sotrud.ru 1 2 3


БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ

Разработка музейного урока - мастерской,

посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда

для учащихся 7-х классов.

(Проводится в Алданском историко-краеведческом музее 27 января,

в День освобождения города Ленинграда от блокады)
Автор идеи и разработчик урока: Витевская М. И. ,

учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия г. Алдан»

Экскурсовод: Иванова Е.В.,

старший научный сотрудник

Алданского историко-краеведческого музея.
Цели и задачи урока:

Этот урок призван наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900 – дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; показать детям, что трагедия блокадного Ленинграда близка и нам, алданцам, так как среди жителей Алданского района проживали и проживают блокадники; продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны; воспитывать у учащихся бережливое отношение к хлебу и чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период; развить у учащихся поисково-краеведческие умения и навыки.
Организация и подготовка урока:

К организации урока привлечены учащиеся 7-х классов посещающие в 2011-2012 уч. году курс по выбору краеведческой направленности «Алдановедение» (руководитель М. И. Витевская). Разбившись на микрогруппы по 2-3 человека они выполняют следующую подготовительную работу:

- Узнать в Совете ветеранов и пенсионеров Алданского района (председатель С. А. Козырев) об алданцах – блокадниках. Выяснить, кто и из них еще жив, как можно с ними связаться.


- Связаться с нашими земляками – блокадниками, по возможности пригласить их на урок или записать их воспоминания.

- Поработать в фондах Алданского историко-краеведческого музея (директор О. М. Гусакова) с целью поиска архивных материалов об алданцах, переживших блокаду, и уже ушедших из жизни и подготовить сообщение для урока.

- Помочь сотрудникам музея организовать экспозицию – стилизовать зал, в котором будет проходить урок, под типичную ленинградскую квартиру блокадного времени.

- Найти в литературе и Интернете достоверную информацию о рецептах блокадного хлеба.

- Помочь организаторам урока собрать фото- и видео-материал для создания компьютерной презентации к уроку

- Подготовиться учащимся – соведущим, чтецам выучить стихи и подготовиться к художественному чтению.

Пояснение:

Урок проводится в зале Алданского историко-краеведческого музея, стилизованного под ленинградскую квартиру блокадного времени (старая мебель и посуда, печка-буржуйка, окно, заклеенное крест-накрест бумагой, стена задрапирована маскировочной сеткой и т. д.) По ходу урока внимание ребят поочередно заостряется на экспонатах: старинный патефон и пластинки довоенной поры, санки, на которых стоит ведро с водой, весы с гирьками для взвешивания хлеба, репродуктор, жестяной перекидной календарь военных лет, ящик из-под снарядов и т. д.).

Зал также оборудован современными ТСО: ноутбук, экран, проектор.

Для урока учителем и сотрудниками музеи созданы две компьютерные презентации (одна из них для синхронного показа во время рассказа учителя, экскурсовода и учащихся - соведущих, другая в режиме слайд-шоу – для демонстрации во время прослушивания музыки), запись блокадной кинохроники, запись фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича.

Организаторами урока заранее приготовлены такие экспонаты для демонстрации учащимся во время урока, как отруби, дуранда (корм скоту), вазелин, куски старых обоев с засохшим клейстером, кожаный военный ремень, столярный клей, ингредиенты и посуда для замеса теста, хлебопекарные формы и т. п.


По просьбе учителя в Алданской пекарне «Мечта» (директор Г. С. Мнацаканян) выпечены несколько буханок черного хлеба по рецепту, максимально приближенному к блокадному.
Время проведения урока: 70 мин.
Разработка музейного урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас пройдет очередной музейный урок. Мы с вами часто бываем в нашем Алданском историко-краеведческом музее и знаем, что в музее нельзя трогать экспонаты руками, посетители музея обычно только рассматривают музейные экспозиции и внимательно слушают экскурсовода. Но сегодня у нас будет необычный музейный урок – мастерская, во время которого мы нарушим с вами обычные правила посещения музея. И сделаем мы это ради того, чтобы вы не только узнали, но и поняли, в какой-то степени прочувствовали на себе, через что пришлось пройти вашим прадедушкам и прабабушкам в страшные годы Великой Отечественной войны.

Наш урок называется «Блокадный хлеб». Мы будем говорить о блокаде города Ленинграда. Как теперь называется этот город? Кем он был основан? (учащиеся отвечают)

Когда фашисты нападали на нашу страну в 1941 году, у них был план молниеносной войны, они рассчитывали, что наша страна будет захвачена за несколько месяцев. Но, получив, отчаянное сопротивление нашего народа, они поняли, что план молниеносной войны сорвался. У Гитлера был план сравнять с землей Москву и Ленинград, то есть полностью уничтожить эти города вмести с мирным населением.

