sotrud.ru 1

Составила и провела

учитель начальных классов

Жихарева С.А.



Цель:
способствовать формированию мотивационной сферы гигиенического поведения, формированию знаний правил личной гигиены.

Способствовать развитию умений и навыков выполнения гигиенических процедур.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, необходимости соблюдения гигиенических требований.

Оборудование

Презентация игры-путешествия в город Чистоты и Порядка, музыка.
На доске- карта маршрута с названиями станций, паровозик.
Жетоны, таз, мыло(2),полотенце(белое) для конкурса «Чистые ручки»,

расчёски(2)для конкурса «Парикмахер» ,

парик(2),платье , портфель для сценки,

сигнальные карточки для игры «Светофорик»

листы бумаги, карандаши, кувшин

УЧАСТНИКИ
Учащиеся 3-а,3-б,4-б классов
ИСПОЛЬЗОВАНЫ

материалы журнала «Начальная школа»,

сборник «Классные часы»,

ресурсы интернета и кабинета здоровья по теме «За здоровый образ жизни», фотоархив класса.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель
. Сегодня мы, друзья, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие –игру в город Чистоты и порядка. Кто хочет туда отправиться вместе с нами? Приглашаем всех принять в ней участие: поиграть, пошутить, посмеяться. И конечно же, мы приглашаем всех наших друзей хорошенько подумать обо всем, что увидите и услышите. Итак, начинаем наше путешествие! СЛАЙД 1

А на чём же мы поедем? Отгадайте загадку.

Кто на бегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несёт вперёд и сам себя,

Да и меня с тобой…
Правильно. В путешествие на паровозике отправляются 3-а и 3-б классы со своими классными руководителями. СЛАЙД 2.

Скажите, а кто ведёт паровоз? Верно- машинист. Я предлагаю вам отгадать загадку, чтобы узнать, кто будет машинистом.


Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей…

Машинистом у нас будет____

.Ребята, давайте встанем друг за другом, как вагоны у паровозика и отправимся в путь.
 2-й ведущий. Наш паровозик отправляется. Ребята! Садитесь поскорее, занимайте места все те, кто любит порядок и чистоту. СЛАЙД 2

ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ИДУТ ПО КРУГУ.(Ведущий передвигает паровоз по карте путешествия).

Учитель Наша первая остановка на станции Грязнулька.

 

1-й ведущий. Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали омываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы 'мыться. Ногти их «черными бархатом обшиты». Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Самым странным человеком на станции грязнулька считался мальчик, о котором рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история».
Несколько ребят читают стихотворение. слайд 3
Жил на свете мальчик странный -

Просыпался я поутру

И бежал скорее в ванну

Умываться. Я не вру.

Хотите — верьте, хотите — нет.

Руки мыл зачем-то с мылом,

А лицо мочалкой тер...

На руках все пальцы с мылом,

Щеки в дырах до сих пор.

Хотите  - верьте, хотите - нет.

Сыну мама запретила

Умываться по утрам.

Убрала подальше мыло

Перекрыла в ванной кран.

Хотите - верьте, хотите - нет.

Мальчик этот был упрямый,

Маму слушать не хотел.

Умывался по утрам он

И, конечно, заболел.

Хотите - верьте, хотите - нет.

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов.

И диагноз был таков:

 "Если мальчик будет грязным - будет он всегда здоров "

Вы мне верите?!
2-й. Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи?

 Учитель. К нам в гости пришёл доктор Айболит. Он хочет задать вам несколько вопросов. СЛАЙД 4

Вопрос 1-й -Для чего надо регулярно стричь ногти? (микробы)

Вопрос 2-й -Для чего необходимо чистить зубы? СЛАЙД 5

доктор


Игра «Да-нет»

Вам доктор Айболит приготовил советы.

Если его совет хороший- дружно хлопайте в ладоши.

На неправильный совет говорите- НЕТ, НЕТ,НЕТ

1.Постоянно нужно есть для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет, творог. простоквашу.

Если мо совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
2.Не грызите лист капустный: Он совсем, совсем не вкусный!

Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

3.Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом,каждом зубе

Каков будет ваш ответ-

Молодчина Люба?

4.Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

5.Ох неловкая Людмила

На пол щётку уронила.

С пола щётку поднимает

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ

Молодчина Люда

6.Навсегда запомните, милые друзья:

Не почистив зубы, спать идти нельзя.

Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.

