sotrud.ru 1












8
1
Вестник  № 3 (9)  Ноябрь-Декабрь 2007 г.
Школа СО*ТВОРЕНИЕ
г. Ярославль
Ежегодно в России проводится конкурс “Русский 
медвежонок”. Он требует как знаний правил русского языка
Так проходила вторая четверть
так и интуиции, чувства языка. В этом году наши пятиклассники 
впервые участвовали в этом конкурсе. Я очень рада, что попробовать 
Этот выпуск вестника посвящён сразу двум месяцам нашей жизни – ноябрю 
свои силы захотели все, и результаты оказались хорошими тоже у 
и декабрю. На уроках оба наши класса в это время много занимались 
всех. А главным знатоком русского языка оказалась Лена Цветкова, набравшая 
математикой. Помимо этого, в третьем классе прошла эпоха русского языка, а в 
88 баллов из 120 возможных. Для такого сложного конкурса это очень хороший 
пятом – человек и животное. Рассказать же сегодня хотелось о том, что было вне 
результат. Впрочем, и остальные результаты неплохие – попробуйте сами решить 
уроков, так как эти два месяца были богаты событиями и праздниками. Прошёл 
эти задания и набрать хотя бы 54 балла (это наш минимум).
семинар по шитью кукол Аллы Ланцман, мы принимали участие в городской 
Классный учитель 5 класса
предновогодней ярмарке и провели праздники тёмного времени года – праздник 
Захарова Наталья Владимировна
фонариков, зажжения свечей и Рождество. Каждое из этих событий было ярким, 
но всего всё равно не описать. Те события, которые не попали в вестник, мы 
предполагаем освещать в фотогалерее нашего сайта.
Благодарности

Огромное спасибо дорогим нашим родителям, благодаря 

Как мы создавали тёплых и живых кукол
финансовой поддержке которых на ноябрьской сессии 
периодического семинара для учителей побывало сразу три человека. 
В   конце ноября в стенах нашей школы проходил семинар по изготовлению 
кукол. Руководителем работы стала Алла Ланцман, которая вот уже 12 
Наталья Владимировна Захарова и Людмила Владимировна Цветкова на базовом 
лет занимается всем тем, что связано с историей возникновения кукол и их 
потоке работали по материалам эпох 5 класса, а Елена Александровна Сурикова 
изготовлением. Алла – психолог по образованию, лечебный педагог и опытная 
занималась на продолженном потоке постановкой спектаклей и проживанием 
мама шестерых детей.
праздников года. Именно этот опыт, в частности, очень помог всем нам при 
постановке спектакля “Поклонение пастухов” к Рождеству.
Отдельное спасибо родителям пятого класса и семье Филипповых 
из Москвы, благодаря поддержке которых я побывала в Москве на 
семинаре “Художественные методы работы для социальных профессий”. 
Под руководством Жака Хилана – арт-терапевта, скульптора, одного из 
основателей движения  за новое обучение взрослых, – мы рисовали, лепили, 
наблюдали и творили нечто новое. Приобретённые знания я уже использовала в 
работе с детьми пятого класса. Получены очень интересные результаты! 
Классный учитель 5 класса
Захарова Наталья Владимировна
Отв. за выпуск 
 90-32-86  
 so-tvorenie@inbox.ru 
Захарова Н.В.
8-902-3303-286
 http://www.so-tvorenie.org






2
Семинар объединил будущих и настоящих мам всех возрастов, бабушек и 
7
Рецепт нашего печенья

маленьких девчушек. И, наверное, желание участвовать было продиктовано 

— 1 стакан кваса (или пива);
не только потребностью рукодельничать в силу нашей женской природы, но 
— около 3 стаканов муки;
и   какой-то глубинной памятью о тех временах, когда мы все играли в кукол и 
— 1 пачка маргарина (250 г);
желанием хоть на чуть-чуть прикоснуться к этому миру прекрасного. И,  конечно,  
— 1 чайная ложка соли (без верха);
каждой участнице хотелось сделать подарок своему ребёнку.
— 1 чайная ложка тмина (лучше молотого);
— 1 чайная ложка куркумы.
Смешать все компоненты, вымесить тесто. Подержать его в холодильнике 
минут 20, затем быстро раскатать, вырезать маленьким стаканчиком кружочки 
и складывать их на противень. Ставить в раскалённую до 200 градусов духовку, 
выпекать примерно 20 минут. Жёлтенькое, солёненькое, рассыпчатое, душистое – 
попробуйте!
Классный учитель 5 класса Захарова Наталья Владимировна
Явленное чудо Рождества
Благодаря работе на семинаре мамы узнали, как менялся облик куклы  в 
исторические времена, почему кукол со временем перестали мастерить дома, 
какой же всё-таки должна быть кукла и что она значит для ребёнка. Об этом я и 
хочу рассказать подробнее.
Почему именно кукла всегда занимала среди игрушек совершенно особое 
место? Потому что кукла – это отображение человека, это его второе “Я”. В 
кукле ребёнок видит себя, оживляет её, одухотворяет своей фантазией. Играя 
в куклы,  ребёнок учится выражать свои чувства и переживания. Кукла – это 
друг, с которым можно поделиться самыми сокровенными мыслями, горестями 
Большим и светлым переживанием 
в канун Рождества стал спектакль 
и радостями.
“Поклонение пастухов”, показанный 
Какими куклами сейчас играют наши дети? Конечно же не такими, какими 
нашими родителями и учителями для 
играли наши прабабушки и бабушки. Материалы и формы претерпели большие 
детей. Постановка оказалась ярким 

