sotrud.ru   1 2 3 ... 22 23

Библиографический список


  1. Лебина Н.Б. Забота и контроль: социальная политика в советской действительности, 1917-1930-е годы /Н.Б. Лебина, П.В.Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова //Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность /под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007.

  2. Романов П.В. Идеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ /П. Романов, Е. Ярская- Смирнова //Социальная политика в современной России: реформы и повседневность /под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008. – С.80-105.

  3. Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия /И.А. Григорьева //Журнал исследований социальной политики. – 2003. – Т.1. – № 1. – С. 30-39.

  4. Балабанов А.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации /А.С. Балабанов, Е.С. Балабанова //Социологические исследования. – 2003. – № 7. – С. 34 - 43.

  5. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания /Л.А. Беляева //Социологические исследования. – 2001. – № 6. – С. 43-53.

  6. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность /П. Абрахамсон //Общественные науки и современность. – 2001. – № 2. – С. 158-166.


К проблеме прав человека в социальной работе
С.В. Егорова

Самарский государственный университет
Основу любой профессиональной деятельности составляют совокупность убеждений, ценности и идеалы. Ценность – это то, что чувства людей диктует признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием и почтением [1, с. 507]. Права человека являются неоспоримой ценностью социальной работы.

Выдвижение проблемы прав человека на передний план современного миропонимания – свидетельство серьезных преобразований духовной культуры и нравственности людей. Права человека становятся реальностью только в условиях свободы, автономии личности, ее сознательного самоопределения. Подлинная свобода исключает возможность отношения к человеку как средству; человек должен стать целью преобразований, происходящих в обществе.


Современные нормы закрепляют за человеком определенные и зафиксированные в различных международных и внутригосударственных правовых актах права и свободы. Напомним, что права – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни, быть защищенным от насилия и т.д. Право – это всегда частичное ограничение свободы личности, необходимое для совместного сосуществования свободных граждан. В определении «свободы» подчеркивается отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), что не запрещает закон. Свобода – это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения; предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Если «право» – это возможность, для реализации которой необходимо усилие государства, то «свобода» - это права, для которых не требуется усилий государства [2, с. 55].

Определение прав человека дано в документах Организации Объединенных Наций: это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо; они дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и совести, возможность удовлетворять духовные и иные запросы; они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой [3, с. 3].

Согласно документам Совета Европы, с одной стороны права человека – это набор индивидуальных гражданских прав, которые подлежат защите со стороны государства, с другой – идеология, базирующаяся на двух основных принципах: человек с рождения обладает неотъемлемыми, «данными свыше» правами и свободами; индивидуальные права приоритетны по сравнению с правами групп и государств. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и неотчуждаемы [4].

Если учитывать европейскую систему защиты прав человека, то термин «права человека» употребляется только в случае отношений между человеком и властью (в широком смысле слова), и только по поводу небольшого количества общепринятых прав. Это правила, относящиеся к так называемым «вертикальным» отношениям. «Горизонтальными» отношениями, в данном случае, будем называть отношения, возникающие между людьми: родственниками, соседями, партнерами и т.д. Если во время драки один человек убивает другого, то это не является нарушением прав человека, потому как убийца не представитель власти. Но если человек стал убийцей во время исполнения служебных обязанностей, то есть когда он представлял власть, то это уже нарушение прав человека. Таким образом, при одном и том же событии, с точки зрения жертвы, в одном случает можно говорить о «правонарушении», а в другом – о нарушении прав человека. Значение в данном случае отводится субъекту, нарушившему права.


Как отмечает А.Юров, именно во второй половине ХХ века было предложено признать правами человека особый вид правоотношений, когда нарушителем прав выступает государство (власть). Было необходимо обеспечить дополнительную защиту отдельного человека перед лицом всесильного государства (власти), чтобы избежать массовых нарушений прав человека со стороны различных государств и создать дополнительные механизмы защиты для единицы [5, с. 22]. Государство может выступать в роли посредника в конфликтах между отдельными людьми, но кто-то должен стоять на страже человека, когда его права нарушаются самим государством. Необходимо осуществление двух принципов: понимание необходимости ограничения любой власти и осознание важности существования в государстве процедур, дающих возможность человеку не чувствовать себя беззащитным, а в случае необходимости выступать против этой власти в рамках закона.