7.Зубы вы почистили и идете спать.


Захватите булочку сладкую в кровать.

Это правильный совет?

8.Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

9.Запомните совет полезный:

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Молодцы! Вы всё знаете.

вывод (после игры) слайд6

Как поел почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Вопрос 3-й -Зачем умываться с мылом? Когда надо мыть руки? Слайд 7
КОНКУРС «Чистые ручки?» Проведёт его Мойдодыр. СЛАЙД 8

(2 таза, полотенца, мыло)

ПРОВЕРКА . СЛАЙД 9

Вывод. От простой воды и мыла.
У микробов тают силы
. СЛАЙД 10


1-й. Школьники на станции Грязнулька перестали следить за своими волосами, перестали их постригать. (Дима уходит.Переодевается.)

 

2-й. Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех пет. За год они успевают отрасти на 12 — 15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом. СЛАЙД 11
А чтобы никому не пришлось пережить историю, какая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно подстригать.

Инсценировка стихотворения Э. Успенского «Страшная история».

Мальчик стричься не желал,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается,

Ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил,

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут.

Год прошел.

Другой проходит...

Мальчик стричься не приходит.


А волосы растут,

А волосы растут,

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают..,

- ну и сын, - сказала мать, - надо платья покупать.

Мальчик в  платьице гулял,

Мальчик девочкою стал.

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал.


КОНКУРС «Парикмахер»
СЛАЙД 12


1-й.А ещё школьники на станции Грязнулька очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах, 1-й.

Ребенок читает стихотворение В. Лившица «Неряха».
Мне, признаться, неприятно.

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувший воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Кто он - этот ученик?

 

2-й. Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы хорошо знаем следующие правила.

1. Грязь и неряшливость в  одеже -  это пренебрежение к своему здоровью. СЛАЙД 13

2. Нечистоплотность — это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.

ВЫВОД: 1. Чистота - залог здоровья.

Слайд 14

Учитель. Молодцы, ребята,я думаю,что вы никогда не будете похожи на жителей станции «Грязнулька».А чтобы это проверить, к нам снова пришёл доктор Айболит. Он предлагает поиграть в игру «Светофорик».Тема игры –«Наша безопасность


(раздать сигнальные карточки)

Я читаю вам конкретные случаи, а вы определяете степень опасности. Если ситуация опасна поднимаете красный цвет, если нет – зеленый.

Задания:

- Я пользуюсь чужим носовым платком;

- Я пользуюсь чужой зубной щеткой;

- Я чищу зубы 2 раза в день (утром и вечером);

- Я нечаянно засыпал царапину песком;

- Я съел незнакомую красивую красную ягоду с кустарника;

- Я перехожу дорогу по “пешеходной зебре”;

- Я открыл дверь незнакомому сантехнику;

- Я пошел в школу и положил ключ под коврик.

ВЫВОД Слайды 15-16
Молодцы, ребята. Айболит рад, что вы так хорошо справились с этим заданием, и предлагает вам выбрать машиниста, чтобы снова отправиться в путь.

Гладко душисто,

Моет чисто.

Нужно,чтобы у каждого было.

Что это такое?

Теперь машинистом будет )______.Образовываем паровозик и отправляемся в путь.

 1-й. Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Наше путешествие  продолжается. На нашем пути встречается город Лентяйск (передвигает паровозик по карте путешествия).

 звучит музыка
2-й. (после остановки) Станция Грязнулька и город Лентяйск находится близко друг от друга. Люди, проживающие в них — дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете ребята, чем же они похожи?

 

1-й. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие ребята не хотят выполнять поручения своих звездочек. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об том один ученик.

Ребенок читает стихотворение В. Заходера «Петя мечтает».
Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать


И само меня бы мыло -

Хорошо бы это было!

Если книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места -

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй.

Учитель . Что бы вы посоветовали Пете?

КОНКУРС «Эрудит»

1.Что пугает лентяя ,когда утром надо умываться?

2.Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря?

3.Какое состояние больше всего любит лодырь?(сон)

4.Что заменяет на уроке лентяю кровать?
2-й. Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать массу различных дел. Порядок необходимо соблюдать во всем: портфель не должен валяться на полу, мокрые кеды нельзя ставить в ящик с обувью, не просушив их; кожуре от апельсина, оберткам от конфет не место на полу. В уголке школьника тетради и книги должны лежать в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать -все всегда под руками и в нужный момент вещи легко взять. Слайд 17

Ребенок читает стихотворение И. Демьянова «Почему короткий день?».

