sotrud.ru 1

Тема: «Любимых окон негасимый свет»


Вот опять небес темнеет высь,

Вот и окна в сумерках зажглись,

Здесь живёт моя семья

И, дыханье затая,

В родные окна вглядываюсь я.
М. Матусовский.
Цели и задачи:

1.Обсудить с учащимися проблему нравственного понимания роли семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого из нас.

2. Способствовать формированию мотивации и стремления к взаимопониманию с родными и близкими людьми.

3.Развивать умения самоанализа, критического мышления, учить размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.
Ожидаемые результаты
Расширение представлений об окружающем мире, семье, родных и близких людях, рядом с которыми растёт ребёнок. Преодоление скептического отношения с своей малой Родине, формирование активной жизненной позиции, гордости за свою семью и свой край.

Сценарный план:
1. Родительский дом – начало начал

2. Выступление учащегося «Здесь живет моя семья»

3. Выступление учащегося «Край мой деревенский» (по видеофрагментам)

4. Игра «Следы»

5. Выступление учащегося «Мой след на земле»

6. Кулинарная презентация семьи

7. Проект «Семья будущего»

8. Фотография на память
Подготовительная работа

1. Подготовка рассказа – проекта «Окна моего дома»

(На месте ватмана каждый ученик рисует окна своего дома, это может быть одно или несколько окон, в зависимости от фантазии и замысла исполнителя. Украшает его в зависимости от интереса и желания: рисунками солнышко, одеяло, машина, лампочка, следы, вырезанные из цветной бумаги разного размера)

2. Подготовка видеосюжета «Край мой деревенский»

3. Игровое упражнение «Следы»

4. Подготовка рассказа «Следы нашего рода в истории села»

(Ребята знакомят с копилкой добрых дел своего рода на земле. Используют фотографии, документы, газетные статьи, вырезки)


5. Подготовка кулинарной презентации семьи вместе с родителями.

(Подготовить кулинарные изделия, рецепт. Дать попробовать прямо в ходе представления)

6. Подготовка проекта «Семья будущего»

(Ребята рассказывают или показывают в сценке какой будет семья через 50 – 100 лет. Это может быть юмористическое изложение или рассказ о своей собственной семье, которую они себе представляют)

7. Подготовка музыкального оформления
Оборудование, оформление

1. Телевизор, DVD – плеер

2. Свечи

3. DVD – диск с видеозаписью «Край мой деревенский»

4. CD – диск с записью песен: «Свечи», «Родительский дом», «Есть только миг», «Прекрасное далеко», «Большой хоровод», «Московские окна»

- набор рисунков: солнышко, одеяло, машина, лампочка, следы, вырезанные из цветной бумаги разного размера

5. Альбом для фотографий

6. Рисунки «Окна моего дома»

7. Светильник

- Вверху на сцене актового зала тема «Любимых окон негасимый свет»

- На сцене подставка с рамкой «Здесь живет моя семья». На рамке крепятся рисунки детей «окна моего дома»
1. Звучит музыка «Свечи», 2 ученика по очереди говорят слова:
А) Вот опять небес темнеет высь,

Б) В небе звёзды яркие зажглись,

А) Школа всех нас собрала,

Б)
Ты пришёл, и я пришла,

А) Мы все одна огромная семья.

Б)
Посмотри, и мама здесь.

А)
И ещё гостей не счесть.

А),Б) Какое счастье, что вы у нас есть.
Ученик:

Здравствуйте, гости, хотя гостями вас называть, право не хочется.
Ученица:

Здравствуйте, ребята и взрослые! Все, кому слово «семья» очень дорого.
Ученик:

Давайте поаплодируем всем тем, кто в этот день в кругу самых близких своих друзей. (Аплодисменты)

Ученица:


В честь нашей славной встречи

Прошу зажечь я свечи,

И пусть тепло волшебного огня

Подарит радость завтрашнего дня!