В августе 1941 года немецкие войска начали мощное наступление на Ленинград. Но захватить и уничтожить город им не удалось, так как его защищали изо всех сил и армия, и сами горожане. Тогда фашисты взяли город в кольцо. И с сентября 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

И начались, ребята, страшные 900 дней и ночей Ленинградской блокады. Город каждый день бомбили вражеские самолеты. В нем не было электричества, не было отопления, не работал водопровод. Давайте вместе с нашим экскурсоводом Еленой Ивановной, старшим научным сотрудником музея, перенесемся с вами в обычную городскую квартиру во время ленинградской блокады (описание экспозиции, рассказ об ее экспонатах проводит экскурсовод) – учащиеся рассматривают экспонаты, задают вопросы.

Приглашаем ребят занять места в зале.

Учитель: Итак, после нескольких неудачных попыток наступления на Ленинград Гитлер предпочел сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся только самолетами по воздуху или по ледовой дороге через Ладожское озеро, но это были только очень ограниченные поставки. Тогда ленинградцы и ощутили в полной мере, что это за страшное слово – БЛОКАДА.

Стихи читает Влада Татарникова: Блокада!

Скудный ломтик хлеба –

Обычный суточный паек.

Блокада!

Воющее небо,

Коптилки смутный огонек.

Блокада-

Выстоять,

Не сдаться,

Собой всю Родину прикрыв…

Кто знает лучше ленинградца

Святого мужества порыв?

Учитель: Кто из вас, ребята, запомнил, сколько дней длилась блокада Ленинграда? А сколько дней в году? А сколько месяцев в году? Кто может посчитать, сколько месяцев длилась блокада?

(учащиеся отвечают).

Блокада длилась 29 месяцев. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода. Можете себе представить, ребята, 29 месяцев холода, бомбежек и страшного голода…


Стихи читает Белова Лера: Двадцать девять месяцев блокады.

Голод. Мрак. Обстрелы.

Боль утрат.

Но к врагу не знали мы пощады,

Ты ему был страшен, Ленинград!

Обожженный,

весь облитый кровью,

Был ты его сильнее во сто крат,

Всей своей страны храним любовью,

Город Октября,

наш Ленинград!

Даже в дни, когда к нам устремилось

Горе, не давая нам дышать,

Даже и тогда не надломилась

Ленинградца гордая душа.

И в цехах своих и днем и ночью

Ты родное узнавал лицо,

Видел хватку питерских рабочих,

Рвавших ненавистное кольцо.

Ты запомнил голос ленинградца

В грозный час, когда сгущалась тьма:

«Прежде чем нам смерти испугаться,

Смерть нас испугается сама».
Учитель: Да, ребята, сегодня мы будем много на нашем уроке говорить стихами. Потому, что, стихи – это душа народа. В блокадном Ленинграде жила великая поэтесса Ольга Берггольц, она во время страшного голода и бомбежек продолжала писать стихи и их передавали по радио:

И люди слушали стихи,

Как никогда,— с глубокой верой,

В квартирах черных, как пещеры,

У репродукторов глухих.-

писала она.

Вообще радио играло огромную роль в жизни ленинградцев. Голодные люди в своих холодных, темных квартирах слышали из радиоприемника фразу: «Говорит Ленинград!» и чувствовали, что город еще жив!

Стихи читает Кович Ваня: Слушай, Отчизна!

С тобой говорит Ленинград!-

тысячеустый,

зовущий к отпору и мести,

доблестный сын твой –

огнем опаленный солдат,

вставший защитником

счастья,

свободы

и чести.

Экскурсовод показывает и рассказывает о громкоговорителях, о метрономе, о музыке, которая звучала по радио, о патефоне (заводит патефон, звучит старая довоенная песня).

Учитель: Стихи и музыка, звучавшие по ленинградскому радио, позволяли блокадникам бороться с мучительным голодом и страхом. Город перешел на карточное снабжение. Нормы были мизерными.
Экскурсовод показывает и рассказывает о хлебных карточках, о нормах и о том, что голодные люди продолжали работать и защищать свой город.
Учитель: А еще, ребята, в первые месяцы блокады ленинградские дети продолжали учиться.

Стихотворение читает Мнацаканян Айк:

Всего-то немного я видел войну…
Детали припомнились после:

Зима в сорок первом.

Диктант. Обмакну

Перо, а чернила замёрзли…

И послевоенного хлеба ломоть,
И строек тревожные дали
Вошли в мою кровь,

вошли в мою плоть,

Нелегким характером стали…

Остались со мной

лица милой родни

И близких.

Но память невечна.

