sotrud.ru 1

ТЕМА: «Права и обязанности ребенка»

ЦЕЛЬ: Формировать представления о правах и обязанностях ребенка

как естественных и неотъемлемых.
ОБОРУДОВАНИЕ: Тематическая выставка, эмблемы по количеству учащихся,

листочки по количеству учащихся, планшет.
ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Оргмомент

  2. Сообщение темы занятия

  3. Основная часть


1)беседа

-В прошлом году на уроках обществознания мы знакомились с международно-правовым документом, направленным на защиту прав ребенка. Что это за документ?

-Сколько лет разрабатывалась Конвенция о правах ребенка?

-Кем она была принята?

-Кого Конвенция называет ребенком?

-Когда Конвенция была принята в России?

-Как вы думаете, зачем был разработан этот документ?

В прошлом году с вами говорили о том, что большинство статей Конвенции защищали естественные права человека.

Но, увы, нам известно слишком большое число фактов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Мы не должны забывать о том, что в мире около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства и проституции, более 50 миллионов ребят работают в опасных или вредных для здоровья условиях, 120 миллионов детей от 6 до 11 лет не могут учится, а 3,5 миллиона умирают каждый год от тех болезней, которые поддаются профилактике и лечению. В развивающихся странах около 105 миллионов малышей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности - это с одной стороны, а с другой стороны, миллионы детей, включая ребятишек из внешне благополучного общества, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами употребления наркотиков. А вы знаете, что запрещено статьями Конвенции о правах ребенка? Вот почему в высшей степени существенными являются 3 причины осуществления Конвенции, независимо от того, о чьих детях идет речь и в какой стране они живут. Эти 3 причины: знание о существовании Конвенции; понимание провозглашенных в ней прав и поддержка усилий по превращению их в реальность.


Первый принцип, я думаю, мы с вами выполнили, ведь мы с вами знаем о существовании Конвенции. Говорили о ней в прошлом году и сейчас вы все вспомнили. Кроме того, в том году мы с вами знакомились и с некоторыми статьями Конвенции. Давайте вспомним сейчас о них.

Ст.2 У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

Ст.6 Право на жизнь, выживание и свободу развития.

Ст.8 Право на сохранение своей индивидуальности.

Ст.9 Право на общение с обоими родителями.

Ст.12и13 Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Ст. 14 Право исповедовать любую религию.

Ст.15 Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Ст. 16 Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Ст. 17 Право на доступ к информации.

Ст. 19 Право на защиту от всех форм насилия.

Ст.27 Право на доступный уровень жизни.

Ст.28 Право на образование.

Ст. 31 Право на отдых и досуг.

Ст. 32 Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ст.37 Право на защиту от жестокого обращения.

Ст.38 Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Ст.40 Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Ребята, но вы знаете, что в повседневной жизни часто происходят нарушения этих прав. В последнее время о нарушениях прав ребенка можно часто прочитать в газете «Эффект». Первая статья называется «Узник», в ней говориться, что одна женщина усыновила Алексея, у которой уже был собственный ребенок. Семья жила обеспеченно. Жена- инспектор уголовного розыска. Муж- милиционер. Вскоре муж бросил жену, и объектом для вымещения обид стал Алексей. Мать била его руками, пинала, хлестала собачьим поводком, драла за волосы и уши так, что хрящи все были переломаны и деформированы. Потом мальчика перестали кормить и он стал воровать еду в детском саду. Мать забрала его из садика и чтобы он не брал продукты из холодильника, она, уходя на работу, на весь день привязывала Алексея к кровати ремнем или пристегивала наручниками к батарее, не оставляя даже воды. В конце ноября мальчику стало плохо и его едва спасли. Мать осудили на 9 лет.

