sotrud.ru 1

Здравствуйте… Говоря здравствуйте, мы желаем здоровья. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Сегодня много говорится о здоровье учащихся, и связи его с успешностью в обучении.


На мой взгляд, рецепт сохранения здоровья в современной школе должен выглядеть так: А · В = С, где

А - Современный, здоровый учитель + любящий, грамотный, здоровый родитель (именно от взрослых зависит, к аким будет ребенок в будущем)

Б - режим дня,  правильное питание, комфортная среда в школе и дома, физическая культура 

 С - здоровый ученик!!!

Как вы можете заметить, согласно этой формуле, здоровье ученика во многом зависит от психического, да и физического здоровья учителя. А как здоровье учителя отражается на успешности обучения? Я думаю, что на этот вопрс вы сможете ответить самостоятельно.

(Работа в группах: Почему плох больной учитель? Чем хорош здоровый учитель?)

Делаем простой вывод:

"Здоровый учитель – здоровый, успешный  ученик"

А на сколько здоровы мы с вами? О физическом здоровье я не говорю. Считаю что шутка врачей «Нет здоровых людей, есть недообследованные», как нельзя лучше характеризует здоровье учителей. А вот психическое здоровье? Предлагаю вам поучаствовать в коротком тестировании:

1. Часто чувствую усталость

да – 1, не знаю – 1,  нет – 0

2. Мне трудно заснуть

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

3. За ночь просыпаюсь несколько раз

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

4. Постоянно чувствую слабость

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

5. Многое не удается.

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

6. Жизнь заводит в тупик

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

 

7. Мелочи на работе раздражают все сильнее

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

8. Физически истощен как подсевшая батарейка

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

9. Порой кажется, что лучше умереть

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

10. Кажется, что нет больше сил работать с детьми

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

11. Настроение подавленное

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0

12. Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

да – 1,  не знаю – 1, нет – 0.

Если вы набрали 0-2 балла – признаков излишнего перенапряжения у вас нет, риск срыва низкий.

Результат 3-8 баллов говорит о том, что имеются сигналы перенапряжения и переутомления. Если не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу.

9-12 баллов – свидетельствует об истощении жизненных сил, высоком уровне срыва защитных механизмов.

 

Величайшее благо здоровье, на втором месте красота, на третьем богатство. Платон

Все здоровые люди любят жизнь. (Генрих Гейне)

Без здоровья невозможно и счастье. (В. Г. Белинский)

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. - А. Шопенгауэр Здоровье дороже золота. - У. Шекспир


Здоровье УЧИТЕЛЯ
Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать лучшего. Надежды на то, что государство и его медицина могут помочь в его сохранении, надо признать нереальными. Учителю, в основном работать приходится с молодым поколением: детьми и подростками. Приятно общаться с молодыми и энергичными учениками, видеть, как они схватывают материал, применяют полученные знания. Это приносит моральное, а иногда и материальное удовлетворение.Но сам процесс передачи знаний сопряжён с риском для здоровья учителя. Именно с риском, потому что на педагога оказывает влияние целый ряд неблагоприятных факторов, которые могут привести к развитию различных заболеваний.

1.     Учителям и преподавателям приходится много говорить, т.к. большая часть информации передаётся на вербальном уровне. Речь должна быть не только логически выстроенной, но и эмоциональной. Её можно сравнить с рваным бегом футболиста, в отличие от ровного оздоровительного ритма физкультурника. Это ведёт к повышенной нагрузке на голосовые связки, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, напряжению в области шеи.

2.     Вести занятия приходится стоя у доски, читать лекции, стоя перед аудиторией. Вертикальное положение тела приводит к постоянной нагрузке на поясницу и суставы ног, отёкам в конце дня.

3.     Подготовка к занятиям, научная работа, участие в общественной жизни сопряжены с изучением специальной литературы, длительной работой за компьютером. Это приводит к напряжению зрительного анализатора и нервной системы в целом, головным болям, головокружениям, спазмам в области грудного и шейного отделов позвоночника.


4.     Повышенная ответственность за результаты своего труда приводит к переработке в вечернее время и в выходные дни. Недосыпание и отсутствие нормального отдыха ведёт к нервному перенапряжению и снижению иммунитета. Это является благодатной почвой для развития как банальных простуд и насморка, так и серьёзных заболеваний сердца, почек и других внутренних органов.

