sotrud.ru 1 2 ... 4 5

Оглавление.

Введение ……………………………………………… ………………3-5

Глава 1 Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями развития………………………………………………6-11

Глава 2 Средства развития мелкой моторики………………………..12 2.1 Упражнения с пластилином………………………………………..12-13 2.2 Упражнения с бумагой………………………………… ………..13-14 2.3 Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами………… 14

2.4 Упражнения с природным материалом…………………………...14

2.5 Рисование ............................................................................... .......... 14

2.6 Шитье, вязание, плетение………………………………… …… .15-16

2.7 Куклотерапия ………………………………………… ……. …….16-17

2.8 Упражнения со счетными палочками…………………..………....17-18

2.9 Упражнения с веревочкой………………………………..…………18

2.10 Массаж кистей и рук……………………………………..………...18-20

2.11 Пальчиковая гимнастика……………………………….…………..20-23

2.12 Народные пальчиковые игры………………………….………… ..23-24

2.13 Упражнения с мячом для коррекции мелкой моторики……. …...24-32

Заключение ………………………………………………………………33-34

Список использованной литературы……………………………………37-38

Приложение …………………………………………………………….. .39-63

Введение.
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.


Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и развития моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.


Как, мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Некоторые дети не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных классов.

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности.

Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности.

I. Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями развития.
И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

Представления о предметах окружающего мира должны быть у ребенка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точному пониманию значения слова-названия предмета.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, температура, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений в сенсомоторике, ребенок движется к развитию интеллекта. Причем движение это происходит в определенной логике, которую задает педагог.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.


Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его моторики, в особенности – развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию методики мануальных упражнений, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. На основе выявленных связей мелкой моторики руки и психической деятельности человека, отечественные ученые проводили серию соответствующих экспериментов. Например, в своих исследованиях Б.И. Пинский указывает на то, что особенности психического развития умственно отсталых, выражающиеся в нарушении познавательных процессов, строения и мотивации деятельности, и недостаточное развитие моторики тормозят формирование двигательных навыков.

Недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у умственно отсталых детей не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.


При осуществлении двигательного навыка сигналами для самоконтроля служат ощущения, восприятия, представления, а также мыслительные процессы. Исходя из представления цели, человек управляет своими движениями так, чтобы они способствовали ее осуществлению. Решающее значение для регуляции движений в тот или иной момент имеют зрительные, двигательные, слуховые и другие ощущения, возникающие во время работы. На основании этих ощущений и регулируется сила, скорость, направление движения, а также координация движений правой и левой руки.

Если обратиться к психолого-педагогической литературе по проблеме использования мануальной деятельности в олигофренопедагогике можно систематизировать упражнения и игровые задания по характеру мануальной деятельности в 4 группы:


  • группа упражнений связана с распознаванием предметов;

  • группа направлена на развитие координации движений;

  • группа развивает ловкость пальцев;

  • группа направлена на общее развитие мелкой моторики.

Исследуя значение мануальных контактов в развитии аномального ребенка, ученые обратились к историко-педагогическому опыту воспитания детей. Данный опыт содержал:

  • применение элементов ручной деятельности для обогащения чувственного опыта ребенка (И.Песталоцци);

  • сенсорное воспитание ребенка через пособия и "дары", предполагающее ознакомление детей с цветом, формой, величиной и другими свойствами предметов посредством интеграции ручных манипуляций (Ф.Фребель);

  • воспитание и обучение слабоумных детей посредством упражнений двигательной активности руки (Ж. Итар, Э. Сеген, М. Монтессори).

Теория Монтессори значима для нас потому, что она впервые заострила внимание на активизации деятельности руки ребенка в игре. «В противовес искусственным психометрическим инструментам, сильно истощающим энергию ребенка, эти упражнения не утомляли, а занимали детей. И эта особенность активизации деятельности руки в играх проистекала от концентрации внимания на воспитании и упражнении чувств...» Логической частью методики Монтессори выступает дидактический материал, без которого немыслима игровая деятельность. При действии с этим материалом особую значимость приобретает деятельность руки ребенка... Материалы, которые предоставляла для игры Монтессори, обладали качественным своеобразием - они позволяли активизировать и мелкую моторику, и тактильные ощущения, и кинестетический аппарат играющего. Эта методика органично включала в себя "воспитательную гимнастику", которая способствовала координации движений для развития ловкости в пальцах; цель этой гимнастики - «подготовить детей к обслуживанию себя, к развитию таких навыков, которые порождают потребность приложить к делу приобретенную ловкость». Направленность педагогической организации мануального аспекта деятельности ребенка сводилась Монтессори к "воспитанию» чувств и «упражнению» их. Поэтому в своей практике Монтессори, с целью диагностики и последующей педагогической коррекции мелкой моторики ребенка, использует тот дидактический материал, к которому дети проявляли интерес.


Известно утверждение Монтессори, что методы, которые она применяет к аномальным детям, могут быть применены и к детям нормальным. Она писала: «Необычные успехи в экзамене слабоумных показались всем присутствующим настоящим чудом. На мой же взгляд, дефективные дети выдержали состязание с нормальными только потому, что их обучали иначе. Их психологическое развитие всячески облегчали, а у нормальных детей его заглушали и задерживали. Мне пришло на мысль, что, если специальный педагогический метод, который так чудесно воздействовал на слабоумных детей, когда-нибудь будет применен к детям нормальным, то это чудо, всех поразившее, исчезнет, может быть, совсем...» Педагогу необходимо «смотреть на психологию детства не через догматические воззрения, а дать возможность ребенку развить полную свободу. Лишь тогда мы сможем наблюдать непосредственные проявления его индивидуальной природы и строить на них выводы истинной научной психологии ребенка. Поэтому для установления ее (психологии и педагогики ребенка) необходим ряд побед экспериментального метода». Выбранный метод применялся Монтессори к детям от 3 до 6 лет в Домах ребенка.

Различие реакции аномальных и нормальных детей на дидактический материал заключалось в том, что в применении к первым он делает возможным воспитание, ко вторым - толчок к самовоспитанию. Например, в числе дидактического материала имеется брусок со вставленными геометрическими телами. В практике Монтессори это были 10 цилиндриков, диаметр каждого последующего, из которых уменьшался на 2 мм. Цилиндры вынимались из гнезд и перемешивались. Задача ученика - правильно вставить их обратно. Цель такой игры - приучить глаз к различному восприятию размеров. Ребенок без большой подготовки приступает к игре, сосредотачивает внимание только на игре. Вдохновляясь, отказывается от помощи, внимательно исследуя соотношения между отверстиями и величиной предмета. Сам исправляет ошибки, ощупывает цилиндры, взвешивает их в руке, чтобы узнать, какой больше. Если ребенок с очевидной уверенностью ставит каждый цилиндрик в соответствующее гнездо, значит, он уже перерос это упражнение. Воспитательное значение в данном случае имеет активность самого ребенка, способность самостоятельно исправлять свои ошибки.


Отмечая особенности воспитания аномального ребенка, ученый А.И.Гастев говорил о том, что «такой ученик представляется нам как бы с нарочно выключенными реакциями. Его физическая и духовная сфера выступает перед нами упрощенной, и мы можем фиксировать свое внимание на той дефектной стороне, которая резко отличает испытуемого и нормального». И далее: «Биологи нашли доказательства того, что целый ряд реакций у аномальных ничем не отличается от реакции нормальных людей и, кроме того, сама аномальность определенных реакций пролила свет на реакции нормальных людей».

Таким образом, можно утверждать, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание заданиям, упражнениям, играм, содержащим мануальный аспект деятельности, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.



следующая страница >>