- О каких нарушениях прав ребенка вы услышали в этом рассказе?
- После истории, произошедшей во вполне благополучной семье, совсем неудивительно узнать, как обращаются со своими детьми люди дна- бродяги и алкоголики. Родители, думающие только о себе, не только не выполняют своих родительских обязанностей, но и бьют зверски детей, посылают их просить милостыню, заставляют воровать. Чувство голода, унижения, холода, тоски можно услышать в голосе таких детей. Послушайте сами, (звучит «сиротка» )

Но о нарушениях прав ребенка можно узнать и из художественных произведений. Например, рассказ «Максимка» К.Н.Станюкевича. Послушайте.
Какие права ребенка были нарушены?

Все это, конечно, хорошо. Но для Российского суда Конвенция- это не закон, но Российское государство с ней согласилось. Значит, оно обязано принять такие законы, которые бы подтверждали: Россия готова защищать права ребенка. Таких законов теперь довольно много. Самый строгий из них - Уголовный кодекс Р.Ф. В нем говорится о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За совершение каждого из них установлены очень серьезные уголовные наказания. Какие это преступления?

О правах ребенка говориться и других Российских законах. Например, в семейном кодексе Р.Ф. Какие права закреплены в этом законе?

Но вы должны знать, что никакие Конвенции сами по себе людей лучше не сделают. Даже если эти документы добросовестно заучивать по 10 часов ежедневно.

Дело в другом. Знакомясь со своими правами, люди меньше должны стараться их заучивать. Куда полезней попытаться увидеть себя в положении человека, который может быть унижен, оскорблен.

Маленький «мудрец» 10 лет от роду смел, познакомиться с положением Конвенции, и понял ее так я - ребенок, мне все можно. И началось... хождение на голове. Правильно ли понял ребенок Конвенцию?

Но вы должны знать не только свои права, но и обязанности свои нужно знать хорошо и стараться их выполнять.


А какие основные ваши обязанности?
Послушайте этот рассказ. «Загляни в мамины глаза».

Это было так.

Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассно образование не позволило ему сделать это быстро, и Миша выхватила газету и убрала.

- Родится! - он жизнерадостно хлопнул Гену по затылку. - В 19.30- «В мире животных». Лесси, джамп!

– Джамп, Лесси!

Веселая спаниелька Лесси, получившая свое имя в честь лохматой киногероини, не очень поняла английскую команду, но на всякий случай запрыгала вокруг мальчика, взмахивая ушами.

- Ну, я пошел. В баскет играть! - и Миша исчез.

Гена наскоро проглотил холодный борщ, разделил с Лесси котлету и помчался на поиск старшего брата. Лесси, чьи мечты о прогулке рухнули, жалобно заскулила.

Ровно в 20 минут восьмого грязные, и красные братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.

Мама убирала на кухне со стола немытую посуду, она, молча, взяла сыновей за руки в ванную комнату.


  • Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас « В мире животных » будет!

  • Ужинать? Хлеба-то не купили. Миша сбегай-ка в булочную!

  • Хитренький! Сегодня твоя очередь!

  • А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?

  • Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!

  • Ничего не за меня! Это я за тебя с Лесськой в понедельник гулял!

  • В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу тебя кружок и

Хлопнула дверь...Когда мама вернулась с хлебом, братья в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьяны, грозно рычал тигр.

Мать подала картошку.

  • В мундирах, - капризно протянул младший. - Лучше бы торе.
  • Или жаренную. С колбасой!


Быстро управившись с ужином, Миша коротко бросил: «Морской закон», - и захватил кресло- предмет непрекращающейся войны. Но стоило ему на минутку подойти к телефону, как Генка, вопя про барыню, которая «встала, место пропало», прочно угнездился там, схватившийся для верности за подлокотники. Это ему не помогло. Миша умело разжал его пальцы и энергично стал извлекать брата из кресла. Тщательно рассчитав силу голоса, чтобы было слышно на кухне, братишка заныл! « Ты чего бьешься? Я к тебе лезу? Ой- ой- ой!..»

Как он и предполагал, мама вошла в комнату. Но кто прав, кто виноват разбираться не стала. Она не говоря ни слова, повернула рычажок телевизора.

