sotrud.ru 1

§ 26. КАК УСТРОЕНА КНИГА

Попробуем узнать побольше о хорошо
знакомом
каждому
школьнику
объекте.
Отгадай загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Конечно, это книга — один из основ-
ных источников и хранилищ информации.
Каждая книга содержит много разных
сведений. Для того чтобы легче было найти
нужную информацию, книгу делят на части.
Эти части, в свою очередь, делят на части
меньшего размера и так далее.
Большие части обычно называют глава-
ми, части поменьше — параграфами. Ино-
гда все части делают одного размера.
Называть их могут главами, могут — пара-
графами, а могут и как-то по-другому. На-
пример, в нашем учебнике они называются
4


параграфами. Вместо слова «параграф» пи-
шут специальный знак — §.
Структура книги может быть и более
сложной. Иногда выделяют части очень
большие, каждая из которых включает в
себя несколько глав. А иногда параграфы
делят на части ещё более мелкие.
Каждая часть книги имеет либо заголо-
вок, либо номер, либо и то, и другое сра-
зу. Номера маленьких частей могут быть
составными: включать в себя номер ма-
ленькой части внутри большой. Например,
«2.3» означает «во второй главе третий па-
раграф», «7.5» — «в седьмой главе пятый
параграф».
Заголовки
частей
книги,
собранные
вместе, образуют специальную часть —
оглавление (содержание).
Оглавление помогает быстро ответить
на следующие вопросы.
1. О чём эта книга?
2. Есть ли в книге нужная информация?
3. На какой странице она находится?
5



6



Опиши свои действия по поиску нужной
информации в книге, если на дом было

задано прочитать в учебнике § 2.6.

Вопросы и задания
1. 
Что помогает быстро найти нужную ин-
формацию в книге?
2. Найди дома или в библиотеке книгу, в
которой главы разделены на парагра-
фы и параграфы имеют составные но-
мера. Что это за книга?
3. Помогает ли иллюстрация найти ин-
формацию в книге? Для чего нужны
в книге иллюстрации?
4. Сегодня в наш обиход наряду с тради-
ционными бумажными книгами вошли
электронные книги. Часто ли тебе при-
ходится с ними работать? С какими
книгами ты имеешь дело чаще: с бу-
мажными или с электронными? Чем
похожи электронные книги на бумаж-
ные?
Чем
отличаются?
Какие
тебе
больше нравятся?
7












Слова для запоминания
ГЛАВА
ПАРАГРАФ
СОСТАВНОЙ НОМЕР
ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ)
Выполни на компьютере задания к па-
раграфу из раздела УМЕТЬ компакт-

диска
.
Выполни по указанию учителя задания
из задачника: урок 26 «Как устроена
книга. Книга как система».
Выполни по указанию учителя задания
из практикума: занятие 14 «Как сохра-
нить текст на компьютере и открыть
его».
8

§ 27. КНИГА КАК СИСТЕМА
Увидеть в объекте систему — значит,
сделать важный шаг к изучению этого объ-
екта.
Является ли книга системой? Вспом-
ним требования, предъявляемые к систе-
мам. Удовлетворяет ли им книга? Её можно
отделить от других объектов. Она состоит
из частей: глав и параграфов. Эти части
связаны друг с другом. Значит, книга —

это система.

Структура системы «книга» изображена
в оглавлении книги. Там перечислены её
главные части и указано, как они связаны
друг с другом.
Книга — это система, созданная людь-
ми для хранения информации. А зачем её
хранить? Чтобы люди могли ею воспользо-
ваться — в нужный момент найти нужные
им сведения.
9


У системы «книга» две функции — хра-
нить информацию и обеспечивать к ней
быстрый доступ.
Достаточно ли для этого просто запи-
сать информацию? Для первой функции —
хранения информации — да. Если какие-то
сведения будут записаны, они сохранятся.
Например, можно записать в книге таблицу
умножения, рецепт приготовления вкусного
торта, правила уличного движения, сведе-
ния о том, какая погода была прошлым
летом, как устроен компьютер и когда дни
рождения у твоих родителей. Вся эта ин-
формация будет сохранена, но пользовать-
ся
ею
будет
неудобно.
Найти
нужную
информацию будет очень сложно, потому
что самая разнообразная информация за-
писана вперемешку.
Что нужно сделать для того, чтобы
найти информацию было просто? Нужно
упорядочить информацию: поделить книгу
на части, дать каждой части название и
составить оглавление.
10




Книга является системой в первую
очередь потому, что информация в ней
хранится в определённом порядке. Порядок
нужен для того, чтобы можно было легко
найти нужную информацию. Системный эф-
фект системы «книга» состоит в том, что
книга не просто сохраняет информацию, но
и обеспечивает быстрый доступ к ней.
Назови функции системы «книга», кото-
рые отражены во фразе «Книга — ис-
точник
знаний».
Назови
функции
системы «книга», которые не отражены

в этой фразе.

11




Вопросы и задания

1. 
Книга состоит из глав и параграфов.
Каким образом эти части системы
«книга» связаны друг с другом?
2. В каком случае система «книга» лучше
выполняет свою главную функцию: если
она поделена только на параграфы или
если она поделена на главы, а гла-
вы — на параграфы? Ответ обоснуй.
Выполни на компьютере задания к па-
раграфу из раздела УМЕТЬ компакт-

диска
.
Выполни по указанию учителя задания
из задачника: урок 26 «Как устроена
книга. Книга как система».
Выполни по указанию учителя задания
из практикума: занятие 15 «Как быст-
ро перемещаться по тексту».
12

[ . . . ]