sotrud.ru 1

УДК 811.161.1+81’38 

М.А. Кантурова 
 
ДЕРИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС МОДИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ 
(НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА КУЛИНАРНОГО РЕЦЕПТА) 
 
В статье продолжается исследование деривационных процессов в системе речевых жанров. Рассматривается процесс модифи-
кации – внутрижанрового  изменения,  при  котором  жанр  приобретает  дополнительные  значения,  не  меняющие  основного 
смысла. На примере речевого жанра кулинарного рецепта показаны особенности внутрижанрового изменения и выявлены па-
раметры, от которых зависит модификация жанра – смена сферы функционирования (для жанра кулинарного рецепта – с про-
фессиональной на бытовую, «гастрономическую» или эстетическую) и изменение одного или нескольких жанрообразующих 
признаков (для жанра кулинарного рецепта – выполняемых функций, образа адресата или образа автора).  
Ключевые слова: речевые жанры; деривация; модификация. 
 
Как  мы  выявили  в  предыдущих  исследованиях [1],  сферах  связаны  с  качественным  изменением  одного 
деривационные  процессы  в  системе  речевых  жанров 
или нескольких жанрообразующих признаков. 
делятся  на  модификационные  и  мутационные.  В  дан-
Первый  параметр,  изменение  которого  влияет  на 
ной  статье  мы  рассмотрим  процесс  модификации  в 
изменение жанра, – это выполняемые жанром функции
системе речевых жанров. 
Кулинарный  рецепт  профессиональной  сферы  функ-
Понятие  модификации  появилось  как  обозначение 
ционирования  выполняет  две  функции – информатив-
типов семантических отношений при изучении дерива-
ную и императивную. При изменении сферы функцио-
ционных  отношений  в  лексике.  Под  модификацией 
нирования  на  бытовую  изменяется  соотношение  этих 
понимается такой тип отношений между производным 
функций:  значимость  императивной  функции  понижа-

и  производящим,  при  котором  создается  смысл,  отли-

ется,  уменьшается  облигаторность  рецепта.  Если  в 
чающийся  от  исходного  какими-нибудь  дополнитель-
«профессиональном»  рецепте  предполагается  точное 
ными  семантическими  компонентами,  не  меняющими 
следование  ему  (именно  так  и  никак  иначе,  иначе  это 
ядро  лексического  значения [2]. При  дальнейшем  рас-
будет  уже  другое  блюдо,  на  которое  необходимо  раз-
ширении понятия «деривация» этот термин был спрое-
рабатывать новый рецепт), то в рецепте бытовой сферы 
цирован в  область  синтаксической  деривации,  а  также 
может  быть  заложена  достаточно  широкая  возмож-
деривации текста (см. работы Т.В. Шмелевой, В.А. Бе-
ность  варьирования  (начинка  любая;  взять  любое  по-
лошапковой [3, 4], И.Г. Разиной [5], Н.В. Мельник [6] и 
видлоспеции по вкусу). Более того, даже если адресат 
др.).  Так,  в  синтаксической  деривации  модификация 
изменит  что-либо  не  оговоренным  в  рецепте  образом 
определяется  как  «семантическое  осложнение  пропо-
(скажем,  возьмет  варенье  вместо  повидла),  во  многих 
зиции  некоторыми  смыслами  рамочного,  сопроводи-
случаях это не повлияет на качество блюда.  
тельного характера» [3. С. 87]. Соответственно, можно 
В  «гастрономической»  сфере  облигаторность  ста-
допустить  использование  этих  терминов  и  при  описа-
новится еще более низкой: 
нии  деривации  речевых  жанров.  Процессу  модифика-
 
ции соответствуют внутрижанровые изменения – когда 
Рулет из сгущенного молока 
жанр остается тем же самым, но приобретает какие-то 
Меня  этот  рецепт  часто  выручает,  когда  около 
новые  оттенки  смысла.  За  инвариант  в  данном  случае 
девяти вечера на пороге показывается группа прияте-
принимаются  характеристики  жанра,  свойственные 

