sotrud.ru 1

Внеклассное мероприятие по химии



  1. Вступление


Учитель химии:

Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у вас будет необычный урок. Вы знаете, что в нашей школе сейчас проходит неделя естественных наук.

- Какие же науки вы можете отнести к естественным?

-Что изучают эти науки?

Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог: Естественными называются науки, изучающие окружающий мир. Именно так называется учебный предмет, который вы сейчас изучаете. Одной из естественных наук является химия. Некоторые понятия этой науки вы получили в пятом классе, а вплотную займетесь химией вы только в восьмом классе. Почему же этот учебный предмет вводится так поздно – только в восьмом классе? Дело в том, что химия – наука очень серьёзная, опасная и одна из самых трудных для изучения. Только в восьмом классе ваш мозг созреет для восприятия этой науки. А я сегодня пригласила вас в гости затем, чтобы показать свою любимую науку с наилучшей стороны – ведь кроме того, что химия очень сложна для изучения, она захватывающе интересна и ее по праву называют (учитель показывает заголовок на доске и вместе с детьми читает: «Наука–волшебница»).

Мы с вами сейчас находимся в кабинете химии. Он идеально приспособлен для изучения этой науки – в нем есть все наглядные пособия, приборы и материалы для нашей успешной работы на уроках. Особое внимание обратите на стену, где находится основной документ химии, который одновременно является универсальной химической шпаргалкой. Давайте вместе прочитаем название основного наглядного пособия в нашем кабинете: ПСХЭ. О его вкладе в развитие химической науки мы с вами поговорим намного позднее.
2. Химическая лаборатория нашего организма

Итак, вплотную предметом «химия» вы займетесь в восьмом классе. Но это не значит, что сейчас химия совсем вас не касается. Дело в том, что с момента зарождения наш организм представляет из себя химическую лабораторию.


Рассмотрим простой пример. Вы знаете, что тела живой природы питаются, и этим отличаются от тел неживой природы. Проследим судьбу завтрака в нашем организме. Многие из вас на завтрак съели бутерброд.
Учитель показывает на доске схему: «Химическая лаборатория нашего организма»
Классический бутерброд состоит из хлеба, масла и колбасы. Мы откусили кусочек и начали тщательно его пережевывать, смочив слюной. Уже в ротовой полости начинает работать химическая лаборатория: хлеб состоит из углеводов, а они под действием слюны превращаются в сахар. Поэтому при глотании мы чувствуем сладкий вкус. Масло – это жиры, а в колбасе находятся белки. Эти питательные вещества начинают перевариваться в желудке. Переваривание пищи – это химический процесс расщепления крупных сложных молекул на более мелкие и простые. При переваривании пищи организм получает энергию. А более простые молекулы организм использует для создания своих веществ, как кирпичи при строении нового дома.

Таким образом, в каждом живом организме непрерывно происходят химические процессы расщепления веществ пищи и создания новых сложных веществ, присущих именно этому живому организму. Эти химические процессы не протекают без кислорода и воды – поэтому во время завтрака мы дышим и запиваем бутерброд чаем.

А если мы с вами оглянемся вокруг, то увидим, что химия «приложила руку» к очень многим объектам окружающего нас мира: синтетические материалы, мебель, топливо, строительные материалы, стекло, бумага, лекарства, косметика, продукты питания – это лишь немногое из того, что дарит нам химическая наука. Современное общество не может жить без химии. Недаром великий русский ученый М.В. Ломоносов, еще в XVIIIвеке произнес пророческие слова: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».
Входит волшебник

- Я тут услышал, что вы про волшебницу химию разговариваете, и не мог не прийти, ведь химия это и моя коллега тоже.

- Внимание! Все знают, что дыма без огня не бывает. Сейчас на ваших глазах я опровергну это утверждение.