Почему короткий день ?

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, злотом ботинки!

Убирай все с вечера -

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень

И длиннее станет день!
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, что нужно делать ,чтобы вас не назвали лентяем? Чтобы у вас на всё хватило времени? (соблюдать режим дня, вещи класть на свои места, прогнать лень)

А кто хочет избавиться от лени? Давайте прогоним лень вместе. Нарисуем её на листочках.Сравним и спрячем в кувшин,запечатаем его, чтобы лень не вернулась. Но если вы часто будете говорить «не буду, не хочу»,то лень может и вернуться.


(дети рисуют лень, комкают рисунки и бросают их в кувшин

УЧИТЕЛЬ. Наше путешествие продолжается. Давайте выберем машиниста.

Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз

Не забуду и про нос!

А у кого есть сегодня носовой платочек? (жетон)

музыка
1-й. Теперь наш путь к полустанку Угадай-ка (передвигает паровозик по карте до полустанка Угадай-ка.). На полустанке Угадай-ка живут очень любознательные люди. Здесь взрослые и дети любят читать книги. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах. Школьники здешней школы предлагают путешественникам пословицы, поговорки и загадки. Прочитайте их внимательно, ребята, и объясните, как вы понимаете следующие пословицы и поговорки.
Кто аккуратен, тот людям приятен. Слайд 18

Чистота — лучшая красота.

Чисто жить — здоровым быть

Не думай быть нарядным,

а думай быть опрятным.

Чистая вода - для хворобы беда.
УЧИТЕЛЬ. А сейчас, друзья, отгадайте загадки: ( за правильный ответ-жетон)
1.Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца, баран — барана.

Овцу в нем видела овца,

А обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого (зеркало).

2.Целых 25 зубков.

Для кудрей и хохолков.  ,.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком (расческа).

3.Вроде ежика на вид,

Но не "просит" пищи.

По одежде пробежит -

Она станет чище (платяная щетка).

4.Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтоб у каждого было.

Что, это ребята (мыло).

5.Ношу их много лет,

А счету не знаю.

Не сеют, не сажают -

Сами вырастают (волосы).

6.Волосистою головкой,

В рот она влезет ловко,


И считает зубы нам по утрам (зубная щетка).

7.Вот какой забавный случай!

Поселились в ванной тучи.

Дождик льется с потолка,

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят... (душ).

8.В Полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гряд -

Ни морщинки не видать (Утюг).

 9. Стать здоровым ты решил

Значит выполняй… (режим)

УЧИТЕЛЬ. Нам пора в путь. Отгадаем загадку и выберем машиниста.

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала. (Губка)
1-й. Наш автобус   мчится все быстрее. Скоро мы подъедем к городу Чистоты и Порядка. А пока остановка. Это станция Бережливых. Здесь живут ребята, у которых с детства воспитана привычка бережного отношения ко всему. Ученики станции Бережливых всегда помнят, что нужно беречь школьное имущество.

2-й. На этой замечательной станции нигде не увидишь школьника, которой поддает ногой свою ушанку вместо круглого мяча или бьет по столбам своим портфелем. Выскажите: «Причем же здесь бережливость? Ведь это мои личные вещи». Верно. Но нельзя забывать, что в них вложен труд многих людей. Эти вещи купили тебе родители на деньги, которые они заработали. И поэтому их нужно беречь. Школьники здесь никогда не будут поступать так, как об этом написано в стихотворении И. Пивоваровой "Портфель":

Я ужасно гордый!

Новый я и твердый.

Я пузатый, я блестящий,

Я из кожи настоящий,

Я... Я.... Я...

Ой, где ручка моя?

И зачем я полетел

Я портфель - я не птица.

Мне по воздуху летать

вовсе не годится!

Почему это на мне

Кто-то едет с горки?

Я не санки, я портфель,


Новый я гордый!

Ну, а вы давно прошли

Правило сложения,

А не знаете еще

Правил уважения.

