sotrud.ru   1 ... 12 13 14 15
















Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством. (Хадис)
www.assalam.ru
№ 18, сентябрь 2011

Шавваль 1432 г.

15

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
На вопросы читателей отвечает 
редактор газеты «Ас-салам»
Ибрагим Ибрагимов

Ра

Р зр

з еш
е ает

ае ся

тс   ли  посе

я ли пос щ

е ен
ще ие 

ние 

Та

Т к случилось, что
ак случилось, чт  я ста
о я ст л свид

 свидет

е ел
е ем
е  авиак
 авиакат
а а
т стр
трофы, и прямо 
фы, и прямо 
ibragimassalam@gmail.com
бол
бо ьного
льног  в с
о в суб
у бот
ббо ний де
тний д н
е ь?
нь?
на  моих  ру
на моих р ках
а   погиб  че
х погиб ч л
е ов
ловек
е .  «Ско
к. «Ск р
о а
р я»  не  ус
ая» не у пел
спе а  приех
ла прие а
х т
а ь. 
ть. 
Те
Т п
е ер
пе ь  мне  те
рь мне т р
е з
р а
з ет
ае   душу
т душ   то
 т ,  что

о, чт   я  не  смог  ниче

о я не смог нич м
е   ем
 е у  пом
му по оч
мо ь. 
чь. 
Напишите
Напишит ,  пожа
е, пожалуйста
луйст ,  что
а, чт   мне  нужно  было  сд
о мне нужно было с е
д л
е ат
а ь  в  та
ть в т к
а о
к м
о  
м 
О том, что не разрешается по-
пол
по ожен
ложе ии?
нии?
сещать больного в субботний 
день, есть выдумка некото-
Мо
М г
о у 
у ли я, през
 ли я, пре р
з ев
е  мнен
 мне ие учё
ние уч н
ё ого
ног , послед
о, после о
д ват
ва ь за ха
ть за х дисо
дис м
о ? 
м? 
рых иудеев, которые взяли 
Оказав первую помощь и вызвав «скорую», Вы сделали всё, что 
это с того, что Всевышний Ал-
можно было сделать. Но при этом по Шариату Вам желательно 
Имам Ахмад сказал: «Если перед человеком будут книги со слова-
лах запретил им охоту в суб-
было сделать следующее: при появлении первых признаков 
ми Пророка сахабов и табиинов, то ему нельзя следовать тому, что 
ботний день. Но только если 
смерти человека необходимо было уложить на правый бок, если 
он пожелает, и тому, что он сам выберет. Он обязательно должен 
сам больной не желает, чтобы 
нет возможности, то на левый, если и такой нет возможности, 
спросить про этот хадис у людей знания – о том, можно этому 
его посещали в этот день, 
то уложить на спину. Есть даже алимы, которые утверждают, что 
хадису следовать или нет, и лишь после этого его следование будет 
тогда следует воздержаться от 

даже лучше уложить сразу на спину. И в таком положении жела-

правильным» (Ибн Кайим, «...Аль-Илям», том 1, с. 44.).
посещения («Фатхуль Аллям», 
тельно научить умирающего словам «ля илягьа илля Ллагь». Но 
Т. е. простого знания хадиса и даже знания о том, сильный этот 
3-й том, стр. 151).
учить не в повелительной форме: «давай скажи "ля илягьа илля 
хадис или нет, недостаточно, чтобы его практиковать. Нужно 
Ллагь"», а рядом с ним самому произносить эти слова, как бы 
решение факиха об этом хадисе. Именно факихи толкуют хадисы 
напоминая ему их. Пророк  сказал: «Вы присутствуйте возле 
и выносят на их основе решения, и только их фетве по хадису мы 
умирающих и учите их словам "ля илягьа илля Лллагь", радуйте 
должны следовать. 
их Раем». И если он их произнесёт после первого Вашего напо-
Имам аш-Шафии передаёт, что однажды Малику сказали: «Ибн 
минания, то на этом следует ограничиться. Если после произ-
Ра
Р з
а р
з еш
е ает
шае ся
тс   ли  мен
я ли ме ять  од
нять о ин 
дин 
Уейна передаёт от аз-Зухри то, что ты не передаёшь». Малик отве-
вид  ов
вид овоще
ощей  на  дру
й на др г
угой?  Я 
ой? Я 
несения умирающим этих слов он заговорит о другом, то опять 
тил: «Если бы я рассказывал всё подряд, значит, я хотел бы ввести 
слыша
слышал,  что
л, чт   эт
о э о
т   от
о о носится
тноситс  
я к 
 к 
возле него произносят зикр, чтобы последней его речью были 
людей в заблуждение» (Аль-Хатыб передаёт в «Джами аль-ахляк 
кат
а е
т г
е о
г р
о ии «риба
рии «риб », что
а», чт  запрет
о запре -
т

