«Мистер Уикфилд постучал в дверь, находившуюся в углу этой комнаты, обшитой панелью; тотчас же выбежала девочка, приблизительно моя ровесница, и поцеловала его. На лице ее я сразу же уловил то ласковое и безмятежное выражение, какое уже видел внизу на портрете леди. И мне представилось, буд­то леди на портрете выросла и превратилась в женщину, а ори­гинал остался ребенком. Хотя лицо девочки было радостным и веселым, но и в нем было какое-то спокойствие, и такое же спо­койствие она разливала вокруг, и сама она была словно дух уми­ротворения и покоя, добрый дух, которого я никогда с тех пор не забывал. И никогда не забуду.

Мистер Уикфилд сказал, что это его маленькая хозяйка, его дочь Агнес. Когда я услышал, как он сказал это, и когда увидел, как он держит ее руку, я догадался, какова его единственная цель в жизни.

На поясе у Агнес висела миниатюрная плетеная корзиноч­ка, в которой она хранила ключи, и вид у нее был степенный, скромный, подобающий хозяйке такого старинного дома. Мило улыбаясь, она выслушала рассказ отца обо мне и, когда он закон чил его, предложила моей бабушке подняться наверх и посмот­реть мою будущую комнату. Мы отправились все вместе, пред­шествуемые Агнес. Комната была чудесная, старинная — тоже с дубовыми балками, с оконными стеклами ромбической формы, и сюда тоже вела лестница с широкими перилами.


Я не могу припомнить, где и когда в детстве, я видел в церкви окно с цветными стеклами. Не помню я и сцен, изображенных на витраже. Но знаю, что, когда я увидел Агнес, поджидавшую нас наверху в полумраке старинной лестницы, я подумал об этом окне; и знаю еще, что с той поры я всегда связывал его мягкий и чистый свет с Агнес Уикфшщ».

Дэвид и Агнес стали близкими друзьями. Она была для него источником комфорта, понимания, истинного сочувствия и дружбы. «В любви, в радости и печали, в надежде и разочарова­нии — словом, во власти любого чувства — сердце мое неволь­но обращается к ней и там находит свое пристанище и лучшего друга».

Агнес всегда имела духовное влияние на Дэвида. Вот как он сам пишет об этом: «Когда я писал Агнес, сидя у открытого окна в чудесный вечер и вспомнил ее ясные спокойные глаза и крот­кое лицо, при этом воспоминании такой мир и покой снизошли на мою смятенную и взволнованную душу... что я расплакался». Однако, хотя он и знал Агнес с самого детства, хотя он и прекло­нялся перед ней с того момента, как впервые ее увидел, и хотя он и чувствовал, что только она одна может дать ему дружбу и понимание, он безумно увлекся не Агнес, а Дорой.

Дора

Дора представляет человеческую сторону нашего идеала, сторону, которая очаровывает, покоряет и пробуждает необык­новенную нежность в сердце мужчины и желание защищать и ограждать. Дэвид описывает ее следующими словами:

«Я видел перед собой существо неземное. Это была фея, сильфида, не знаю кто, — нечто, чего никто никогда не видел и о чем все мечтают... У нее был невыразимо нежный детский голосок, заразительный детский смех, милые очаровательные детские ужимки, и от всего этого юноша мог потерять голову и стать ее рабом. И вся она была так миниатюрна! А потому еще более мне дорога... Когда я увидел, как она прижала цветы к кро­хотному подбородку с ямочкой, я потерял присутствие духа, дар речи...»

Ее детские манеры, ее милые маленькие прихоти и капризы, ее девическое доверие ему, ее абсолютная зависимость от заботы о ней со стороны близких привлекли рыцарское сердце Дэвида. Она пленила его.


Женатый на Доре, Дэвид обращается к Агнес

Несмотря на то, что Дэвид испытывал подобные чувства к Доре, ему недоставало комфорта, понимания, признания и ду­ховного влияния Агнес. Он говорит Агнес: опереться «на Дору трудновато... я не хочу сказать, что на нее нельзя опереться, по­тому что она — сама верность и чистота, но... трудновато... Она робкое существо, и ее легко смутить и испугать... Когда вас не было со мной, Агнес, чтобы с самого начала дать мне совет или одобрение, я как будто терял голову и попадал из одного затруд­нительного положения в другое. Но как только я приходил на­конец к вам (а я всегда приходил), на меня нисходил мир, и я обретал счастье».

Дора как хозяйка дома

Еще одним слабым местом Доры было ведение домашнего хозяйства: «Наше беспорядочное хозяйство осталось без измене­ний». Дора не умела ни вести хозяйство, ни управляться с день­гами, ни готовить. Дэвид купил ей дорогую кулинарную книгу, но Дора приспособила ее для игры со своей собачкой.

Пустота в жизни Дэвида

Живя в браке с Дорой, он продолжал ее любить. Она вос­хищала и удивляла его, и он испытывал к ней самые нежные чувства. Но эта любовь не была полной, и он не был до конца счастлив. «Знакомое тяжелое чувство тяготело надо мной... По­жалуй, оно даже углубилось, но оставалось таким же неясным, как и раньше, и преследовало меня, словно печальный музы­кальный мотив, звучавший где-то далеко в ночи. Да, я горячо любил свою жену и был счастлив, но это было не то счастье, о котором я когда-то мечтал, — и мне всегда чего-то не хватало...» Дэвид признается: «Иногда мне хотелось, чтобы моя жена была мне советчиком с характером сильным и решительным, поддер­живала меня, направляла и обладала способностью заполнить пустоту, которая, казалось мне, возникала вокруг меня».