5.     Учителя работают с людьми. Причём чаще всего это дети и подростки с несформировавшейся психикой и незрелой системой взаимодействия с окружающим миром. Они не всегда адекватно реагируют на правила общественного поведения. С наступлением переходного возраста некоторые вообще становятся неуправляемыми. Это происходит не из-за того что дети плохие, а потому что радикально меняется их гормональный фон. Начинают фонтанировать половые гормоны. Нервная система учителя постоянно под прицелом.

6.     Часто приходится носить с собой тяжёлые книги и учебно-методические пособия. Это приводит к несимметричной нагрузке на весь позвоночник, мышечным блокам, смещению и ротации позвонков, ущемлению нервов (радикулитам), формированию сколиоза.

7. Ну и, конечно же, как и подавляющего большинства наших сограждан, у многих учителей и преподавателей периодические перекусы сочетаются с отвальными ужинами. Это перегружает пищеварительную, выделительную, эндокринную и сердечно-сосудистую системы, ведёт к нарушению обмена веществ, увеличению массы тела.

Внутренние факторы риска: 

                 отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

                 повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе);

                 повышенная нагрузка на голосовой аппарат;

                 сниженная двигательная активность;

                 своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови;


                 эмоциональная  перенапряженность;

                 "творчество по необходимости".

Внешние факторы риска:

                 нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся;

                 отсутствие возможности рационального питания;

                 отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий;

                 несоблюдение правил гигиены обучения;

                 отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

                 повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;

                 авторитарный стиль руководства;

                 развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив (исследование показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов, 27% женщин не замужем. Среди тех, чья семейная жизнь не устроена, женщины 31-50 лет, стаж их педагогической деятельности свыше 10 лет).

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Одной из разновидностей стрессов в наше время стал так называемый синдром хронической усталости , который хорошо знаком многим учителям и который медики наравне со СПИдом уже окрестили новой чумой ХХ века. По данным американских исследователей в США этим заболеванием страдают от З до 10 миллионов человек. По данным немецких ученых, в их стране З процента населения страдают этим заболеванием, а потенциальными носителями этого заболевания являются около 90 процентов жителей.

Истинные причины заболевания неизвестны. Согласно гипотезам ученых, это заболевание вызывают особые разновидности вирусов, неблагоприятная экологическая обстановка. Но все же большинство исследователей считают, что в основе заболевания лежит чрезмерная нагрузка на организм, попросту говоря — стресс.

Болезнь начинается как банальный грипп, и ее симптомами на физиологическом уровне являются.
 небольшое повышение температуры;
боль и першение в горле;
 увеличение лимфатических узлов в затылке и под мышками;
боли в мышцах и в суставах;
 расстройство сна.
На психологическом уровне отмечаются:
 чувство непреходящей усталости и слабости;
депрессия, потеря вкуса к жизни;
 снижение интеллектуальных возможностей;
 быстрая утомляемость;
раздражительность.
На социальном уровне:
 потеря интереса и ощущение апатии в работе;
 появление проблем во взаимоотношениях с коллегами;
 свертывание перспективных жизненных планов;
 падение интереса к общественной жизни.
Мысли о том, что развитая медицина мало помогает эффективно сохранять и приумножать  здоровье, в общем, не новы. Еще в 70-е годы об этом сказал известный врач Николай Михайлович Амосов в своей содержательной книге «Раздумья о здоровье». Вот его мысли и рекомендации, в которых сформулированы основные принципы психологии здоровья:
1. В большинстве болезней виноват не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от  неразумности.
2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым... Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.
з
. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы — значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения, и очень жаль, но еще и характером. К сожалению, здоровье как важная цель встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.

5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает...
б
. Природа милостива: достаточно 20 — 30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.