(Зажечь свечи у ведущих на сцене, затем всем остальным. На сцене горят 2 большие свечи в течение всего мероприятия)
2. Песня: «Свечи» (М. Звездинский).
Осенней ночью за окном

Туман поссорился с дождём,

И в этот тихий вечер,

И в этот тихий вечер,

О чём-то дальнем не земном,

О чём-то близком и родном,

Сгорая, плачут свечи.
Казалось, плакать бы о чём,

Мы, в общем, правильно живём,

Но иногда под вечер,

Но иногда под вечер

Ты вдруг садишься за рояль,
Снимаешь с клавишей вуаль

И зажигаешь свечи.
А свечи плачут за людей,

То тише плачут, то сильней,

И удержать горячих слёз не успевают,

И очень важно для меня,
Что так боится воск огня,

Что свечи плачут за меня,
Что свечи тают.
3. Звучит музыка «Родительский дом». Двое учащихся говорят слова под музыку.
А) Как хорошо себя чувствуешь, когда ты знаешь, что стоит только открыть входную дверь, и ты окажешься в объятьях родных и близких людей мамы и папы.

Б) Они тебя ждут, они тебя понимают, прощают твои ошибки и неудачи, поддерживают и помогают в трудную минуту.

А) Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни всех нас надёжный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.
Б) На улице сыро и холодно, а в окнах нашего дома…ой, что это? В моём окошке -, и в моём, и в моём нет света.

(На сцене стоит макет большого окна, разделённого на 6 маленьких окошек, включить за окном светильник)
4.Учитель:

На улице темно и холодно, а в окнах нашего дома тепло, светло и уютно. Как ты живёшь наш дом? Кто тебя населяет? Почему твои окна так ярко светятся? Может быть, потому что здесь живут счастливые люди?

(Звучит музыка «Есть только миг», ученики по очереди выходят к «окну» и рассказывают о людях, живущих сегодня в доме: о маме и папе, бабушке и дедушке, словом о тех, кто каждый день рядом).
5. Учитель:

Спасибо! Ребята, семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Я знаю, вам всем есть, что сказать о своих близких, любимых, дорогих вам людях. Вы приготовили рассказ, фотографии, рисунки. Мы сохраним всё в семейном альбоме. Теперь наши папы и мамы, сестрички и братишки будут рядом с нами даже в школе. И мы сможем назвать наш класс семьёй. Пусть царит здесь любовь и взаимопонимание. «Семейный альбом» начало 28.11.2011,

окончен…….

6. Учитель:

Когда великий русский композитор Сергей Рахманинов уходил из жизни, он, по воспоминаниям очевидцев, видел всё время одну и ту же картину: места, в которых он родился и вырос, где прошло его детство и юность. Вот что это такое – место, в котором родился и вырос?.

Звучит песня А.Миронова «Что будет, то и будет».
7.Выступление О.Марины по теме «Край мой деревенский». (Прилагается диск)
Видеофрагмент «Край мой деревенский»
Имея возможность бывать в самых разных точках мира, многие люди с любовью и нежностью говорят о тех местах, где они родились и выросли. Наша планета огромна. На картине мира есть города - гиганты и маленькие неприметные селения и деревни, города праздники - и фейерверки и маленькие станции, где поезд проходит раз в неделю. Но каждое такое место имеет своих поклонников и почитателей. Многие люди, ни за какие деньги не променяют эти маленькие островки на шумные городские улицы, потому что, променяв, будут страдать и мучиться, вспоминая родные места, где и запахи другие, и земля другая и даже воздух особый.

Наша планета огромна. XXI век дал возможность людям жить в разных концах земного шара, путешествовать по городам и странам, учится, и работать в самых разных точках мира. Но, когда встретишь такого путешественника с чемоданом в аэропорту или на вокзале и задашь ему вопрос: « Куда направляетесь? - он с улыбкой ответит: «К себе на Родину, навестить родные места, подышать родным воздухом».


Возможно, «Край мой деревенский» - всего лишь начало нашего разговора о моем селе.

Верю: пройдет время. Мое село займет подобающее место в развитии страны, а про нынешнее поколение будут говорить с таким же восхищением, с каким говорили о предках наших.

А пока мы находимся в нашем селе, которое существует с 1610 года. Происхождение названия - от расположения села «по Судости».

В нашем селе есть церковь Рождества Пресвятой Богородицы. По документам на 1724 год церковь уже была построена. И по сей день проходят здесь богослужение. Это здание является памятником архитектуры.

А это «Солнышко», сияющее для детей в котором они весело и радостно проводят время и серьезно готовятся к школе.