лей,  которых  никто  не  ждал.  Чертыхаясь  себе  под 

ядерной сфере его функционирования. При изменении 
нос, я мило говорю вслух: 
сферы функционирования образуются варианты жанра. 
 –  Очень  рада,  раздевайтесь,  мойте  руки,  сейчас 
Для  кулинарного  рецепта  характерны  следующие 
станем пить чай. 
сферы функционирования: профессиональная, бытовая, 
Пока незваные гости толкаются в прихожей и хо-
«гастрономическая»  и  эстетическая  (художественная) 
дят в санузел, я несусь к холодильнику. Специально для 
[7]. Инвариантом является кулинарный рецепт профес-
такого случая держу на полке одну банку сгущенки. 
сиональной  сферы  функционирования,  поскольку  ре-
Открыв  консервы,  вываливаю  содержимое  в  каст-
цепты  именно  этой  сферы  обладают  признаками,  наи-
рюльку,  добавляю  туда 1 яйцо,  размешиваю,  кладу 
более  четко  отличающими  их  от  других  жанров.  Мо-
чуть-чуть  соды,  погашенной  уксусом  или  лимоном,  и 
дификации  жанра  связаны  с  его  переходом  из  одной 
опрокидываю в массу один стакан муки. Быстро пере-
сферы  в  другую.  Эти  модификации  синхронны,  т.е.  и 
мешиваю тесто, оно получается по консистенции как 
инвариант,  и  варианты  жанра  сосуществуют  в  языке 
сметана или майонез. 
одновременно. 
Затем  достаю  противень,  мажу  маслом,  выливаю 
Жанрообразующими  признаками  для  кулинарного 
тесто на него, разравниваю ложкой и запихиваю в ду-
рецепта  профессиональной  сферы  являются  коммуни-
ховку. Весь процесс, включая доставание продуктов из 
кативная цель (выполняемые функции – императивная 
холодильника, занимает от силы пять минут… 
и  информативная;  императивная  преобладает  над  ин-
(Д. Донцова. Кулинарная книга лентяйки) 
формативной), образ автора (обобщенный, не выражен 
 

в  тексте),  образ  адресата  (исполнитель-профессионал), 

Как  видим,  автор  вовсе  не  побуждает  адресата  к 
событийное  содержание  и  лингвистическое  воплоще-
приготовлению, он просто делится своим жизненным 
ние  (отсутствует  эмоциональная  лексика,  элементы 
опытом,  что  подчеркивается  использованием  глаго-
разговорного  стиля).  Модификации  жанра  в  разных 
лов  первого  лица  (вываливаю,  добавляю,  размеши-
16   


ваю).  Информативная  функция  преобладает  над  им-
го,  и  по  одному  названию  мы  не  можем  определить, 
перативной. 
какой  именно  рецепт  имел  в  виду  автор  (овощную  за-
При  функционировании  жанра  в  эстетической  сфе-
пеканку, запеканку из макарон, запеканку с ветчиной и 
ре  происходит  изменение  выполняемых  им  функций. 
базиликом,  вышеприведенную  луковую  запеканку  или 
Вместо  информативной  и  императивной  на  первый 
какую-то еще). Для восприятия текста это и не важно. 
план  выходит  эстетическая  функция.  Целью  автора 
Однако  первоначальная  функция  рецепта – информи-
становится не передача информации о процессе приго-
ровать  о  способе  приготовления  какого-то  блюда – 
товления какого-либо блюда, а воздействие на читате-
полностью теряется;  мы  даже  не  можем восстановить, 
ля,  стремление  вызвать  в  нем  «присоединение»  к  тек-
что конкретно это за блюдо. 
сту и «переживание» его. 
Для эстетической сферы наиболее важным парамет-
Изменение  этого  параметра  является  определяю-
ром, от которого зависит модификация жанра, являют-
щим для всего жанра – прочие изменения жанра рецеп-
ся  выполняемые  функции.  На  модификации  рецептов 
та  в  художественной  сфере  связаны  именно  с  измене-
основных  сфер  функционирования  (бытовой  и  «гас-
нием  выполняемой  им  функции.  Поскольку  цель  «со-
трономической») влияют и другие параметры. 

общить информацию о приготовлении блюда» больше 

Наиболее  существенным  параметром  для  модифи-
не  стоит,  текст  рецепта  можно  сокращать,  оставляя 
кации жанра в бытовой сфере является образ адресата
лишь  элементы,  необходимые  для  создания  художест-
Если  рецепт  профессиональной  сферы  адресован  про-
венного  впечатления.  Модификация  жанра  рецепта  в 
фессионалу, готовящему на предприятии общественно-
этой сфере связана с действием механизма компрессии – 
го  питания,  то  адресат  кулинарного  рецепта  бытовой 
рецепт  «свертывается»  до  заголовка  или  «мини-
сферы, хотя и обобщен и не индивидуализирован (как и 
текста», становясь некоторым «знаком» рецепта: 
в  профессиональной),  но  не  является  специалистом. 
 