8. Уметь расслабляться — наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!
9. Говорят, что здоровье — счастье уже само по себе. Это неверно к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь — она уж точно несчастье.
В этих высказываниях умудренного жизнью опытного врача, перед которым прошли тысячи судеб, создавшего собственную оздоровительную систему и вылечившего с ее помощью не только самого себя, но и множество своих пациентов, содержатся все основные принципы современной профилактической медицины. Обратим внимание на то, что Н.М. Амосов рассматривает здоровье не как самоцель, а лишь как условие достижения счастья в семье и в работе,  другими словами — только при наличии здоровья человек может быть счастлив, если он делает счастливым другого человека и своей работой на общее благо способствует прогрессу.
Природа устроила человека так, что он чувствует себя счастливым только тогда, когда он по настоящему здоров. Как говорил Артур Шопенгауэр: «Здоровый нищий счастливее больного короля».

 Богатство и счастье — не синонимы. При помощи денег человек только в исключительных случаях может стать по настоящему здоровым — когда ему надо платить за сложную операцию. Если бы богатство давало здоровье и счастье, то богатые, люди были бы, наверное, самыми счастливыми. А между тем этого не происходит. Здоровье может быть добыто только упорным трудом человека над самим собой, привычкой к самоограничению и самодисциплине. Только в этом случае жизнь приносит удовольствие и радость, как это и было задумано природой.

По данным английского психолога М. Аргайла, уровень здоровья и общей удовлетворенности жизнью оказывается тесно связан с такими факторами, как:
 наличие большого количества социальных связей и дружеских контактов. Люди меньше болеют, когда их социальные отношения отличаются интимностью и приятностью. Хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации благодаря возможности обратиться за помощью к друзьям, в то время как одинокие люди для борьбы со стрессом прибегают к курению и употреблению спиртных напитков, что рано или поздно ухудшает их состояние; крепкая семья и наличие в ней детей; интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение; активные занятия физическими упражнениями на свежем воздухе; особый склад личности; религиозная вера, делающая людей приверженцами умеренного образа жизни без вредных привычек и способствующая умиротворенному восприятию жизни.

Достойный вклад в разработку идей профилактической медицины был сделан известным американским публицистом Дейлом Карнеги, чья книга «Как перестать беспокоиться и начать жить» содержит много полезных сведений, посвященных рассматриваемой нами проблеме. Его советы и рекомендации для достижения хорошего здоровья в обобщенном виде сводятся к следующему:
1. Жить делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», стараясь не беспокоиться о том, что будет завтра, и не сожалея о прошлом.
2. Быть всегда готовым принять самый худший вариант развития событий, если он произойдет, и затем спокойно искать способ улучшения этого наихудшего варианта.
3
. Беспокойство устраняется выяснением его причины и поиском решения проблемы. Сама по себе интенсивная поисковая активность, занятие полезным и интересным делом является одним из эффективных средств стабилизации психического состояния.

4. В отношении наступления неприятных событий следует применять законы теории вероятности и спрашивать самого себя:

«Какова вероятность того, что это действительно может произойти?» Чаще всего эта вероятность для большинства людей исчезающе мала.
5. Примирение с неизбежным, с тем, чего нельзя изменить, первый шаг на пути преодоления любого несчастья.
б. Важно определить заранее, какую меру беспокойства человек может позволить себе в отношении тех или иных обстоятельств, и не позволять себе волноваться больше установленного предела.
7. Думать больше о светлых и радостных сторонах жизни, а не о темных и печальных, ибо, как сказал Марк Аврелий, «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
8. Не следует держать злобу на наших оппонентов и пытаться с ними расквитаться. Этим самым мы можем принести больше вреда самим себе, чем досадить противникам. Совет генерала Эйзенхауэра: «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».
9. Следует считать людскую неблагодарность обычным делом и всегда помнить о том, что Христос вылечил 10 человек, но только один из них пришел поблагодарить его. Наградой за свершение доброго дела является само его свершение, а не будущие награда и благодарность, хотя в российской культурной традиции есть пословица: «долг платежом красен».
10. Считать свои благодати, а не несчастья.
11. Не пытаться подражать другим, но стремиться быть самим собой.
12. Если судьба вручает человеку кислый лимон, то надо постараться сделать из него сладкий лимонад. Следует активно искать способы превращения минусов в плюсы. Жизнь диалектична. В любом позитивном поступке можно увидеть что-то не очень хорошее и наоборот.
13. Надо стараться приносить радость другим людям. делая добро другим, вы делаете его прежде всего самому себе.

14. Несправедливую критику следует рассматривать как скрытый комплимент, вызванный завистью или ревностью.