- Ма, ты чего, ма? Включи! - дружно закричали братья, вмиг забыв разборы. Но мама усталым движением поднесла к вискам белые от муки руки. И заплакала.

Плохой был вечер и плохо закончился.

  • А как все могло быть?

  • А у вас бывали такие ситуации?


Бывают у нас в семье чудесные дни, разумные, наполненные серьезным делом и веселым отдыхом, интересными разговорами и добрыми отношениями. А иногда все идет вкривь и вкось, взрослые недовольны детьми, дети ссорятся друг с другом. Шум, обиды, выговоры. Встает вопрос, что должны делать ребята, чтобы все дома было хорошо и уютно?

- Пока ребята мамы, они привыкают, что о них заботятся. Но, те, кто постарше, могли бы уже понимать, что и взрослые нуждаются в заботе. Иногда приходиться чуть ли не по 20 раз напоминать им: «Владик сходи за сахаром», «Лена пора убирать». Бывает до того надоедает, что лучше бы сами сделали. Да только времени не хватает. Если бы не это, жили бы мы счастливо и дружно.

Хотите, проведем простой опыт, который поможет выяснить, хороший ли сын или дочь? Я задаю вопросы, а вы честно отвечаете «да» или «нет».
  1. Если тебе приходиться неожиданно задерживаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)?


  2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой ( генеральная уборка, ремонт, заготовка дров ), а тебя отправляют на улицу, «чтобы не крутился по ногами»?

  3. Осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?

  4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?

  1. Свои нужды (купить ролики, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе. Какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?

  2. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще всю обувь привел в порядок)?

  3. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? ( А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, сладкого)

  4. У родителей выдался свободный вечер. Они собрались в гости. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома?

  5. У вас дома взрослые гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-либо тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?

  6. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?


Ну вот. Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки у тебя должны

быть такие: « + -- + + + + ». если картина получилась противоположная, тебе

надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком.
- А можно сказать, что герой этого стихотворения хорошо выполняет свою главную обязанность?
«Петя утомлен» (А. Барто) *

Петя взял «Родную речь», на диван решил прилечь

- Дайте что-нибудь принять... Витамины что ли... Слабость чувствовал опять я сегодня в школе.

Мать меняется в лице, витамины А, Б, Ц, предлагает Пете ( Витамины А, Б, Ц, очень любят дети ) Мать на Петеньку глядит и, вздохнув украдкой, просит: Пусть он не сидит долго над тетрадкой.


- Что ж, пожалуй, ты права, -стонет хитрый малый, -Отдохну часочка два... Я такой усталый.

Сунул в шкаф «Родную речь» и гора свалилась с плеч. Витамины А, Б, Ц катает кошка на крыльце.
- А как заботится о своих близких этот герой?
«О человечестве» (А. Барто)

Готов для человечества он многое свершить,

Но торопиться нечего, зачем ему спешить?

Пока он подвига еще себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится, лекарство дать велит,

Но он не человечество, он старый инвалид.

С утра Наташка мечется (гуляйте с ней с утра!)

Она не человечество, а младшая сестра.

Когда судьбой назначено вселенную спасти,

К чему сестренку младшую на скверике пасти?!

Пока еще он подвига себе не приглядел,

А дама (что поделаешь!) нет подходящих дел.

В своем платочке клетчатом ревет в углу сестра.

- Я тоже человечество. И мне гулять пора.
- А Кирилл как поступил? «Член жюри» (А. Барто)

Случилось чудо! Наш Кирилл сестренке мячик подарил!

Случилось чудо! Наш Кирилл сестренке сказки говорил!

И до того дошел Кирилл, что даже кашу ей варил.

Играл с ней в прядки за кустом, кричал ей : -Раз! Два! Три!

- Потом признался: - Дело в том, что выбран он жюри.

Проводим конкурс. Наш девиз: «На нужды младших отзовись!»

И отозвался наш Кирилл: сестренке мячик подарил,

Играть в футбол учил сестру.

Но вот однажды по утру сестренка ищет:

-Где Кирилл?