эти величественные слова, так как Пророк  сказал: «Тот, чьи 

рави ва адаб сами», 2/109).
но в Исламе.
но в Исламе.
последние слова будут "Ля илягьа илля Ллагь", войдёт в Рай». 
Великий ученик имама Малика и муджтахид маликитского мазха-
Также желательно дать умирающему воду, так как у умирающего 
ба Ибн Вахб сказал: «Хадис – это причина заблуждения [для всех], 
Во-первых, относительно 
появляется сильная жажда. Передаётся, что шайтан приходит с 
кроме алимов» («Тартиб аль-Мадарик», 1/96). 
ростовщичества Всевышний 
пресной водой к умирающему и говорит: «Скажи: "нет божества 
То же самое сказал учитель имама аш-Шафии Суфьян ибн Уейна: 
Аллах в Коране говорит 
кроме меня", чтобы я дал тебе воды». Но желательно ему дать 
«Хадис – это причина заблуждения [для всех], кроме факихов». 
(смысл): «Если вы не оставите 
воду в том случае, когда нет признаков нужды умирающего в 
Имам Абу Зейд аль-Кайрувани приводит эти слова Ибн Уейны 
занятие ростовщичеством, то 
воде. Если же признаки указывают на его жажду, то напоить его 
и добавляет от себя: «Он хочет сказать, что человек по ошибке 
Аллахом и Его Посланником 
водой является обязательным, как об этом сообщается в книге 
может понять какой-то хадис буквально, хотя может быть другой 
вам будет объявлена война» 
имама Рамали «Нигьаят». 
хадис, который разъясняет первый, или какое-то другое до-
(сура «Аль-Бакара», аят 289). 
Также желательно читать возле него по возможности прочитать 
казательство, которое скрыто от него, или этот хадис оставлен 
В книге «Аль-Фатави аль-
суру «Ясин» вслух и суру «Ар-рад» про себя. Мудрость чтения «Ясин» 
учёными, и они не практикуют его. Всё это могут знать лишь те, 
хадисийя» говоритсся: «Аллах 
заключена в том, чтобы напомнить умирающему о воскрешении 
чьё знание сравнимо с океаном» («Аль-Джами», Абу Зейд аль-
объявил войну только двум 

и состояниях Судного дня. Мудрость чтения суры «Ар-рад» – в том, 

Кайрувани, стр. 150). 
категориям людей: это 
чтобы облегчить снятие души. 
Итак, хадис – это основа для решения, а о том, как надо понимать 
ростовщики и люди, нанося-
P. S. Передаётся, что к тому, кто умер в омовении, приходит сам ан-
и практиковать хадис, мы должны спрашивать у имамов-факи-
щие вред святым угодникам 
гел Джабраил . Поэтому пусть постарается больной находиться 
хов.
Аллаха  – авлия». 
в омовении. И тем, кто находятся возле больного, нужно говорить 
Имам аз-Захаби комментирует в «Сияр а лям ан-Нубаля» слова 
Из этого видно, насколько 
только благое, так как ангелы говорят «аминь» на их слова и моль-
«Следовать хадису лучше, чем мнению Абу Ханифы или Шафии»: 
тяжким грехом является ро-
бы («Фатхуль Аллам», 3-й том, стр. 152).
«Об этом хадисе должны были высказаться имамы, равные има-
стовщичество.
мам Абу Ханифа и Шафии, такие, как Малик, Суфиян, Лейс. Также 
Чтобы избежать этого греха, 
хадис должен быть достоверным и свободным от внутренних 
необходимо знать, что ро-
изъянов (илля). Так, не должно быть хадиса, опровергающего ха-
стовщичество может быть в 
дис, на который опирались Абу Ханифа и Шафии. А просто брать 
продуктах питания, и в золоте 
достоверный хадис, не обращая внимания на мнение имамов, 
и серебре. Если менять один 
Нужно ли в
Нужно ли вста
т ват
ва ь, ко
ть, к г
о д
г а вх
да в о
х д
о ит в ко
дит в к м
о нат
мна у взр
 вз ослый че
слый ч л
е ов
ловек
е ? 
к? 
– недозволенно» (имам аз-Захаби, «Сияр а лям ан-Нубаля», том 16, 
продукт питания на такой 
Есть люд
Есть лю и, у
ди, утвер
е ж