Это  любой  человек,  решивший  приготовить  данное 
А  заказать  изволю.  Первым  делом – кувшинчик 
блюдо  в домашних  условиях.  Поскольку  речь  идет  о 
тминной  с  солью.  К  нему – окуньков,  томленных  на 
непрофессиональной готовке, рецепт становится более 
углях.  Крупных,  но  не  слишком  жирных.  Еще  подайте 
свободен  и  вариативен  как  на  уровне  языкового  во-
тонких ржаных хлебцов и запеканку с базиликом.  
площения, так и на уровне структуры. Так, например, в 
(Г.Л. Олди. Шмагия) 
лексике  появляются  элементы  разговорного  стиля;  ко-
 
личество продуктов может указываться приблизительно 
В этом примере герой, страдающий от последствий 
(в  домашнем  приготовлении  пищи  нормы  расхода  про-
вчерашнего  чревоугодия,  заказывает  в  трактире  не-
дуктов  не  нормированы  так,  как  в  профессиональной), 
жирную,  легкую  пищу.  Для  того  чтобы  обозначить 
нормы  закладки  указываются  исходя  из  удобства  адре-
«диетический»  характер  данных  блюд,  автору  доста-
сата (подробнее о языковых особенностях рецептов бы-

точно перечислить их названия: окуньки, томленные на 

товой сферы см. в наших предыдущих работах [8]).  
углях;  запеканка  с  базиликом. Полный  рецепт  блюда  в 
Для  рецептов  «гастрономической»  сферы  образ  ад-
данном  случае  неважен.  Однако,  поскольку  упомина-
ресата  тоже  важен.  В  этой  сфере  адресат  приобретает 
ются  реально  существующие  блюда,  рецепт  можно 
более  четкие  характеристики  (относится  к  определен-
попытаться  «восстановить».  Приведем  несколько  ре-
ной  социальной  или  гендерной  группе).  Но  основной 
цептов,  найденных  нами  в  Интернете  по  соответст-
параметр, от изменения которого зависит модификация 
вующим запросам: 
жанра в «гастрономической сфере», – это образ авто-
 
ра.  В этой  сфере  автор  становится  важным,  эксплици-
Окунь на углях 
руется. При этом не обязательно указывается имя авто-
Свежепойманный  окунь  среднего  размера  (чуть 
ра  (хотя  это  происходит  в  подавляющем  большинстве 
больше ладони) разрезается по хребту на 2 половинки, 
случаев),  но  всегда  личность  автора  начинает  прояв-
но брюшко оставляем целым. Убираем потроха. Важ-
ляться в тексте, влиять на него: 
ный  момент:  чистить  рыбу  не  надо.  Внутри  солим, 
 
перчим по вкусу, кладем веточку укропа и пропекаем на 
Меню для будущих умников 
углях  с  обеих  сторон  до  готовности.  Если  есть  ре-
Можно ли стать умнее хотя бы ненадолго, на от-
шетка, на решетке удобнее. 
ветственный  период?  Причем  не  учиться  для  этого 
(Денис Нестеров. Окунь на углях. Ханто.рф) 
долго, тупо и нудно, а всего лишь со вкусом составить 
 
себе меню? Оказывается, можно, и даже легко. <…> 
Запеканка луковая с базиликом и козьим сыром 
Ученые  Института  питания  РАМН,  короче,  яйце-

Зелень  мелко  порезать.  Сыр  потереть  на  терке  и 

головые всякие, изучая влияние пищи на работоспособ-
перемешать  с  яйцами  и  сливками.  Добавить  соль,  пе-
ность мозга, сделали ряд важных заключений по нашей 
рец. Зелень залить сырно-яичной смесью и тщательно 
теме. Деятельность клеток мозга можно стимулиро-
перемешать.  Выложить  в  форму  и  выпекать  в  разо-
вать с помощью пищи, причем самой обычной. <…>  
гретой до 180°С духовке 30–40 мин. 
Для  укрепления  памяти  нам  рекомендуют  есть 
(Сима. Запеканка луковая с базиликом 
больше  моркови,  ананасов  и  авокадо.  Морковь  стиму-
и козьим сыром. www.edimdoma.ru) 
лирует  обмен  веществ  и  облегчает  запоминание,  за-
 
учивание  необходимого  материала.  Студентам  и 
В результате компрессии рецепты «сократились» до 
школьникам  перед  экзаменом  совсем  неплохо  съесть 
названия. Заметим также, что рецептов «окуней на уг-
большую  порцию  тертой  моркови  с  растительным 
лях» и «запеканки с базиликом» существует очень мно-
маслом.  Ананас  необходим  людям  творческих  профес-
 