Ассистент подает ему две банки (хозяйственные пол-литровые), закрытые пластмассовыми крышками. Предварительно банки изнутри ополоснули концентрированными растворами: одну – соляной кислотой, другую - раствором аммиака. Фокусник снимает крышки и быстро соединяет банки горлышками, ставя их одну на другую. Проводит руками пассы, банки заполняются дымом, хлоридом аммония.
- Ну вот, я пошел дальше.
Учитель: Уважаемый волшебник, приходите к нам в гости еще.

Волшебник уходит.
3. Лаборатория алхимика

А как же все начиналось? Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Особый вклад в развитие химии внесли алхимики. Алхимия – химия … Это созвучные названия. И все-таки алхимия – это лженаука.

- Может быть, кто-то из вас знает, кто такие алхимики, и чем они занимались? Для того, чтобы выяснить это, давайте побываем в лаборатории алхимика.

вы видите химическую посуду и приспособления для алхимических опытов. Как вы успели заметить, на моем столе стоит аналогичная посуда. Давайте вместе прочитаем названия и найдем данные виды посуды на фото и на моем столе. Учитель вместе с учащимися читает названия посуды и приспособлений , показывает их на фото и на учительском столе.(Колбы, реторты, стеклянный холодильник, ступка, пестик, тигель, чаши для выпаривания. Говорится несколько слов о назначении этих видов посуды)

Алхимики стремились к богатству и вечной жизни. На протяжении веков они трудились в своих лабораториях, исследуя уже известные вещества, составляя из них разнообразные смеси. В эти смеси наряду с химическими веществами могли входить экзотические компоненты - порошок из рога носорога, кусочки высушенной кожи крокодила, яд змеи, медвежья желчь и т.д.

- Что же хотели получить алхимики? Они искали «философский камень» – такое вещество, при помощи которого можно любой металл, например, свинец, превратить в благородный металл.

- На доске написаны названия известных вам металлов. Какой из них вы можете назвать благородным? Почему?

Конечно, благородным металлом называют золото. До сих пор оно является символом богатства.

Чтобы выяснить, почему, проведем простой опыт: перед нами две колбы с соляной кислотой. Это вещество входит в состав нашего желудочного сока, который помогает переваривать пищу. В одну колбу опустим немного опилок магния, в другую – золотое обручальное кольцо. Магний бурно взаимодействует с кислотой и растворяется в ней, золотое кольцо лежит в колбе с кислотой и не подвергается никаким изменениям. Золото – малоактивный металл, оно не вступает в химические реакции, поэтому его можно хранить неограниченно долго. Итак, алхимики в своих лабораториях искали рецепт изготовления «философского камня». Вклад этих людей в развитие химии огромен – сами того не желая, они открывали новые химические элементы, изучали и описывали свойства химических веществ.

-- Как вы думаете, удалось ли алхимикам найти «философский камень» и превратить свинец в золото? Конечно, нет! Ведь алхимики в своих исследованиях преследовали корыстные цели личного обогащения.
А сейчас, прошу прощения, как и в любом деле – реклама.
Первый ученик. Нет ничего лучше пепси-колы. Я ее так люблю.
Берет со стола стакан и наливает в него одновременно из двух бутылок желтоватую жидкость – растворы хлорида железа и роданида калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:
FeCl3+4KCNS=K[Fe(CNS)4]+3KCl
Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола получилась.

Показывает зрителям стакан с “пепси-колой”.
Второй ученик. А я люблю фанту. Что может быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу получить ее из воды. Вот.
Доливает в стакан с “водой” – раствором фенолфталеином немного “воды” – раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем “фанту” малинового цвета.
Третий ученик. Все-таки, я считаю, что самый полезный напиток – молоко.

Смешивает стакан «Воды» - хлорид бария со стаканом «воды» - сульфат натрия. Демонстрирует белое вещество.

Учитель: а я считаю, что все-таки самый полезный напиток – это чистая минеральная вода.
Добавляет раствор кислоты в стакан с гидроксидом натрия – реакция нейтрализации, обесцвечивание воды.
Ученики: Ну Вот! (расстроенные уходят).

5. Химическая операционная
Операция без наркоза, но с обильным кровотечением, и чудесное заживление раны на глазах изумленной публики.