Дальше в этой истории Дора умирает, и Дэвид обращается к Агнесс. Вступив в брак с Агнес, Давид испытывает настоящий мир и счастье. Она заполняет пустоту в его жизни. Она была пре­восходной хозяйкой и проявляла истинное понимание по отно­шению к нему. У них были дети и чудесная семейная жизнь. Он любил ее, но и здесь ему чего-то недоставало. Будучи женат на Агнес, он часто предавался воспоминаниям о Доре. В мыслях о ней он писал: «Привлекательность Доры оставила такое сильное впечатление в моей памяти... Возвращаясь назад, к тому време­ни, о котором я пишу, я призываю невинный образ, так нежно мною любимый, выйти из тумана прошлого и хотя бы еще раз обратить на меня свой лучистый взор».


Однажды его маленькая дочь прибежала к нему с колечком на пальце. «Хорошенькая безделушка с голубыми камешками так связана в моей памяти с ручкой Доры, что вчера, случайно увидев похожее колечко на пальце моей дочери, я почувствовал, как у меня защемило сердце».

Чувство, которое Дэвид испытывал к каждой из них

Чувство, которое Дэвид испытывал к Агнес, было подобно преклонению. Она оказывала на него духовное влияние. Она приносила ему мир и счастье, а без нее он, казалось, «терял го­лову и попадал из одного затруднительного положения в дру­гое». Думая о ней, он «не мог удержаться от слез облегчения». Она была частью его самого «как один из элементов моего су­щества».

Чувство, которое Дэвид испытывал к Доре, было другим. Она восхищала и удивляла его. «Это была фея, сильфида, не знаю кто, — нечто, чего никто никогда не видел и о чем все мечтали». Изящество и живость всех ее манер вызывали в нем непреодо­лимое желание защищать и охранять ее.

Я хотела бы подчеркнуть, что Дэвид Копперфилд испыты­вал два различных типа любви к этим двум женщинам. Он по-своему любил Агнес, но эта любовь была не настолько сильной, чтобы привести его к браку. И хотя этот тип любви приносит мужчинам величайший мир и истинное долговечное счастье, это еще не совершенство любви.

Любовь к Доре была сильной, напряженной и истощающей. Когда Дэвид думал о ней, он чувствовал себя в сказочной стране, пленником и рабом. Этот тип любви, однако, тоже не был совер­шенным. Дэвид не был по-настоящему счастлив, что становится ясно из его слов: «Да, я горячо любил свою жену и был счастлив; но это было не то счастье, о котором я когда-то мечтал».

Дэвид Копперфилд никогда так и не испытал полного удов­летворения от любви, поскольку его чувства вдохновлялись дву­мя разными женщинами. Ни одна из них не была полным иде­алом, о котором мы говорим, поэтому ни одна из них не могла вызвать его любовь в полном смысле.

Агнес и Дора

Если бы Агнес обладала девическим очарованием Доры, ее восхитительной «детской» манерой поведения и ее зависимо­стью от мужчин, от их защиты и руководства, Дэвид никогда в жизни не женился бы на другой. Его преклонение перед Агнес переросло бы в искреннюю любовь, в желание защищать и ох­ранять. С другой стороны, если бы у Доры было сочувственное понимание, умение ценить его высокие идеалы и глубина ха­рактера, которой обладала Агнес, если бы она обеспечила ему уютную семейную атмосферу, безумное чувство Дэвида к ней превратилось бы в вечное восхищение и любовь. Но ни одна из них, к сожалению, не представляет собой полноту нашего идеа­ла. Каждая из них допустила ошибки, каждая из них завоевала и потеряла Дэвида, но в некоторых отношениях каждая из них все же достойна подражания.


Анализ характера Агнес

Чем обладала Агнес:

У Агнес было четыре выдающихся качества, и все они из ан­гельской области нашего идеала.

  1. У нее был целомудренный и милый характер. Дэвид всегда ассоциировал ее с витражным окном в церкви, и она оказывала духовное влияние на него. Одно из величайших испытаний для ее характера наступило тогда, когда Дэвид женился на Доре. Не­смотря на то, что сама Агнес любила Дэвида, она не дала места озлоблению или возмущению по отношению к ним, но продол­жала свою бескорыстную дружбу с Дэвидом и стала другом для Доры. У нее хватило силы духа, чтобы держать в тайне свою лю­бовь к Дэвиду и жить полноценной жизнью, несмотря на разо­чарование. Еще одним подтверждением безупречного характера Агнес является ее преданность отцу и жертва ради него.

  2. Она понимала мужчин. Она видела духовные потребнос­ти и ценила талант Дэвида. Она знала, как радоваться вместе с

    ним его победам и сочувствовать ему в трудностях. Она была для него источником мира, утешения, моральной поддержки и дружеских отношений.


  3. Благодаря своему благородному характеру Агнес обладала особым спокойствием и добрым, кротким духом, что говорит о внутренней умиротворенности — источнике счастья.

  4. Она была прекрасной хозяйкой. С самого детства Агнес на­училась вести дом. Она заботилась о пище, о доме и об отце, как взрослая женщина.


Чего недоставало Агнес:

1. Она была слишком независима. Она была достаточно спо­собной, чтобы самостоятельно справляться со своими пробле­мами и, казалось, не нуждалась в мужской заботе и защите Дэ­вида. Она была слишком бескорыстна, что очевидно из слов Дэвида: «Агнес! Вы всегда были моим наставником и моей луч­шей поддержкой. Если бы вы думали о себе больше, чем обо мне, когда мы вместе здесь росли, мои мечты были бы прико­ваны к вам».

  1. Ей не хватало девичьих, «детских» качеств, умения дове­ряться.

  1. Ей не хватало женских чарующих манер, которые волнуют сердце мужчины.



<< предыдущая страница   следующая страница >>