рждающие, что

дающие, чт  в
о вста
т вание при вх
вание при в о
х д
о е
д  ста
е ст р
а шег
рше о
г  
о
с. 405.).
же, например, пшеницу на 
ес
е ть ширк.
сть ширк.
Иными словами, есть хадисы, которые, даже несмотря на то, что 
пшеницу, следует соблюдать 
они достоверны, не практикуются. Например, хадис может не 
три условия, чтобы избежать 
В сборниках Бухари и Муслим приводится, что Пророк  по-
практиковаться, потому что он отменённый, но этого знания нет 
ростовщичества. Первое усло-
велел ансарам (жителям Медины) встать, когда в их сторону 
ни у кого, кроме факиха. Именно поэтому фикх мы получаем не 
вие – это хулул, то есть нельзя 
верхом на своём животном направился Саад ибн Мааз (Буха-
напрямую через хадис, а у факиха, который знает все хадисы по 
ни одной стороне отсрочивать 
ри, № 2878; Муслим, № 4695). Алимы этот и другие случай 
каждой теме и знает, какой хадис отменён, а какому можно следо-
выдачу своего товара. Второе 
приводят в доказательство необходимости почитать благо-
вать.
условие – это такабуз, то есть 
честивых людей и алимов вставанием. В частности, имам На-
Так, в «Сахихе» имама Бухари есть хадис о временном бра-
стороны должны получить 
вави в своей книге «Шархуль Муслим» говорит: в этом случае 
ке. Хотя это и отменено Шариатом, мухаддисы продолжали 
товар из рук в руки, пока 
(приведённом нами выше) есть почитание почтенных людей 
передавать эти риваяты, однако следовать им категорически 
не разошлись. Третье – это 
и встреча их вставанием. То есть большинство алимов этим 
нельзя.
мумасалят, то есть оба меня-
случаем аргументируют желательность вставания… Я скажу, 

Из всего вышеприведённого ясно, что обязательным является 

емых товара должны быть 
что вставать, проявляя уважение приходящему, является же-
следовать факихам и их пониманию Сунны, а не пытаться понять 
одинакового веса. Если не 
лательным (мустахаббом). Для этого есть хадисы, и нет ничего 
хадисы самостоятельно. 
соблюдается хотя бы одно из 
явного, чтобы указывало бы на запрет («Шархуль Муслим», 
В вопросе главная ошибка заключена в том, что спрашивающий 
этих условий – то это ростов-
93/12).
считает, будто знания хадиса и риваятов (передача) по различным 
щичество (риба).
И вышесказанное никак не противоречат хадису: «Кто любит, 
вопросам фикха достаточно для вынесения решений по фикху. И 
Если же менять один продукт 
чтобы люди вставали перед ним, пусть займёт своё место в Аду» 
единственное, что требуется от человека, – это знать, достоверный 
питания на другой, к при-
(Тирмизи, № 2755). Ведь шариатское постановление о почитании 
хадис или нет. Поэтому он стал отделять хадис от слов учёных 
меру картошку на яблоки, то 
благочестивых людей вставанием не говорит о том, что они (те, 
(учёные свои решения не берут с неба), что неправильно, так как 
из вышеперечисленных трёх 
перед кем встают) сами стремятся к этому. Напротив, отличитель-
хадис – это основа для фикха, поскольку это один из источников 
условий отпадает равенство 
ным качеством праведных и почтенных людей является скром-
для вынесения решений, наравне с такими источниками, как 
в весе. При таком обмене 
ность (хадис предостерегает тех, кто стремится к славе и к тому, 
Коран, иджма и кыяс. Но для практики хадиса нам нужно реше-
необходимо: 1) чтобы обмен 
чтобы перед ним вставали, а не говорит о запрете вставания). Вы 
ние факиха об этом хадисе – как его понимать и как именно его 
не был отсрочен на время; 2) 
разве не видели нуждающихся людей? А ведь исламская этика 

практиковать. 