изменения, на смену простым тряпичным куклам пришли пластмассовые куклы. 

событием как для участников, так и для 
А в последнее время стали модными “высокотехнологичные” электронные 
зрителей.
куклы, куклы с навязчивой взрослостью (Барби) и выраженной половой 






6
Гори, сияй, мой фонарик
3
принадлежностью. Обилие деталей, всевозможные “технические навороты” 
делают игрушку привлекательной. И, чаще всего, покупая, родители не 
Праздник фонариков в этом году не был похож на такие же праздники двух 
задумываются о том, какое влияние она может оказать на малыша. А ведь такая 
предшествующих лет. Изменилось и место проведения – вместо деревни 
кукла крайне нежелательна для маленького ребёнка, ведь её внешний образ не 
это была наша школа и берег Волги,– и сам настрой. Если прежде дети были 
соответствует внутренней сути, что затрудняет восприятие у малыша и вводит его 
только стороной, принимающей то, что им дарили, то сейчас во время праздника 
в заблуждение. Игра с такой куклой сводится к механическому повторению одних 
они сами готовили то, что было подарено другим. Но – по порядку.
и тех же манипуляций. Примитивные функции, которым научена электронная 
После уроков мы дружно испекли печенье, чтобы угощать гостей нашего 
кукла, вскоре наскучивают ребёнку и исчерпывают себя, а вот любопытство 
праздника и друг друга. Печенье так полюбилось всем, что его рецепт мы тоже 
малыша возрастает: откуда идет этот звук, откуда льется водичка и почему? И 
помещаем в вестнике.
тому подобное. В конце концов он не в силах устоять перед соблазном, разбирает 
Праздник начался в 4 часа дня и 
куклу и изучает её нутро. А совсем маленькие дети просто боятся таких кукол.
вначале мы разбились на 5 групп, 
Ещё Р. Штайнер писал в своих трудах о значении окружающей среды для 

каждая из которых должна была 

ребёнка: “Нужно исключить игрушки, чрезмерно усовершенствованные, 
создать из цветной кальки свой витраж 
завершённые, технически законченные, не оставляющие места воображению 
и затем закрепить его на рамке. Работу 
ребёнка.”
начали ребята и четверо взрослых, 
Что мы можем предложить 
но постепенно подходили гости и к 
нашим детям взамен таких 
концу работы нас было уже больше 
игрушек? Какая должна 
двадцати. Из созданных витражей 
быть кукла, чтобы отвечать 
мы собрали один общий большой 
потребностям малыша и 
фонарь. Он был чудесен, ведь в него 
ребёнка постарше? В первую 
была вложена и энергия совместного 
очередь кукла должна быть 
создания картин, и филигранная работа 
мягкой и тёплой на ощупь. 
Александра Александровича Яковлева, 
Как приятно засыпать 
придумавшего и осуществившего 
рядом с тёплой и вполне 
конструкцию фонаря!
осязаемой куклой! Для 
Фонарь зажгли и в его волшебном свете мы слушали игру флейт и историю... 
этой цели мы используем 
Спустя несколько дней фонарь был разобран и витражи раздарены – в детский 
для набивки натуральную 
дом, в школу искусств, в группу детского сада, в наш подъезд, а один из витражей 
овечью шерсть. Шерсть 
остался в школе...
аккумулирует тепло, не 
Заключительная часть 
электризуется в отличие от 
праздника потребовала 
синтепона и пластмассы, 
мужества и ловкости! 
она не опасна, если кукла 
Освещая темноту нашими 
вдруг “сломалась”. Шерсть – живой, натуральный продукт. Сама кукла шьется 
бумажными фонариками, 
из натуральных тканей – хлопка, трикотажа. Эти материалы (шерсть и ткань) 
мы спустились по 
настолько просты, что ребёнку не приходит в голову интересоваться, что у куклы 
обледеневшей тропе  и 
внутри и ломать её. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают 

лестнице к Волге. Мы 

разные поверхности, любят, засыпая,  держать в руках что-нибудь мягкое. Если 
составили фонарики в круг 
кукла на ощупь не отличается от машинки, лодки или кубиков, ребёнок лишается 
и пели великой реке, а она шуршала нам в 
множества впечатлений. Также ребёнок учится определять тяжесть предметов, 
ответ – волшебство продолжалось...
исходя из их объёма, формы и материала. Громоздкая пластмассовая кукла 
выглядит куда тяжелее, чем есть на самом деле, а ведь это же пустая скорлупка. 