  • Он дверь сердито затвори, сказал: - какая тут игра?!

  • Наш конкурс кончился вчера.




  • Ребята, я считаю, что это далеко не все обязанности ваши. Какие еще обязанности вы можете назвать?
  • Послушайте это стихотворение и подумайте о каких обязанностях идет речь?



«Признание» (А. Барто)

Поди, узнай, поди, пойми, что стало с парнем лет восьми!

Он всех, в один несчастный день, чуть не довел до слез.

Его зовут, стоит как пень, как будто в землю врос.

  • Смотри не пей воды сырой! - советует сосед.

Один стакан, потом второй Андрюша пьет в ответ.

Поди, узнай, поди, пойми, что стало с парнем лет восьми!

  • Придешь обедать к трем часам, ему сказала мать.

  • Он пробурчал: - Я знаю сам... - а сам явился в пять.

  • Ну что с тобой Андрюшенька? - и сын признался ей:

  • Когда я вас не слушаюсь я выгляжу взрослей.




  • Ребята на свете очень много разных стихотворений. Как вы думаете, почему у нас сегодня звучат стихотворения, в которых поступки героев мы обсуждаем? И говорим, что так поступать нельзя?

  • Есть такой замечательный писатель Григорий Остер, который писал очень много книг и среди них есть книга «Вредные советы». В предисловии говориться, что недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам»- они берут и не умываются. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы. Они все делают наоборот, и получится как раз правильно.

  • Вот послушайте несколько таких советов.

1. Если ты остался дома без родителей один,
Предложить тебе могу я интересную игру

Под названием «Смелый повар» или «Храбрый кулинар». Суть игры в приготовлении всевозможных вкусных блюд. Предлагаю для начала вот такой простой рецепт: Нужно в мамины ботинки вылить мамины духи, А потом ботинки эти смазать кремом для бритья, И, полив их рыбьим жиром с черной тушью пополам, Бросить в суп, который мама приготовила с утра. И варить с закрытой крышкой ровно 70 минут. Что получится узнаешь когда взрослые придут.


2. «Надо с младшими делиться!» «Надо младшим помогать!»
Никогда не забывайте эти правила, друзья.

Очень тихо повторяйте их тому, кто старше вас, Чтобы младшие про это не узнали ничего.

3. Не расстраивайтесь если вызывают в школу маму или папу.
Не стесняйтесь проводите всю семью.

Пусть приходят дяди, тети и троюродные братья, Если есть у вас собака, приведите и ее.
2) творческое задание

-Ребята, на улицах городов вам обязательно попадаются на глаза такие надписи: «Не сорить», «Посторонним вход воспрещен» и т.д. Это запрещающие таблички. А теперь представьте, что вы жители города Детск. И вы решили строго соблюдать правила ребенка. И для этого в вашем городе нужно развесить разрешающие таблички. Придумайте и нарисуйте их.
4. Итог занятия

- И в заключение нашего занятия я хочу прочитать стихотворение Джанни Родари «Сколько всего детей на свете?» Сколько всего детей на свете? Если бы дети на целой планете Все засмеяться сразу могли, Только раздастся команда: «Пошли!»

Вот бы земля задрожала от смеха! Смеху бы вторило гулкое эхо,

Будто бы рухнула разом гора звонкого золота и серебра,

Будто обрушился бурный каскад, золотопад, серебропад.

Долго бы смеха катилась лавина от Копенгагена до Турина,

От Ленинграда до Берлина, от Сан- Франциско до Канн-По

всем морям по всей земле, по селам, городам, столицам,

По синим атласа страницам...

- Давайте школьникам своим моря и горы отдадим.

Гора нужна им для игры - сбегать им весело с горы.

Поляны будут их площадки. В лесах играть удобно в прятки.

А это небо без границ - чтобы пускать картонных птиц...

И пусть планета наша вскачь несется по небу, как мяч,

-Авось земля от этой встряски помолодеет, словно в сказке!

Пускай для радости, не зря, бегут листки календаря!