Выделяют следующие общие принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека:


  • права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства;

  • набор закрепленных прав и свобод человека в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

  • в соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

  • правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларируемыми;

  • права и свободы человека должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

  • государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых прав);

  • права и свободы человека должны быть гарантированы судебной защитой;

  • осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.


В специальной литературе выделены три важнейших момента в формировании современной концепции прав человека:

  1. Определение ценности и значимости отдельной человеческой личности;

  2. Понимание необходимости ограничения любой общественной власти;

  3. Осознание важности существования в государстве процедур, дающих возможность человеку не чувствовать себя беззащитной единичкой и в случае необходимости мирно выступать против самой власти [5, с. 13].

В настоящее время существует два общепринятых подхода к концепции прав человека: мировоззренческий и нормативный.
Таблица 1 - Подходы к пониманию прав человека


Мировоззренческий

Нормативный

Убеждения, ценности, философская концепция

Четкие правовые нормы и эффективно работающие механизмы


Мировоззренческий подход рассматривает права человека как убеждения, систему ценностей, философскую концепцию. Данный подход помогает ответить на вопрос «Что такое человек и почему права человека должны быть защищены»? Второй подход, в международной терминологии часто называемый «международное право прав человека», определяет права человека как четкие правовые нормы и эффективно работающие механизмы. Данный подход в идеале должен базироваться на первом, он помогает ответить на вопрос «Как реализовать права человека, кто должен следить за соблюдением прав человека, каким образом человек может защитить себя, если его права нарушаются»? Если в рамках первого подхода мы оперируем абстрактными понятиями справедливости и несправедливости, то в рамках второго подхода – четко определенными правовыми нормами.

Трудно не согласиться с мнением известного российского правозащитника А. Юрова, который считает, что «если мы действительно хотим защитить права человека (свои или чужие), мы просто обязаны, прежде всего, руководствоваться вторым подходом, но иметь убеждения в соответствии с первым» [5, с. 9].

В мировом сообществе сложилась идеология прав человека, которая является ядром либерально-демократических убеждений. Опираясь на данные убеждения, она включает следующие основные положения:


  • права человека реальны только в правовом государстве;

  • интересы личности абсолютны, интересы государства относительны.

Итак, права человека не создаются государством, по существу они присвоены личности и являются для нее естественными. Права и свободы в этом случае напрямую связаны с честью и достоинством. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства, которое должно быть защитником прав и свобод. В условиях современной демократии права человека являются сдерживающим фактором для любой власти, «щитом», защищающим меньшинство (отдельного человека) от большинства (государство), некой зоной безопасности человека, которая не может быть нарушена никакой властью. Права человека – это набор фундаментальных, самых важных прав, которые закреплены на международном уровне. Права человека – это требования, которые должны выполняться независимо от обещаний или гарантий другой стороны.

Широкое распространение получила идея трех поколений прав.
Таблица 2 - Поколения прав


Первое поколение

Второе поколение

Третье поколение

Права свободы

Права равенства

Права солидарности


Гражданские права

Юридические права

Политические права

Социальные права

Экономические права

Культурные права


Мир, развитие, окружающая среда


Первое поколение прав человека включает «права, сформулированные в отрицательной форме», они призваны обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы. В основе прав первого поколения лежит идея личной свободы и защиты личности от государственного произвола.