Вот и она! Наша родная, любимая школа, которая для нас и для многих детей стала вторым домом. Школа была построена в 1966 году, и выпустила из своих стен в большую жизнь 40 выпусков. Начиная, с 1953 года по 2006 год школа дала путевку в жизнь 964 ученикам, в частности в новом нынешнем здании обучалось 663 человека из них 39 отличников, а руководит этим домом уже более 20 лет заслуженный учитель России Мельниченко Елена Андреевна. Вместе с ней работают наши наставники, которые открывают нам двери в новый мир.

Это стадион, где больше всего мы любим, играть, радоваться маленьким победам!

И вот дорожка, что в школу нас ведет.

А первое учебное заведение в отчете Стародубской уездной земской управы Черниговской губернии за 1911 год в ведомости земских народных училищах за 1911 год значится, Посудичское училище при церкви с 1874 года и называлось Посудичское училище при церкви.

21 сентября 1943 года освобождала село 348 - стрелковая дивизия генерала И.Ф. Григорьевского.200 селян не вернулись с войны. В память о них был воздвигнут обелиск.

А это наш сельский дом культуры, в котором проходят торжественные мероприятия, а мы с удовольствием посещаем танцевальный кружок.


Здесь я живу с мамой, папой и братом.
Край мой говорливый, -

Впору любоваться,

Звонкий, незлобивый,

Как с тобой расстаться?

Весело живется,

Будто жизнь - потеха.

Край поет, смеётся -

Через край тут смеха.

А над этим лугом Зори рано встают,

Ох, какое раздолье! Вольно дышится тут. Я люблю свою землю,

Родные края. Земля моя радость,

Любимая песня моя Край мой деревенский Светлые оконца, На пригорке кони. Ласковое солнце просится в ладони.

Ключ у водоема, под соломкой хаты.

Спады и подъемы. И грозы раскаты...

С краем повезло нам! Я люблю эту землю.

Живи и здравствуй, край наш деревенский. Живи и помни.
8.Звучит музыка «Прекрасное далёко». Ученица говорит под музыку:
Слышу голос из прекрасного далёка,

Он зовёт меня в далёкие края.

Слышу голос, голос спрашивает строго:

-А сегодня что для завтра сделал я?

Я клянусь, что стану чище и добрее

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа.

9.Учитель:

Однажды человек, впервые приехавший на Кавказ и посмотревший множество исторических мест и памятников, решил зайти на кладбище. Ему было интересно пройти дорожками старого кладбища, вчитываться в надгробные эпитафии, увидеть фамилии, которые оставили заметный след в истории данного края и цивилизации. Каково же было его удивление, когда на памятниках он прочитал следующие надписи:

«Ираклий Минадзе. Родился в 1820 году. Умер в 1857 году. Прожил 3 года»

«Серго Абашидзе. Родился в 1867 году. Умер в 19210 году. Прожил 120 лет».


Таких надписей человек встретил много. Они были разными, но запись их была такой же: родился, умер, прожил.

Ребята, как вы думаете, с чем связаны такие странные подсчёты прожитых лет?

- Это связано с общей значимостью вклада каждого человека в жизнь общества, своего народа, государства, рода.
10. Учитель:

Родился человек на земле. Врач берёт его маленькую ножку в свои большие и добрые ладони и делает оттиск её на белом листе бумаги на память папе и маме малыша . Первый след малыша. Таких следов будет много. Они будут разными, эти следы. Какими они будут – зависит от многих людей, но, в первую очередь, они зависят от него, человека, который шагает по земле. Хочется, чтобы его следы не разбрасывали грязь, не пинали того, кто слабее, а шли по жизни так, чтобы его потомкам, идущим за ним следом, хотелось повторить его следы, идти им в след, с благодарностью вспоминая того, кто был первопроходцем
Ученик:

Ушёл из жизни человек, а люди вспоминают его следы на земле с благодарностью и любовью, с уважением и радостью от того, что его следы сделали мир добрее и человечнее.

Ученица:
Идёт по кладбищу человек, читает:

1832-1856. Жил 10 лет.

1832-1856. Жил 75 лет.