15. Надо быть самокритичным и отмечать в своем дневнике все совершенные ошибки. Следует просить окружающих о непредвзятой конструктивной критике.
16. Отдыхать до того, как пришло чувство усталости.
17. Следует научиться расслабляться во время работы, а также сбрасывать лишнее напряжение при разных обстоятельствах, так как нервно-психическая напряженность является одной из главных причин утомления.
18. Иметь тетрадь для «вдохновляющего чтения». Записывать в нее мысли, цитаты, песни, которые могут дать оптимистический настрой.
19. Не задерживать внимание на недостатках других людей. Проявлять больше интереса к их положительным качествам.
20. Во избежание переутомления уметь равномерно распределять свою рабочую нагрузку и не пытаться делать все дела одновременно и сами. Распределять дела по степени их приоритетности. Держать на столе минимум рабочих бумаг.
   В сжатом виде психологические установки для достижения хорошего здоровья могут быть сформулированы следующим образом:
1. Рассмотрение здоровья не как самоцели, а как средства для достижения других, более важных целей, имеющих связь с личностной самореализацией — поиском истины, созданием красоты и гармонии в окружающем мире, достижением общественно значимой цели. Другими словами, человек должен иметь смысл и цель жизни, важнейшим условием осуществления которых является хорошее здоровье.
2. Поддержание в сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение к возможностям своего организма, не перенапрягая его ни чрезмерной работой, ни чрезмерными страданиями, ни перееданием и прочими излишествами. Многие автолюбители гораздо лучше заботятся о своем автомобиле, нежели о своем здоровье, допуская по отношению к нему такие действия, которые они никогда бы не позволили по отношению к своему автомобилю.

3. Стремление поддерживать хороший физический тонус организма и его психофизиологическую устойчивость за счет разнообразной поисковой деятельности.

4.. Привычка и потребность каждый день откладывать в копилку здоровья хотя бы по одному хорошему поступку в виде физических упражнений, дыхательной гимнастики, медитации, массажа и водных процедур.
5. Нахождение в непрерывном психологическом движении от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.
Обобщая все вышеизложенное, мы можем заключить, что современный учитель обязан учиться здоровью, овладевая для этого различными умениями, навыками и хорошими привычками точно так же, как он овладевает сегодня знаниями и навыками в работе на компьютере.

 Профилактика усталости.
Для преодоления сложной ситуации и достижения оптимального психического состояния необходима прежде всего правильная оценка значимости события, поскольку на человека воздействуют не столько сами события окружающей его жизни, сколько их субъективная оценка. При этом хороший прогноз становится еще более оптимистическим, а плохой еще более мрачным. Только достаточное количество информации, которой располагает человек, может помочь ему правильно оценить значимость события. Согласно информационной теории эмоций П.В. Симонова, чем большим объемом информации по волнующему его вопросу располагает человек, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Так, известно, что чаще всего на экзаменах волнуются преимущественно те студенты, которые недостаточно хорошо к ним подготовились.
В этой жизни никто не застрахован от несчастных случаев, невосполнимых потерь, трудноразрешимых проблем. И лучший способ преодоления трудных ситуаций — не ограничиваться переживаниями, не сосредотачиваться на них, не уступать депрессии и апатии, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты жизненного пути.

 Активная и осознанная деятельность человека препятствует фиксации его внимания на травмирующих переживаниях. Изменение направления хода мыслей отвлекает от причин душевного потрясения, и тем самым такое отвлечение помогает выйти из состояния прострации.

Отрицательные последствия морально-психологических перегрузок усугубляются при физических недогрузках организма. Поэтому чем более напряженный в психологическом плане был день, тем большую физическую нагрузку необходимо давать своему организму. Когда человек начинает интенсивно двигаться, его эмоциональное напряжение уменьшается, так как в этом случае происходит усиленный распад остаточных продуктов обмена веществ, ядовитых шлаков, генерирующих отрицательные переживания. После удаления их из организма настроение человека резко улучшается.
Переключение на новые виды деятельности, постановка и реализация значимых целей являет собой процесс личностного роста.
Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является разговор по душам с близким другом. Как верно гласит известная латинская пословица: «Сказал и тем облегчил душу». Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства — сочинением стихов, песен, рассказов, драм и романов.
Болящий друг врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит исступленье

И усмирит бушующую страсть.
А. Баратынский
Для многих людей естественным и привычным является форма снятия напряжения через слезы. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», — писал В. Гюго.
Хорошей профилактикой от стресса является активизация чувства юмора. Однако суть это чувства, как считал С.Л. Рубинштейн, состоит не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным без достаточных на то оснований. Улыбка способствует повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг, что, в свою очередь, улучшает снабжение мозга кислородом. Именно поэтому смех является хорошим профилактическим средством от последствий стресса.

Ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности на отрезки жизненном пути. «Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность»— писал Н.А. Рерих.


Ключевую роль в защите от стрессов и сопутствующих им неврозов играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними возможностей конкретных жизненных ситуаций. Человек, попадая в трудную жизненную ситуацию,  соотносит ее значение с главными жизненными ценностями, и своевременность подобного взвешивания нормализует его состояние. Г. Селье в связи с этим писал: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».
Так же помогают активизация работы левого полушария, т.е. интенсивная умственная деятельность, связанная с расчетом и планированием; дыхательная гимнастика; хороший массаж; бег трусцой и плавание; пребывание каждый день 15 -20 минут на утреннем солнце, что способствует выработке в организме собственных активных психогормональных веществ; контрастные души или обливание холодной водой; потребление молочных продуктов и шоколада; игра на музыкальных инструментах, пение в хоре или громкий крик (последнее можно делать на железнодорожной станции в момент прохождения пассажирского или товарного поезда). Полезно для эмоциональной разрядки молотить боксерскую грушу, мысленно представляя при этом свои несчастья.

 КАК БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

Если вы хотите быть здоровым, а это значит беспрестанно, каждую минуту наслаждаться радостью человеческого существования, с нетерпением ждать утра следующего дня, как ребенок ждет новогодних подарков, и с улыбкой засыпать вечером, то прежде всего вы должны со всей силой страсти полюбить самого себя как самую драгоценную для вас вещь на земле. Имейте большую жизненную цель, ради достижения которой вам обязательно надо быть здоровым. Большие достижения требуют большого труда. Большой труд требует крепкого здоровья. Его легче достигнуть ради чего-то еще, чем просто здоровья.

Ваш ежедневный рацион должен включать в себя не только то, что вы можете купить на рынке или в магазине. Но каждый день вы должны потреблять немножко эндофринов — это те самые удивительные вещества, которые наш организм может выработать сам в процессе занятий физическими и дыхательными упражнениями, принятия контрастного душа и умиротворяющей медитации. Помните, что самый лучший ваш лекарь — это ваш собственный организм, который может вылечить себя сам, если вы дадите ему такую возможность и немножко поможете ему в этом. И еще... «Если не будешь бегать, пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь» — так считал великий греческий поэт Гораций.
Философы давно заметили, что настроение и мироощущение счастливых людей зависят не столько от того, каков мир вокруг них, сколько от  того, что они сами думают об этом мире.
В тибетских монастырях молодой послушник при посвящении в сан монаха должен был на холодном ветру высушить семь мокрых простыней. Такой же способ саморегуляции может помочь преодолеть и другие, самые разные неблагоприятные воздействия среды. Но необходимой стойкости и выдержке надо учиться.
Чистая совесть — лучшая подушка, говорят в народе. Всех любить и всех прощать, всем благоволить и всем сострадать — эти заповеди, которые мы находим во многих религиозных учениях, обеспечивают человеку сохранение большого количества нервной энергии, ибо каждое негативное переживание — будь то агрессия против других людей или против самого себя — означает ослабление или утрату энергетического потенциала.

И в заключение, хотелось бы вновь отметить, что здоровье детей во многом зависит от личного и профессионального здоровья педагога. Дети органически не приемлют фальши, с ними нельзя говорить на уровне призывов. И отношение учителя к собственному здоровью должно соответствовать требованиям, которые он предъявляет своим ученикам. Личность учителя, одухотворенная благородными мыслями и чувствами, ориентированная на общечеловеческие ценности, в том числе на ценности здорового образа жизни, - единственное средство убеждения детей и нейтрализации того негативного, что ребенок видит и слышит в окружающей его жизни

Без здоровья невозможно и счастье. (В. Г. Белинский)