Гражданские права – это физическая и духовная неприкосновенность, нравственная свобода личности. Они означают свободу человека принимать решения независимо от государства, вне его контроля. Юридические нормы защищают от произвола властей. Политические права – это участие в жизни коллектива и общества, свобода граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Следует помнить, что демократия как политический режим, подразумевает народовластие в виде участия граждан в управлении делами общества и государства. Речь идет о политической деятельности, открытом проявлении своей гражданской позиции, реализации своих убеждений. В целом, первое поколение прав включает в себя:

  • право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

  • право на достоинство личности;

  • право на неприкосновенность частной жизни и жилища;

  • право на национальную и культурную самоидентификацию;

  • право на судебную защиту;

  • свобода от рабства и пыток;

  • равенство перед законом;

  • защита от произвольного ареста, задержания или изгнания;

  • право на беспристрастный суд;

  • право на собственность;

  • право на участие в политической жизни;

  • право вступать в брак;
  • основные свободы – свобода мысли, совести и религии;


  • свобода убеждений и свободного их выражения;

  • свобода мирных собраний и ассоциаций;

  • право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Второе поколение прав включает в себя так называемые «права, сформулированные в положительной форме», направленные на обеспечение социальной справедливости. В основе второго поколения прав человека лежит идея равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям. Ключевым принципом социально-экономических прав является положение, сформулированное в статье 25 (пункт 1) Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [6]. Закрепленные в Декларации положения обязывают государства к социальной ориентации их деятельности, к обеспечению, в том числе, «второго поколения» прав человека.

Социальные права обеспечивают полноценное участие в жизни общества, затрагивают область наемного труда. Экономические права подчеркивают, что для человеческого достоинства необходим минимальный уровень материального обеспечения; связаны с правом собственности и включают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления. Культурные права – это право свободно участвовать в культурной жизни общества, свобода доступа граждан к духовным и материальным ценностям. Среди основных прав второго поколения следует назвать:

  • право на образование;

  • право на благоприятные условия труда;

  • право на социальное обеспечение;

  • право на труд;


  • право на равную оплату за равный труд;

  • право создавать профессиональные союзы и вступать в них;

  • право на достойный уровень жизни, включающий питание, одежду и жилище;

  • право на свободное участие в культурной жизни общества [7, с. 15].

Как отмечают исследователи, несмотря на признание международным сообществом необходимости социальной ориентированности государств, далеко не все государства могут реально защитить все важнейшие права этой группы. Основная причина – состояние экономики конкретной страны. Социальная функция может реализовываться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития, позволяющем разумно перераспределять средства и ресурсы [8, с.31].

Третье поколение включает в себя «коллективные права», по поводу признания которых до сих пор нет единого мнения. Коллективные права гарантируют народам необходимые условия для обеспечения прав первого и второго поколений. В статье 28 Всеобщей декларации прав человека уточняется, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены».

Третье поколение прав формировалось по мере развития демократии. Оно воплощает интересы общностей, ассоциаций, наций, народов, международного сообщества.

Среди коллективных прав, прежде всего, следует выделить:

  • право на мир;

  • право народов на развитие;

  • право на самоопределение;

  • право на здоровую окружающую среду;

  • право на гуманитарную помощь.

В данной группе прав принято выделять экологические права, которые напрямую связаны с проблемой выживания человечества как биологического вида.

Исследователи отмечают, что «коллективные права не являются прирожденными правами. Они формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Это качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. И как бы не были многообразны эти правила, их правомерность должна неизменно проходить проверку правами индивида» [8, с. 37].


Следует подчеркнуть, что важнейшими, фундаментальными правами человека являются права первого поколения. Следующие поколения прав не могут существовать реально, если нет основных, фундаментальных прав.

Актуальным как для теории, так и для практической деятельности является вопрос соотношения прав человека и политики. Анализ мнимого сходства и базовых различий данных понятий представлен правозащитником А. Юровым [5, с. 23-26]. Опираясь на то, что в русском языке одним словом «политика» называют очень разные вещи, А. Юров использует англоязычные термины POLICY и POLITICS. POLICY – это, так называемая «общественная политика», в частности молодежная политика, социальная политика, культурная политика и т.д. Точнее, это не политика, а стратегия целенаправленных действий. В этом смысле «права человека» являются общественной политикой, это стратегическая последовательность действий и «политическая воля» в направлении качественного и своевременного исполнения обязательств государства по защите прав человека в отношении своих граждан. Термином POLITICS обозначают сферу борьбы за политическую власть на каком-либо уровне. В этой политике правозащитники не участвуют.