После чудес на химической кухне познакомимся с чудесами химической медицины. Наука-волшебница способна заживлять самые ужасные раны, да так, что от них не остается и следа. Но для того, чтобы исцелить рану, надо эту рану иметь. Поднимите руки те, у кого есть свежая кровоточащая рана. (Обычно несколько учащихся поднимают руки и демонстрируют свои царапины). Нет, не показывайте мне эти жалкие царапины! Раз у вас нет подходящей раны, придется мне самой ее нанести! Найдется ли в наших рядах герой, который не побоится рискнуть?

Доброволец подходит к столу и готовит операционное поле, задирая рукав. Операционное поле учитель обильно смазывает «йодом» (хлорид железа(III) – раствор желтого цвета, похож на йод), затем скальпель опускает в «дезинфицирующий раствор»(раствор тиоцианата аммония)и делает«разрез» на руке (слегка прикасается скальпелем к коже). Появляется ужасная кровоточащая рана (капли жидкости красного цвета, похожей на кровь). Сейчас наш герой пройдет по классу и все смогут убедиться, что из раны течет кровь. Ах, как отважен этот молодой человек! Истекая кровью, он улыбается и говорит, что ему совсем не больно. А сейчас я, как и обещала, исцелю эту рану так, что от нее не останется и следа. Для этого я смачиваю ватку «живой водой» и протираю операционное поле. (Учитель протирает руку ученика раствором фторида натрия). Рана бесследно исчезает! Аплодисменты герою!
Наша встреча подходит к концу, Ой кто это? А это снова наш волшебник.

Волшебник: Мы так и не выяснили, что же изучает волшебная наука – химия.


Я утверждаю, что определение химии находится перед вами, на этом белом листе. Вы ничего не видите? Минуточку терпения, и тайное станет явным! Сейчас я смочу лист «водой» из этого волшебного сосуда – смотрите, появляются малиновые буквы. (Учитель наносит на лист с написанным фенолфталеином текстом щелочь из пульверизатора). Прочитайте это определение и постарайтесь запомнить.
Давайте вместе со мной: «Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях». Надеюсь, до восьмого класса вы не забудете это определение и порадуете меня и Лину Александровну на первом уроке химии.

А со мной пришли мои друзья, но сегодня они почему-то все время спорят.
Участвуют: Медь, Сера, Железо, Золото, Алюминий, Кислород, Водород. (Участники имеют на голове полоски с символами элементов).
1. МЕДЬ - Вы знаете, кто я? Правильно. Вы все читали сказку Бажова "Малахитовая шкатулка", а вхожу в состав малахита. Уже много веков я верой и правдой служу людям. На смену каменным орудиям пришли орудия из бронзы, в которую входим я и мой друг олово.

2. СЕРА - А что сейчас из тебя делают?

3. МЕДЬ - Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет. Изготавливают также части машин, примусы, самовары.

4. ЖЕЛЕЗО - И ни за что не соглашусь стать самоваром. Как это неприятно когда в тебя наливают воду, я ужасно боюсь сырости, быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

5. МЕДЬ – Я не так капризна и сырости не боюсь. Недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. А как я сверкаю на ручках дверей и в рукоятках приборов!

6. ЖЕЛЕЗО - Подумаешь, важность: медные ручки, какие-то там части машин, Из меня изготавливают целые машины, инструменты, я - очень нужный металл.

7. ЗОЛОТО - Что, правда, то правда. Железо всегда с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть на него никто не хочет. Не то что я! Как за мною гонялись! Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как сейчас меня ценят! Я - редкий металл!


8. ЖЕЛЕЗО - Подумаешь, редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали лишь редкие украшения, а железную посуду можно было встретить только в королевских кухнях.

9. КИСЛОРОД - И о чем они еще спорят эти металлы? Просто смешно слушай Кто важнее? Медь, золото или железо? Чепуха! Каждый ребенок знает, что важнее всех на земле Я! Ведь мною дышат все живые существа. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим чванливым золотом.

