sotrud.ru 1 2 ... 93 94

 
 
На правах рукописи 
 
 
 
 
 

© Селивановский В.В. 
 
 
 
 

«Движение Веры» в современном протестантизме. 
Word-Faith Movement 
 
 
 
 
 

Специальность 09.00.14 – философия религии и религиоведение 
 
 
Диссертация на соискание ученой степени 
кандидата философских наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
2012 
 
 
 



 
СОДЕРЖАНИЕ: 
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3 
 
ГЛАВА I.  ИСТОРИЯ И УЧЕНИЕ «ДВИЖЕНИЯ ВЕРЫ» …………………………….14 

1.1. Генезис и история ……………………………………………………………………14  
1.1.1. Спор о генеалогии «Движения Веры» …………………………………………14 
1.1.2. История и учение Нового Мышления …………………………………………18  
1.1.3. От Нового Мышления и раннего пятидесятничества к «Движению Веры» ..32  
1.1.4. «Движение Веры»: основные представители ...………………………………..35  
1.2. Вероучение …………………………………………………………………………….48 
1.2.1. Общепротестантские и общепятидесятнические доктрины ………………....48  
1.2.2. Теология исцеления и процветания. ……………………………………………57  
1.2.3. Вера как Сила и Закон. Сциентистские элементы вероучения ………………69 
1.2.4. Пантеистические черты антропологии «Движения Веры». Обожение ……….82 
1.2.5. Сотериология и христология ……………………………………………………..91 
1.2.6. Магические черты вероучения ……………………………………………….....96 
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ «ДВИЖЕНИЯ  
ВЕРЫ»…………………………………………………………………………..120 
2.1. Организационная структура ………………………………………………………120 
2.1.1. Зачатки деноминации: Международное Соглашение Церквей и Служителей  
        Веры (МСЦСВ) ……………………………………………………………….....122  

2.1.2. Неформальные центры ………………………………………………………….126  

2.2. Религиозные практики ……………………………………………………………...131 
2.2.1. Общепятидесятнические практики ……………………………………………131 
2.2.2. Внеконфессиональный феномен «позитивного мышления» ………………..136 
2.2.3. Визуализация ……………………………………………………………….……156  
2.2.4. Слово веры …………………………………………………………………..…...166 
2.2.5. «Движение Веры» о сходстве внеконфессиональных практик с оккультизмом.175  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..177 
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………180 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность темы
.  
XX  век  в  религиозной  сфере  был  ознаменован  бурным  развитием  пятидесятничества  и 
харизматического  движения  в  целом.  Харизматическое  движение  насчитывает  сегодня,  по 
разным  оценкам,  от  250  до  523  млн.  чел1.  «Движение  Веры»  (в  дальнейшем,  «ДВ») 
представляет  собой  особое  направление  харизматического  движения.  Его  отличает 
специфическое вероучение и практика «позитивного мышления» («позитивного исповедания»), 
которая  считается  внеконфессиональной,  но,  по  мнению  некоторых  исследователей2, 
типологически характеризует современный неопротестантизм. 
Харизматическое  движение  в  современной  России  насчитывает  около  300  тыс3. 
последователей. Всплеск российского харизматического движения пришѐлся на 90-е гг. XX в. и 
совпал с ренессансом традиционных конфессий. Этот харизматический всплеск был связан во 
многом с миссионерской и прозелитической деятельностью западных проповедников «третьей 
волны»  пятидесятническо-харизматического  движения  -  неохаризматов,  значительная  часть 
которых были последователями «ДВ» (У. Экман, Б. Дж. Доггерти, М. Серулло ). У. Экман и А. 

Ледяев (Латвия)  стали  инициаторами создания многочисленных однотипных церквей («Слово 

Жизни»,  «Новое  поколение»),  идеологически  ориентированных  на  этих  лидеров  и 
исповедующих  учение  «ДВ».  На  определѐнном  этапе,  вплоть  до  конца  XX  века,  «ДВ»  было 
идеологической 
доминантой 
российского 
неохаризматизма, 
причѐм 
некоторые 
конфессиональные критики отождествили «ДВ» с неохаризматическим (неопятидесятническим) 
движением как таковым.  
 
Харизматы  оказались  в  90-е  гг.  XX  века  наиболее  динамично  развивающейся  частью 
российского  протестантизма,  что  позволило  их  лидерам  претендовать  на  культурную 
трансформацию  общества  на  основе  протестантской  этики,  в  чѐм  идеология  «ДВ»  могла 
сыграть  важную  роль,  и  даже  предположить  возможное  изменение  конфессиональной  карты 
России с утратой доминирующей роли православия.  
 
Хотя  «ДВ»  не  стало  господствующим  направлением  российского  неохаризматизма, 
церкви  «ДВ» занимают прочное положение в пятидесятнических союзах РОСХВЕ и РЦ ХВЕ, 
либо  образуют  группы  независимых  церквей  с  общей  духовной  ориентацией  на  конкретного 
лидера4.  
                                                 
1  Зудов  Ю.В.  Пятидесятничество  в  современном  мире:  численность,  география  и  проблемы  классификации.  / 
Материалы XV Ежегодной богословской конференция ПСТГУ. М., 2005. С. 129   
2 Несмиянова О.В., Семанов А.М. Неопротестантизм. /Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 
686. 
3 Кузьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России. http://www.cbook.ru/peoples/obzor/konfess4.shtml 
4  Церковная  ассоциация  «Царство  Божие»  (РОСХВЕ)  ориентируется  на  бразильскую  одноимѐнную  церковь; 
ассоциация  «Церкви  веры»  (РОСХВЕ),  Церковь  «Прославление»  (РОСХВЕ),  ориентируются  на  У.  Экмана. 



следующая страница >>