sotrud.ru 1 2 ... 65 66

 | ОТ редакции

КТО НАС НАУЧИТ?
«В 
оспитание или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть 
корень  всякого  зла»,  –  писал  в  1826  году  пушкин  императору  николаю  I 
в   своей  записке  «о  народном  воспитании».  поэт  цитирует  императора 
 (манифест  от  13  июля  1826  года),  повторяя  вслед  за  ним,  что  «праздности 
ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно 
приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь 
полупознаний,  сей  порыв  в  мечтательные  крайности,  коих  начало  есть  порча  нравов, 
а  конец – погибель…чины сделались страстию русского народа… в других землях моло-
дой человек кончает круг учения около 25 лет; у нас он торопится вступить как можно 
ранее в службу, ибо ему необходимо 30-ти лет быть полковником или коллежским совет-
ником. он входит в свет безо всяких основательных познаний, без всяких положительных 
правил: всякая мысль для него нова, всякая новость имеет на него влияние. он не в со-
стоянии ни поверять, ни возражать; он становится слепым приверженцем или жалким по-
вторителем первого товарища, который захочет оказать над ним свое превосходство или 
сделать из него свое орудие».
слова  великого  поэта  –  не  ученого  даже,  не  привело  покамест  как  к  выработке  но-
не  естествоиспытателя,  не  энциклопеди-
вых,  адекватных  времени  и  задачам  мо-
ста  –  и  сегодня  звучат  актуальным  проро-
дернизации  регламентов  и  норм  среднего 
ческим  предостережением  об  опасности  образования,  так  и  не  укрепило  заметно 
правления  недоучек.  как  сейчас  сказали  наметившиеся было здоровые тенденции к 
бы – троечников.
вычленению, так сказать, элитарного обра-
лучшие  умы  современного  общества  в  це-
зования, практикующего индивидуальный 

лом как бы умозрительно уже и согласны в  подход  к  наиболее  одаренным  молодым 

том, что именно образование – ключ к ре-
людям, который бережно доводит их до вы-
шению  нагромоздившихся  перед  страной  соких  результатов  творческой,  научной  са-
проблем. но не слишком ли долго мы соби-
мореализации.
раемся с мыслями, перед тем как наконец  к тому же слишком многие люди, принад-
совершить  подлинный  рывок  в  обустрой-
лежащие к управленческой, политической 
стве системы нашего образования – средне-
или экономической элите страны, осознаю-
го, высшего, специального, технического? 
щие, что нам надо срочно модернизировать 
не  слишком  ли  много  тратим  времени  и  в  нашей  экономике  и  обществе  слишком 
сил на то, чтобы дебатировать тоже важные,  многое  и  сразу,  не  до  конца  прониклись 
тоже принципиальные, но не исчерпываю-
мыслью о том, что начинать надо не столько 
щие  проблемы,  связанные  с  воспитанием  даже  с  покупки  новейшего  оборудования, 
будущих  строителей  прогресса  в  наших  строительства  инновационных  центров 
пределах? 
(и то, и другое нужно и важно), сколько со 
опасна фальсификация истории? еще как.  школы.  Буквально  с  первого  учителя  буду-
но  упадок  общего  гуманитарного  образо-
щих граждан страны. 
вания, увы, не сводится только к тому, что 
молодое поколение не знает истории сво-
ей страны во всем ее непростом многооб-
разии. 
нужно  ли  преподавать  основы  религиоз-
ных знаний или строго ограничиться лишь 
светской  этикой?  Методически  после  оже-
сточенных  споров  вроде  бы  определились 
и с этим – но разве такого определения бу-
дет довольно для того, чтобы помочь обще-
ству  выбраться  из  той  глубочайшей  ямы 
общего  падения  нравственности,  которое 
мы нынче наблюдаем? 
несовершенен  еГЭ  в  его  нынешней  фор-
ме? но даже само по себе признание этого 

факта  наиболее  ярыми  его,  еГЭ,  адептами 

июнь  |  2010
1












[01]
[02]
[03]
[04]
вербицкая
лЮДмила алексеевна
[05]
[06]
[07]
Председатель 
попечительского совета, 
президент Международной 
ассоциации 
преподавателей русского 
языка и литературы
президент Санкт-
Петербургского 
государственного 
университета [01]
[08]
[09]
[10]
члены ПоПечительского совета
богДанов 
Дзасохов
игнатенко
лавров 
сергей игоревич 
алексанДр сергеевич 
виталий никитич 
сергей викторович 
Председатель наблюдатель-
Председатель комиссии 
Генеральный директор 
Министр иностранных дел 
ного совета Российского 
Совета Федерации 
ИТАР–ТАСС [06]
Российской Федерации [09]
общества преподавателей 
по культуре, заместитель 
русского языка и литерату-
председателя комиссии 
иларион
михалков
ры, декан филологического 
Российской Федерации 
(алфеев григорий  
никита сергеевич 
факультета СПбГУ [02]
по делам ЮНЕСКО [04]
валериевич)
Президент Российского 
Митрополит Волоколам-
фонда культуры [10]
винокуров
ДоброДеев
ский, председатель Отдела 
сергей Юрьевич
олег борисович 
внешних церковных  
мухаметшин
Начальник Управления 
Генеральный директор 
связей Московского  
фарит мубаракшевич
Президента Российской Фе-
ФГУП «Всероссийская 
патриархата [07]
Руководитель Федераль-
дерации по межрегиональ-
государственная телевизи-
ного агентства по делам 

ным и культурным связям 
онная радиовещательная 
костомаров
СНГ, соотечественников, 
с зарубежными  
компания» [05]
виталий григорьевич 
проживающих за рубежом, 
странами [03]
Президент Государственно-
и по международному гума-
го института русского языка 
нитарному сотрудничеству 
им. А.С. Пушкина [08]
(«Россотрудничество») [11]
2
июнь  |  2010


следующая страница >>