В одно и то же время жили эти люди, только разной была эта жизнь. И различные следы оставили они на земле. И память о себе они оставили тоже разную. Вечную память и память забвения.
Учитель:

«Жизнь, как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна».

11. Игра: «Следы». (Играют учащиеся).
У каждого ученика лист бумаги и набор следов, вырезанных из цветной бумаги, разного размера. За 3 мин. Ребята должны выбрать и наклеить следы на лист и подписать каждый приклеенный след. Надпись должна символизировать то событие в жизни, которое может быть связано с этим следом.

Все листы затем собираются и вывешиваются, 1-2 – зачитываются вслух.


(На протяжении всей игры звучит песня «Прекрасное далёко» Е.Крылатова).

После игры исполняется песня «Прекрасное далёко» Таня С.

Игра: «Следы» со зрителями. (Музыка «Большой хоровод»).


Задание: Совместите вид обуви на первом рисунке с их отпечатком на втором рисунке.

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ж 7

З 8

Правильный ответ: А – 2, Б – 6, В – 8, Г – 4, Д – 7, Е – 3, Ж – 5, З – 1.
Учитель:

След на земле…

Пусть каждый человек, маленький или большой, задумается, каким будет его след на земле. Ваши следы – это память о вас будущих поколений. Пусть они будут следами, творящими добро.
12.Ученики:

3 - уютный дом на Руси всегда был хлебосольным.

1- в какой дом наших ребят не придёшь, тебя всегда накормят, угостят ароматным чаем, вкусными булочками и пирожками.

3 – а ты откуда знаешь?

1 – я часто у своих друзей бываю и пользуюсь хлебосольством домов.

3 – вот хитрец! То – то я тебя дома не могу застать! Но в одном ты прав: в каждом нашем доме тебя не оставят голодным. Не правда ли?

1 – встречайте! Кулинарные изыски наших домов.

3 – Вова, а ты куда?

-К бабушке.

3 – зачем?

- Телевизор смотреть. «Окна» моего дома будут показывать.

3 – значит сок «Моя семья» и молоко «Домик в деревне мы будем пить без тебя».

Вова останавливается, выходит, надевает колпак повара, фартук, полотенце на руку, берёт поднос.

А в это время:

Оля П. рассказывает о перце, чернике, капусте и т.д.

Затем дети представляют фирменное блюдо и его рецепт от семьи.

Музыка звучит на протяжении всего представления блюд.

13. А знаете ли вы, что …?

Что ел на завтрак Альфред Нобель, премии которого вручают самым умным людям:

- раки под соусом;

- курица с грибами;

- запеканка из картофеля;

- салат из цитрусовых.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи предпочитал суп из

- картофеля,

- кабачка,

- капусты,

- помидора заправив всё это подсолнечным маслом, поджаренным луком, морковкой.

А М.В.Ломоносов ужинал кашей и кислыми щами с Екатериной 2.
14. Ученики:

- Спасибо всем, кто сегодня рассказал нам о своих кулинарных рецептах и традициях. Очень приятно, что почти во всех семьях живёт традиция собираться вечерами за столом и обсуждать прожитый день, радоваться успехам каждого, строить планы на будущее.

- А как же иначе? Разве можно принять важное решение, не обсудив его с мамой и папой, не посоветовавшись со старшей сестрой или братом.

- Вот мы говорим семья, семья. А ведь и в хороших семьях всё случается, особенно часто происходят раздоры тогда, когда это связано с нами, детьми.

- Что – то я не понимаю, о чём ты говоришь.

- А ты посмотри на то, что сейчас покажут наши ребята, и всё поймёшь.

Ребята разыгрывают юмористические сценки из жизни семьи. Для этого они используют самый различный материал, в том числе касающийся класса. Сценки должны быть очень короткими, быстро сменять друг друга.

15. Сценка №1.

На сцене – стол. У стола стулья. Рядом стоит кушетка. Мама лежит на диване, у неё обвязана голова. Папа читает газету за столом. Девочка стоит возле стола и говорит по телефону с воображаемым собеседником.

Дочка: Да, угу. А ты? А маша? Да? Да ты что? Клево! (Кладёт трубку).

Вновь телефонный звонок.

Мама: Ещё один телефонный звонок и я сойду с ума.

Папа: Это 31-й.