следует передать предметы 
учит и завещает им не попрошайничать и не показывать свою 
И как прекрасны слова, которые произнёс великий табиин Ибра-
обмена из рук в руки, пока не 
нужду. Но та же исламская этика завещает богатым искать нужда-
хим ан-Нахаи: «Невозможно мнение, которое не было бы основано 
разошлись с места соверше-
ющихся и радовать их своим подаянием. (То же самое и с встава-
на риваяте, и невозможен риваят (т. е. понимание риваята) не 
ния сделки. Отсутствие одно-
нием: исламская этика порицает человека, желающего, чтобы при 
через мнение (т. е. фикх)» (Абу Наим, «Аль-Хульят», том 4, с. 225.).
го из этих условий является 
его входе люди вставали, но в то же время исламская этика учит 
ростовщичеством.
почитать почтенных людей вставанием.) («Фикху сирати набавий-
яти», стр. 333)
Мо
М жно ли бр
ожно ли б а
р т
а ь в кред
ть в кре ит у го
дит у г суд
у ар
да ства?
рства?
Кредит, взятый у государства, является ростовщичеством (риба). Если человек даёт в долг с условием, 
от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном Табрани, 
говорится: «Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством» («Фикх аль-
минхаджи», т. 3, с. 95).
Относительно ростовщичества в хадисе Пророка  сказано: «Я видел во сне, как два человека пришли 
ко мне, они привели меня на чистую землю, и мы подошли к кровавой реке. Один человек был в кро-
вавой реке, а другой стоял на берегу перед грудой камней. Когда первый человек пытался выйти из 
реки, то второй бросал в него камни, чтобы тот не мог выйти. Летящие в него камни всегда попадали 
в рот. Каждый раз, когда он пытался выйти, другой забрасывал его камнями, и он снова падал в реку. Я 

спросил: «Кто этот человек, которого я увидел в реке?» Тогда мне ответили, что это человек, пожираю-

щий плоды ростовщичества» (Бухари).
В   ГАЗ Е Т Е   И М Е ЮТС Я   П Е Р Е В ОД Ы   С В Я Щ Е Н Н Ы Х   П И С А Н И Й,   П О П А Д А Н И Е   КОТО Р Ы Х   В   Н Е Ч И С ТО Е   М Е С ТО   П О   Ш А Р И АТ У   Н Е   Д О П УС К А Е ТС Я !






Поистине мудрость прибавляет благородному достоинства и возвышает раба до уровня царей. (Хадис)
16
www.assalam.ru
№ 18, сентябрь 2011
Шавваль 1432 г.
КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ 
Работы художника – каллиграфа, 
Мурада Магоммедова
Ара бская каллигра фия, также исламская каллиграфия 
новому направлению ар-каллиграфии под названием 
Безусловно, чтобы заниматься каллиграфией, необхо-
— искусство красивого письма, один из видов изобрази-
NUUN. Оно заключает в себе сочетание формы и со-
димы усидчивость и терпение, помимо таланта, должно 
тельного искусства, в котором основным выразительным 
держания, которое придаёт картине особый смысл. В 
быть ещё большое желание заниматься этим делом, по-
средством выступает арабская письменность.
течении нескольких лет с этим стилем Мурад побеж-
этому на недавно прошедшем конкурсе (29. 09. 2011) было 
Хотим предоставить несколько работ  художника-кал-
дает во всероссийских конкурсах арабской каллигра-
принято решение бесплатно отправить троих постоянных 
лиграфа, Магомедова Мурада. Его работы относятся к 
фии.
участников в хадж. В их числе был и Мурад Магомедов.
В   ГАЗ Е Т Е   И М Е ЮТС Я   П Е Р Е В ОД Ы   С В Я Щ Е Н Н Ы Х   П И С А Н И Й,   П О П А Д А Н И Е   КОТО Р Ы Х   В   Н Е Ч И С ТО Е   М Е С ТО   П О   Ш А Р И АТ У   Н Е   Д О П УС К А Е ТС Я !




<< предыдущая страница