10. ЗОЛОТО - Как ты смеешь, газ, не имеющий даже цвета, так непочтительно говорить обо мне! Я - царь металлов! Я ничего не боюсь! Ни сырости, ни кислоты. Я даже не боюсь кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо покрывается ржавчиной.

11. АЛЮМИНИЙ - Какое зазнайство! Вот я, например, каких-либо сто лет назад стоил очень дорого. Изделия из алюминия считались ценным подарком. Но я ведь не зазнавался! Наоборот очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бачки стоят недорого и отлично служат людям.

12. МЕДЬ - да, это правда! Недаром этот выскочка постепенно везде меня заменяет.

13. ЖЕЛЕЗО - А что было бы, если бы я совсем исчезло?

14. ВОДОРОД - Интересно, а что было бы с людьми?

15. ЖЕЛЕЗО - Людей бы не стало, так как в состав их крови входит железо,

16. СЕРА - Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышишь: я важнее, я нужнее... Не люблю я хвастунов, я элемент скромный. Обращается к водороду: "Что нужно сделать, чтобы получить огонь?"

17. ВОДОРОД - Огонь? Ну, конечно же, чиркнуть спичкой и все.

18. СЕРА - Нет не все. Если я буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она загорится.

19. ЖЕЛЕЗО - А вы не скажете, что необходимо, чтобы ружье выстрелило?

20. ЖЕЛЕЗО - Нужен порох.

21. СЕРА - Правильно. В состав пороха тоже вхожу я, правда, не одна, а в почетной компании с бертолетовой солью.

22. ЗОЛОТО (указывая на водород и кислород) - Вот легкомысленные элементы, вертятся, кружатся.


23. ВОДОРОД И КСЛОРОД - Мы тоже нужны людям.

24. ЖЕЛЕЗО - Не понимаю, разве из вас можно сделать станок?

26. МЕДЬ - Даже самый простой водопроводный кран из вас не получится.

25. ВОДОРОД - Но я могу заполнить собой воздушный шар и унести его выше облаков. Ведь я самый легкий из газов. А кто может жить без воды? В состав воды вхожу я и мой друг кислород.

27. АЛЮМИНИЙ - Хватит споров! без сомненья,

Элементы все нужны,

А для пользы примененье

Люди каждому нашли.
Мне очень хотелось, чтобы первая встреча с наукой-волшебницей химией стала для вас настоящим праздником. Кажется, так и произошло. Мы с вами выяснили, что применение химии абсолютно во всех сферах нашей жизни.

Скажите, придете ко мне на урок химии.

До новых встреч! Буду вас ждать!
Наука-волшебница

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии
Автор: Пермякова Валентина Анатольевна, учитель химии МОУ «СОШ № 10» г. Выборга.
Пояснительная записка
На конкурс методических разработок предлагается сценарий внеклассного мероприятия по химии «Наука–волшебница». Это мероприятие предназначено для учащихся начальной школы или более старших школьников, еще не знакомых с химической наукой.

Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у ребенка развивается особая химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется изучать понятия и законы химии – ведь без знаний невозможно превращение ученика в умелого химика, в руках которого самые обычные вещества и предметы приобретают волшебные свойства. Поэтому так важна пропедевтика химии, и чем раньше она будет начата, тем больше вероятности, что из искры интереса разгорится пламя любви к этой волшебной науке.

Это внеклассное мероприятие можно проводить в рамках недели естественных наук, его элементы целесообразно использовать на вводном уроке химии в 8 классе. Познакомиться со сценарием будет полезно для учителей химии, биологии, природоведения.


Внеклассное мероприятие по химии «Наука–волшебница» стало традиционным для недели естественных наук в школе №10, а также было представлено учителям химии и биологии в рамках «Фестиваля педагогического мастерства», посвященного 75-летию ЛОИРО на базе школы №13 (апрель 2008г.). Мероприятие получило одобрение коллег, было задано много вопросов по методике проведения опытов. Коллеги рекомендовали представить сценарий мероприятия на конкурс методических разработок.
Цель внеклассного мероприятия: пропедевтика нового учебного предмета, активизация познавательного интереса учащихся.

