sotrud.ru 1 2 ... 269 270

 
 
 


Петр  Вайль
Гений места

 
 
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=132987
Гений места: КоЛибри; 2006
ISBN 5-98720-017-2
 
Аннотация
Связь  человека  с  местом  его  обитания  загадочна,
но  очевидна.  Ведает  ею  известный  древним  genius  loci,
гений места, связывающий интеллектуальные, духовные,
эмоциональные  явления  с  их  материальной  средой.  На
линиях  органического  пересечения  художника  с  местом
его  жизни  и  творчества  возникает  новая,  неведомая
прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству
искусства,  ни  по  ведомству  географии.  В  попытке
эту  реальность  уловить  и  появляется  странный  жанр
–  своевольный  гибрид  путевых  заметок,  литературно-
художественного  эссе,  мемуара:  результат  путешествий
по миру в сопровождении великих гидов.
 
 
 


Содержание
ОТ АВТОРА
4
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
7
КВАРТИРА НА ПЛОЩАДИ
48
УЛИЦА И ДОМ
102
НА ТВЕРДОЙ ВОДЕ
134
ФРАНЦУЗСКАЯ КУХНЯ
194
ГОРОД В РАМЕ
237
ТАЙНЫ САПОЖНОГО РЕМЕСЛА
265
ЛЮБОВЬ И ОКРЕСТНОСТИ
310
ДРУГАЯ АМЕРИКА
357
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
407
ПОРТРЕТ КИРПИЧА
458
В СТОРОНУ РАЯ
499
БОСФОРСКОЕ ВРЕМЯ
551
СКАЗКИ НАРОДОВ СЕВЕРА
601
ВСЁ – В САДУ
659
ПЕРЕВОД С ИТАЛЬЯНСКОГО
711
МАРШ ИМПЕРИИ
771
ИЗ ЖИЗНИ ГОРОЖАН
820
 
 
 


Петр Вайль

Гений места

Эле  –  неизменной  спутнице,  первой
читательнице
 

ОТ АВТОРА
 

Связь человека с местом его обитания – загадочна,

но  очевидна.  Или  так:  несомненна,  но  таинственна.

Ведает  ею  известный  древним  genius  loci,  гений
места,  связывающий  интеллектуальные,  духовные,
эмоциональные явления с их материальной средой.
Для  человека  нового  времени  главные  точки
приложения  и  проявления  культурных  сил  –
города.  Их  облик  определяется  гением  места,  и
представление  об  этом  –  сугубо  субъективно.
Субъективность  многослойная:  скажем,  Нью-Йорк
Драйзера и Нью-Йорк О.Генри – города хоть и одной
эпохи, однако не только разные, но и для каждого –
особые.
Любопытно  отнестись  к  своим  путешествиям  как
к некоему единому процессу. В ходе его неизбежны
сравнения  –  главный  инструмент  анализа.  Идея
 
 
 


любой  главы  этой  книги  и  состоит  в  двойном  со–
или противопоставлении: каждый город, воспринятый
через творческую личность, параллелен другой паре
«гений-место». Руан не просто становится понятнее
благодаря Флоберу, а Флобер – благодаря Руану, но и
соседняя пара – Париж-Дюма – дает дополнительный
ракурс.
Понятно,  что  «гений»  имеет  к  «месту»
непосредственное биографическое отношение. Лишь
в случае Вероны использован взгляд чужака, никогда
в городе не бывавшего, но этот чужак – Шекспир.
Еще: хотелось отклониться от российской традиции
литературоцентризма,  обращаясь  не  только  к
писателям,  но  и  к  живописцам,  архитекторам,
композиторам,  кинематографистам.  Выбор  имен,
стоит  еще  раз  повторить,  определен  лишь
пристрастиями автора.
На  линиях  органического  пересечения  художника
с  местом  его  жизни  и  творчества  возникает  новая,
неведомая прежде, реальность, которая не проходит
ни  по  ведомству  искусства,  ни  по  ведомству
географии.  В  попытке  эту  реальность  уловить  и
появляется  странный  жанр  –  своевольный  гибрид

путевых заметок, литературно-художественного эссе,
мемуара:  результат  путешествий  по  миру  в
сопровождении великих гидов.
 
 
 



следующая страница >>