Исчезли, казалось, недавние дни,
Забыты вчерашние встречи…

Беспечного отдыха радость и лень,
Насмешек перо озорное
Исчезли, ушли…

А война, словно тень.

Всю жизнь она ходит за мною.
Учитель: Почитаем письма и воспоминания людей, чье детство пришлось на блокаду.

Слово учащимся – соведущим:

Ксюша Витевская: «Со временем сил оставалось всё меньше и меньше. Норма хлеба всё уменьшалась и уменьшалась. На нашу семью из четырех человек мы получали 500 грамм хлеба. Булочная была на первом этаже нашего дома. Хлеб привозили ночью. И в окно я наблюдала, как за фургоном ползали люди, подбирая крошки, которые сыпались из машины. Многие тут же падали и умирали. Радио не выключалось всю ночь. Спали одетыми в телогрейках, валенках и шапке-ушанке, чтобы под звуки сирены можно было быстро вскочить и бежать в укрытие понадежней. Что мы ели и что мы пили? Мы с сестрой возили воду из Невы на саночках, на которых стоял чайник, бидончик и кастрюлька. Воду выбирали из проруби кружкой. Однажды я поскользнулась и чуть не упала в прорубь. Но меня подхватила сестра.»


Валера Щербаков: «Мы с мамой жили в полуподвале восьмиэтажного дома на Театральной площади, на углу канала Грибоедова. Однажды мама вышла на лестничную клетку. На ступеньках лежала старушка. Она уже не двигалась, только как-то странно закатывала глаза. Её перетащили в квартиру и засунули в рот крошку хлеба. Через несколько часов она умерла. На следующий день выяснилось, что ей было семнадцать лет, а глаза она закатывала, потому что жила этажом выше. Дети блокадного Ленинграда походили на сморщенных старичков. Сядут, бывало, на скамеечку, нахмурят брови и вспоминают, как же называется смесь картошки, свёклы и солёного огурца. Отец и два брата лежали мёртвые по неделе в комнате, в которой мы с мамой жили, пока мы смогли на санках вывезти их. У нас с мамой была дистрофия. Только после прорыва блокады стали отоваривать продуктовые карточки, и мы с мамой как-то выжили.»

Ксюша Витевская: «Мне доверяли покупать хлеб и подавать к столу. Хлеб я делила на четыре части и прятала в шкатулку из красного дерева с золотым ключиком. Эту шкатулку нам подарила тётя Шура из соседней квартиры, когда она эвакуировалась. Пока я укладывала его в шкатулку, понемногу съедала свою норму, а когда садилась со всеми за стол на так называемый обед, моей порции уже не было. Я стреляла глазами во все стороны. И каждый по кусочку мне давал. Может быть, поэтому я оказалась более крепкой.»

Валера Щербаков: «Из дневника Юры Рябинкина: Декабрь. Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству…выхода нет. Тупик. Голод. Какой страшный голод! Страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность… Я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери.»

Учитель: Это был отрывок из дневника Юры Рябинкина, но больше всего миру известен дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой.


Рассказ учителя о Тане Савичевой, сопровождается прочтением учащимися страничек ее дневника, которые отображены на слайде: После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Учитель и экскурсовод показывают детям экспонаты (кусок старого кожаного ремня, плитка столярного клея, корм скоту – дуранда, баночка вазелина, кусок старых бумажных обоев, промазанных клейстером) и предлагает им определить, как это могли использовать в блокадном Ленинграде – учащиеся рассматривают экспонаты, ощупывают их, им предлагается понюхать столярный клей (у которого очень резкий неприятный запах) и выдвигают свои версии.

Учитель: Чтобы нам, ребята, из нашего времени понять, как могли в блокадном Ленинграде использоваться эти вещи, давайте опять обратимся к воспоминаниям людей, переживших блокаду:

Слово учащимся – соведущим:

Ксюша Витевская: «Я пережила голод, холод, не было воды, электричества. За водой ходили на набережную реки Фонтанки, вечера проводили при свете маленькой коптилки. Продуктовые карточки не отоваривались; получали на день по 125 граммов хлеба – и больше ничего. Запасов продуктов никаких не было. Паёк хлеба приходилось менять на вязанку дров. В самом начале войны папа случайно купил дуранды (корма для коров), она нам очень пригодилась. Жарили из неё лепёшки на вазелине. На буржуйке, которую смастерил брат, варили студень и суп из столярного клея. Но этого всего было немного, и эта, так сказать, пища считалась большой роскошью. «Папа, почему мы до войны не ели такого вкусного студня из столярного клея?» – писала я на фронт отцу. В то время я отлично запомнила два основных правила выживания. Во-первых, долго не лежать, во-вторых, много не пить. Ведь многие погибали от опухания, наполняя желудок водой.»



следующая страница >>