Задачи мероприятия

Обучающие:


  • Дать понятие о предмете химии.

  • Рассказать об этапах развития химической науки.

  • Показать, какую роль играет химия в жизни человека.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность.

  • Формировать умение пользоваться различными источниками информации.

  • Воспитывать культуру проведения эксперимента.

  • Дать понятие о технике безопасности в кабинете химии.

Развивающие:

  • Развивать кругозор учащихся.

  • Показать значение химии для развития современного общества.

  • Формировать научную картину мира.

Оформление доски содержит три блока:


  1. Химическая лаборатория нашего организма


Бутерброд

хлеб масло колбаса


углеводы жиры белки



Более простые химические вещества - строительный материал для клеток

организма

+

энергия для жизни





2. Наука-волшебница (см. фото)


Химические элементы

Строение атома

Виды химической связи

Классы веществ

Химические реакции

Типы химических реакций

Химический эксперимент




3. История химии
Алхимия – химия

Лаборатория алхимика: колбы, реторты, стеклянный холодильник, тигли для сжигания веществ, пестики и ступки для растирания твердых веществ, чаши для выпаривания.

Металлы: свинец, железо, медь, магний, золото.

На доске находятся портреты Д. И. Менделеева и М. В. Ломоносова.

К столу прикреплены таблички:

Лаборатория алхимика

Химическая кухня

Химическая операционная

На столе собраны комплекты оборудования и реактивов по этим разделам.
Оборудование

На демонстрационном столе собраны химическая посуда и реактивы по четырем разделам:

1. Лаборатория алхимика:


  • Лабораторная посуда: реторта, колба, колба с закрепленным на ней холодильником, пестик, ступка, тигель, чашка для выпаривания

  • Две плоскодонные колбы, на 1/3 наполненные соляной кислотой (1:3)

  • Магний (стружка)

  • Плоскодонная колба с заранее приготовленным «золотом» – кристаллами иодида свинца (закрыта экраном)

2. Химическая кухня:

  • Три красивых стакана

  • Чайная ложка, заранее обильно смоченная фенолфталеином и высушенная

  • Химический стакан

  • Реактивы: гидроксид кальция, соляная кислота, карбонат натрия, нитрат серебра

3. Химическая операционная:

  • Для опыта по нанесению и заживлению «раны»: вата, скальпель, реактивы:

  1. раствор хлорида железа(III) – (10 г соли в 90 мл. воды), склянка с надписью «Йод»

  2. раствор тиоцианата аммония - (5 г соли в 95 мл воды), склянка с надписью

«Дезинфицирующий раствор»

  1. раствор фторида натрия – (5г соли в 95 мл воды), склянка с надписью «Живая вода»

  • Для опыта «Рождение химического монстрика»: столовая тарелка, 3-4 ложки просеянного речного песка, спички, реакционная смесь: 1 чайная ложка сахарной пудры, ¼ чайной ложки гидрокарбоната натрия, 96% этанол

  • Для опыта «Подарок новорожденному»: ваза, бумажные цветы, на которые фенолфталеином нанесены различные рисунки – клеточки, кружочки и т.д., р-р щелочи в пульверизаторе

4. Завершение мероприятия:

  • Для опыта « Тайное становится явным» – альбомный лист с заранее нанесенной фенолфталеином надписью и пульверизаторы со щелочью и кислотой
  • Для фейерверка – асбестовая пластинка, стеклянная палочка, сухое горючее, спички, 2 чайные ложки бихромата аммония, небольшое количество металлического магния

  • Для опыта «До свидания, до новых встреч» – 2 поллитровые стеклянные банки, 2 тонкие резиновые перчатки, соляная кислота, цинк (гранулы)

Кабинет должен быть оборудован медиапроектором, кодоскопом, на отдельном столе размещается выставка научно-популярной литературы из библиотеки учителя и школьной библиотеки