Мнимое сходство защиты прав человека и политической деятельности присутствует и при проведении гражданских, общественных действий (акций, кампаний, митингов), которые похожи на политические акции. Однако между гражданскими действиями и политическими есть принципиальное различие. Правозащитники всегда находятся между человеком и властью. При любых действиях, цель правозащитников не дискредитировать и не захватить власть, а защитить интересы народа и остаться для него в роли «щита». Цель же политической оппозиции – дискредитировать предыдущую власть и стать новой властью.

Права человека в современном понимании – это, прежде всего, вопрос четких стандартов [5, с. 27]. Несмотря на то, что перечень прав человека, содержащийся в международных правовых документах, носит общечеловеческий смысл, необходимо учитывать различие культуры, истории и традиций народов мира. Возможность глобальной стандартизации прав человека исключена, так как она не учитывает характера той цивилизации и условий существования, в которых человек воспитан. Профессор Н.Н. Моисеев резко возражает против теории «универсализации» прав человека, якобы одинаково пригодных для населения всей планеты. По его мнению, это иллюзия, сравнимая с представлением о возможности однозначной интерпретации представлений о «добре».


Рассуждая о правах человека, исследователи рассматривают их как важнейший фактор устойчивого развития и уточняют следующие обстоятельства:


  1. Устойчивое развитие невозможно без обеспечения свободы и автономии личности, самостоятельно определяющей способы и сферы своей жизнедеятельности. Эта свобода и ее границы содержаться в правах человека.

  2. Права человека положили конец всевластию государства, которое рассматривает человека как подданного и послушного исполнителя государственных приказов. Установление партнерства между гражданином и властью предотвращает политические и социальные катаклизмы, способствует развитию общества.

  3. Права человека – главный ориентир и высшая ценность, которыми должно руководствоваться государство. Обеспечение прав человека – это обязанность законодательной, исполнительной и судебной власти. Если эта обязанность соблюдается, общество характеризуют как стабильное и устойчивое, в противном случае – в обществе создается напряженность и угроза устойчивому развитию.

  4. О подлинном демократизме государства свидетельствует связь провозглашенных прав и четко отработанных механизмов и процедур, обеспечивающих их реализацию. Демократия способна отразить противоречивость мнений и позиций, что в итоге значительно надежнее обеспечивает стабильность и устойчивость, чем тотальное показное единство, которое неизбежно заканчивается взрывом и ведет к разрушению.

  5. Права человека консенсуальны по своей природе, поэтому они играют важную роль в установлении согласия в обществе и обеспечении устойчивости его развития. Идея формального юридического равенства, на котором основаны все права человека, примиряет противоречивые и разноплановые интересы людей, создает консенсус относительно объема благ и притязаний, на которые может рассчитывать каждый человек.
  6. Значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии. Обеспечение прав не может быть гарантировано в условиях стагнации.


  7. Права человека играют все большую роль в сохранении национального и международного устойчивого развития, в предотвращении конфликтов и противостояний. Это фактор сохранения международной и национальной безопасности, создающей предпосылки устойчивого развития [8, с. 34-38].

В заключении следует отметить, что во многих странах мира существует традиция проверять правовые нормы моральными, за юридическими отношениями видеть отношения нравственные. В этой связи права человека полезно связывать с уровнем нравственной и правовой культуры, уровнем образования людей, их реализующих. Иначе, право на свободу слова у людей озлобленных и мстительных может вылиться в публичные оскорбления противников, а право на свободу демонстраций и шествий у неорганизованных людей – в кровавые уличные беспорядки.



<< предыдущая страница   следующая страница >>