17


сий  (бухгалтерам  по  черному  налу,  например),  тем, 
полезны  именно  эти  продукты  (способствует  также 
кому  нужно  удерживать  в  памяти  большие  объемы 
разжижению  крови,  улучшает  питание  мозга  кисло-
текста  или  нотных  знаков. <…> Авокадо  благодаря 
родом). Текст рецепта неотделим от сопровождающего 
высокому  содержанию  жирных  кислот – отличный 
текста,  так  как  является  логическим  выводом  из  него. 
источник энергии для кратковременной памяти.  
В представленном  примере  после  рассказа  о  полезных 
<…>  Репчатый  лук  снимает  умственное  пере-

свойствах авокадо, лука, креветок идут рецепты блюд, 

утомление  и  психическую  усталость,  хотя  не  все 
включающих в себя эти продукты. 
употребляют  его  в  сауне  с  релаксаторшами.  Орехи 
Автор объединяет себя и адресата в одну группу (по 
укрепляют  нервную  систему,  стимулируют  деятель-
нашей теме, нам рекомендуют), налаживает контакт с 
ность  головного  мозга.  Ешьте  больше  орехов,  когда 
адресатом  с  помощью  личной  обращенности  к  нему 
готовите  ответственный  доклад,  выступление,  ну  и 
(деловые  люди,  сами  знаете,  много  думают;  ну  и  так 
так далее, вы меня понимаете... Креветки снабжают 
далее,  вы  меня  понимаете),  дает  ему  советы  (ешьте 
мозг жирными кислотами, которые укрепляют внима-
больше  орехов,  когда  готовите  ответственный  док-
ние. Но необходимо учесть, что солить их нужно лишь 
лад),  шутит  (людям  творческих  профессий  (бухгалте-
после кулинарной обработки.  
рам по черному налу, например)). Все это способствует 
 
сближению автора и адресата. 
Салат «Коста Брава» 
От  изменения  этого  параметра  зависят  изменения 
300  г  очищенных  креветок, 2 апельсина, 1 огурец, 
других  жанрообразующих  признаков:  возможность  по-
100 г майонеза, соль по вкусу.  
явления  коммуникативного  будущего  и  коммуникатив-
Креветки  отварить  в  кипящей  подсоленной  воде  в 
ного  прошлого,  большая,  чем  даже  в  бытовой  сфере, 
течение 5 минут.  Апельсин  очистить  от  кожуры  и 
свобода в лингвистическом и структурном воплощениях 
косточек,  разделить  на  дольки,  нарезать  небольшими 
(подробнее  об  особенностях  рецептов  «гастрономиче-
кусочками, огурец натереть на крупной терке <…>

ской» сферы см. в наших предыдущих работах [8]). 

(«Новая Сибирь». 2010. № 8) 
Мы можем сделать следующие выводы. Для речевых 
   жанров характерен процесс модификации – внутрижан-
В  данной  рубрике  рецепт  выступает  как  ответ  на 
рового  изменения,  при  котором  сам  жанр  не  меняется, 
какие-то  предполагаемые  потребности  читателей –  но приобретает какие-то дополнительные значения. Мо-
стать  умнее,  поднять  тонус,  определить  сексуальное 
дификацию речевого жанра вызывают изменение сферы 
качество мужчины по его пристрастиям в еде (в других 
функционирования  и  качественное  изменение  одного 
номерах газеты). Автор подробно объясняет, как и чем 
или нескольких жанрообразующих признаков. 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
1. Кантурова М.А. Виды деривационных процессов в системе речевых жанров // Молодая филология. Новосибирск, 2011. С. 31–36. 
2. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992. 
3. Шмелева Т.В. Деривационный потенциал модели предложения // Деривация и текст : сб. науч. тр. Пермь, 1984. 
4. Белошапкова В.А., Шмелева Т.В. Деривационная парадигма предложения // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. 1981. № 2. 
5.  Разина  И.Г.  Механизмы  деривационного  порождения  текста:  семантика – синтактика – прагматика:  на  материале  романа  В.В.  Набокова 
«Король, дама, валет» и его перевода на английский язык : дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2005. 
6. Мельник Н.В. Деривационное функционирование текста: лингвоцентрический и персоноцентрический аспекты : автореф. дис. ... д-ра филол. 
наук. Кемерово, 2011. 
7. Кантурова М.А. Структурные особенности жанра кулинарного рецепта // Очерки гуманитарных исследований : сб. науч. трудов / под ред. 
проф. Е.В. Лукашевич. Барнаул : Концепт, 2010. Вып. 8. С. 43–52. 

8. Кантурова М.А. Жанрообразующие признаки кулинарного рецепта // Молодая филология (по материалам исследований молодых ученых) : 
межвуз. сб. науч. трудов. Новосибирск, 2010. С. 117–125. 
 
Статья представлена научной редакцией «Филология» 20 октября 2011 г. 
18