-Как же нужно относиться к своим вещам? Слайд 19
1-й. Внимание! Внимание! Мы въезжаем в город Чистоты и Порядка. Посмотрите вокруг какие чистые и нарядные улицы, по которым мы проезжаем. По тротуаром идут аккуратные и веселые дети. Одежда у них в полном порядке, воротнички и манжеты рубашек белоснежные. Обратите внимание, как красиво выглядит школьное здание, как много вокруг него зелени! Все газоны аккуратно подстрижены, дорожки посыпаны песком, и везде чистота и порядок. Хорошо и уютно жить в таком городе, где нет лентяев и грязнуль.
2-й. Взрослые и дети в этом городе любят трудиться. Однажды ученые их города придумали для школьников такой костюм, который бы всегда оставался чистым и нарядным. Послушайте эту историю про костюм, рассказанную Б.Капалыгиным в стихотворении «Про опрятного неряху»:

Ученые — химики сшили костюм.

И вот что пришло тем ученым на ум:

Чтоб нам испытать и штаны, и рубаху,

Давайте, друзья, мы отыщем неряху.

Но трудно ученым неряху найти,

Не знают, куда за неряхой пойти.

Грязнуль остается все меньше на свете,

Но где-то ведь есть неопрятные дети?

И вот объявляют десятки газет

«Грязнули, вас ищут ученый совет.

Пусть тот, кто не чистит, а пачкает брюки,

Хоть раз, да послужат на благо науке".

Явился один мальчуган на совет,

Оглянул председатель и вымолвил:

«Нет! Пятно от чернил посадил на рубахе,

А тоже себя зачисляет в неряхи!».

Явился второй мальчуган на совет,

Взглянул председатель и вымолвил:

«Нет! Неделю всего не гладил он брюки.

И думает быть полезным науке!»

И третий пришел мальчуган на совет,

Таких замарашек не видел совет.

Мальчишка сто пятен имел на рубашке,

Как будто играл с трубочистом в пятнашки.

Святились на брюках три тысячи дыр,

Он был всех нерях и грязнул командир.

Вот тут просиял сам профессор на стуле:

- Вот это неряха! Вот это грязнуля!

И хором решил весь ученый совет:

- Такой подойдет. Возражений нет!

И вот нарядили, как надо, неряху:

Ну что ж, испытай нам штаны и рубаху.

Он брюки борщом за столом обливал,

Рубашкой он брюки свои вытирал

У лужи неряха нарочно стоял

 Чтоб грязью его обливал самосвал.

Но как испортить костюм не старался,

Наряд его новым и чистым остался

Неряху хвалили – какой молодей!

Смотрите, опрятным он стал наконец!

А вот о чудесном костюме – ни звука,

Мол я молодец, а потом уж ... наука!

УЧИТЕЛЬ. Кто из вас хочет стать жителем города Чистоты и порядка? Сейчас мы это проверим.

ИГРА «Это я ,это я,это все мои друзья»

-Кто ватагою весёлой по утрам шагает в школу?

-Кто из вас идёт вперёд только там,где переход?

-Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

-Кто одежду бережёт-под кровать её кладёт?

Кто из вас не ходит хмурый,любит спорт и физкультуру?

Кто ложится рано спать в ботинках грязных на кровать?

Кто любит мамам помогать по дому мусор рассыпать?

Кто любит в классе отвечать и лишь «отлино»получать?
Вот видите-только от нас зависит сможем ли мы стать жителями этого чудесного

города. Слайд 20

Я надеюсь, что все мы будем этого достойны. А превратить наш город в город Чистоты и Порядка очень просто. Как? Слайд 21

1-й. Пусть каждый класс, родная школа будет у нас городом Чистоты и Порядка.

2-й. От лени у вас есть только одно лекарство – труд.
УЧИТЕЛЬ.Теперь подведем итоги путешествия в город Чистоты и Порядка. Ребята, когда вы прошли занятие в нашей школе Чистоты, вы, надеюсь стали настоящими Чистюлями. Поздравляю вас!

И солнце ярче светит сквозь чистое окно,

И радуются дети, когда вокруг светло.

Когда сверкает речка, вокруг цветут цветы,

И не страшны микробы, когда Чистюля ты!

Детям вручаются медали «ЧИСТЮЛЯ» (по итогам конкурсов)

ДОКТОР АЙБОЛИТ слайд 22

Чтобы было хорошо, чисто на планете,

Я даю рецепт такой, взрослые и дети:

Фантик, огрызки, обрезки бумаг

В урну бросай или в мусорный бак.

Цветы не срывай, кусты не ломай,

УЧИТЕЛЬ: Наше путешествие подошло к концу. Я желаю вам быть счастливыми и здоровыми, не забывать, что чистота – залог здоровья.