Мама: Что 31-й, кто 31-й? Я уже ничего не понимаю.


Папа: Звонок телефона 31-й.

Мама: И что значат эти слова: а он? А она? Что это за разговоры? Прямо шифровки какие-то… И сколько можно говорить п телефону?

Дочка: Да какие шифровки! Это Васька Машке в любви объяснился. Вот наш класс и обсуждает долгожданное событие.

Папа (возмущённо): Какая любовь в 14 лет?

Дочка: Да брось, пап. Он только объяснился в этом году, А собирался это сделать два года. Вот мы два года и ждали этого события.

Мама: То-то я понять не могла, почему наш телефон два года так сильно нагревается.
Сценка №2.

Мальчик и девочка стоят и прощаются. В руках у мальчика портфель девочки.

Мама (выглядывает из окна): Саша, немедленно домой! Ужин стынет!

Папа (нервно): Ну, что, опять с этим оболтусом стоит?

Мама (горестно) Опять. Что делать – не знаю.

Папа: А что тут сделаешь. Яблоко от яблоньки недалеко падает.

Мама: Что ты имеешь в виду?

Папа: А помнишь, как я тебя домой провожал, и твоя мама злилась, потому что обед приходилось разогревать 10 раз.

Мама: (мечтательно): Помню. А мне так не хотелось уходить!

Папа: И мне тоже. Послушай, сколько нам тогда было?

Мама: Тебе 13, мне 12.

Папа: Ну, вот, тебе уже 12 было. А ей-то 12 только через месяц.

Мама: Ужас! Какие дети растут! Саша, немедленно домой!

Папа: Саша! Я последний раз говорю: немедленно домой! И вправду, яблочко от яблоньки недалеко падает.
16. Ученики:

- Уважаемые мамы и папы! Когда вы нас ругаете, не забывайте вспомнить себя в нашем возрасте. И мне думается, сравнения не всегда будут в вашу пользу.

- А ещё мне хочется вам посоветовать: иногда заглядывайте в свой школьный дневник, который у многих родителей находится в семейном архиве. Я, думаю, что у вас в дневниках иногда были и записи учителей, и не только пятёрки.


- Да что мы всё о грустном. Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты.

-Пройдёт не так уж много времени, мы повзрослеем, возмужаем, будем учиться, и работать, получать разные профессии, будем стремиться к новым высотам.

-А дома нас будут ждать наши мамы и папы. И не только ждать. Они будут радоваться нашим успехам, и огорчаться нашим неудачам. И так будет всегда. Таков закон жизни.
-А какой видят свою будущую семью наши одноклассники?

Давай заглянем в будущее.
Проект «Моя семья» выступает 1-2 ученика, подготовленных заранее.

17. Учитель:

А теперь можно только пожелать, чтобы ваши мечты и желания имели счастливое продолжение. Пусть у вас всё получится, пусть долго-долго живут ваши мамы и папы, пусть наши встречи будут чаще, а разлуки реже. Пусть в наши окна, в окна наших домов и всех людей на земле заглядывает мирное солнце.
Песня: «Московские окна» Поют все присутствующие в зале, слова песни раздать.
А на последок мы оставим след нашего класса и фотографию на память.

До новых встреч.
Подведение итогов (Раздать учащимся листы, где по желанию и от души они напишут:)
Во время подготовки и проведения Захотелось изменить:

мероприятия для себя открыл:

1. по отношению к себе; 1. в себе;


2. по отношению к одноклассникам; 2. в одноклассниках;


3. по отношению к семье; 3. в семье;


  1. по отношению к классному 4. в классном

руководителю; руководителе.

Список литературы


  1. Дереклеева Н.И. Классные часы 7-8 классы. Москва, 2007 г.

  2. Песни Е. Крилатова, Миронова

  3. Белибихина Н.А., Попова Г.П., Калитвенцева Л.А. Патриотическое воспитание школьников. Волгоград: Учитель, 2007 г.
  4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. Москва, 2005 г.

  5. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. Москва, 2007 г.

  6. Кумицкая Т.М. Мир школьных праздников. 5 – 11 классы. Москва, 2005 г.

  7. Луферов А.М. «Погар – история и современность»

  8. Газета «Комсомольская правда». Май, 2007 г.