4
Прежние резиновые куклы, по крайней мере, имели вес и были на ощупь 
5
головке уже есть волосы и может даже косички. Теперь мы можем наметить 
мягкие. Даже небольшая, набитая шерстью кукла, имеет куда больший 
глазки точками, если он задает вопрос почему нет пальчиков на руках, также 
вес, чем синтепоновая. Тяжёленькая, мягкая и тёплая кукла, которую ребёнок 
намечаем их стежками. Теперь кукла живёт и формируется в процессе игры. С 
прижимает к себе, легче вызывает у него привязанность. 
помощью неё 2–3 летний малыш отыгрывает различные ситуации: укладывает 
спать, укрывая одеяльцем; одевает и раздевает её, по-настоящему кормит её, 
купает в ванной и измеряет глубину лужи. 
Старше становится ребёнок, взрослеет и 
кукла вместе с ним. К 5–7 годам уже хороши 
куклы с пришивными руками и ногами. Эти 
куклы набиты туго и на ощупь уже не такие 
мягкие, но по-прежнему остаются тёплыми  и 
“живыми”. Изменяются и пропорции тела. Теперь 
голова занимает меньшую часть туловища, а 
конечности  удлиняются. Это как раз совпадает 
с периодом “вытягивания” у детей в семилетнем 
возрасте, когда мы наблюдаем резкий скачок 
в росте. В этом возрасте кукла также важна в 
сюжетно-ролевой игре.  Играя с ней, ребёнок 

может моделировать ситуации, с которыми 

Говоря о деталях, нужно сказать, что кукла для малыша должна быть 
он встречается в реальной жизни, и которые 
наиболее проста в исполнении и наиболее целостна. Центральное место в ней 
учат его благородству,  смелости, уверенности, 
должна занимать голова. Ведь на самом деле голова у ребёнка самая большая и 
настойчивости. Кукла может помочь встретиться 
тяжёлая часть тела, и обживает он своё тело тоже начиная с головы, сначала учась 
с будущим братиком и сестрой.
поворачивать её на звук, затем удерживать, слегка приподнимая, а затем вращать 
До какого возраста ребёнку играть в куклы? 
ею во все стороны. Ручки и ножки должны быть сшиты целиком вместе с телом, 
Он определит это сам. И даже если кукла уже 
ножки могут быть не разделены и выполнены в форме мешочка или подушечки. 
забыта двенадцатилетним подростком, 
Излишняя детализация черт лица должна отсутствовать. Глазки, ротик, носик 
она навсегда останется жить в его 
могут быть едва намечены, а могут отсутствовать вовсе. И ребёнок  не спросит, 
сердце и в воспоминаниях о детстве!
почему их нет. В его маленькой головке не возникнет такой вопрос, ведь всё, 
В радостной атмосфере 
чего кукле не хватает, он дорисует в своём воображении. Кукла может плакать и 
совместного творчества на семинаре 
смеяться, грустить и веселиться или просто спать, всё будет зависеть от настроения 
одна за одной рождались прекрасные 
малыша. Напротив, же, застывшее лицо с навязчивой улыбкой, у современных 
куклы. Каждая из них была поистине 
пластмассовых кукол вызывает у ребёнка неестественное настроение, и не 
чудом, и каждую ждала встреча со 
побуждает к фантазии и творчеству. Поскольку полуторагодовалый малыш ещё 
своим маленьким другом. Я уверена 
не использует куклу в сюжетно-ролевой игре, чаще она живёт в кроватке. С 
– эта встреча была очень приятным и 

ней малыш может быстрей успокоиться перед сном, а при пробуждении велика 

трепетным моментом в жизни ребёнка, 
радость от встречи. Такая кукла очень пластична: она может “ползать”, “сидеть”, 
даже если ему уже 21!  Пусть в жизни 
“кувыркаться”. Здесь хороши куклы-бабочки. 
ваших детей будет как можно больше 
Когда ребёнок подрастает,  кукла тоже растёт вместе с ним. Примерно 
таких моментов. 
к двум годам можно разделить кукле-подушечке ножки, снять пришивной 
Анжелика Долганова. 
чепчик, пришить волосы, заплести косички, сшить одежду. Такие превращения 
соответствуют телесному развитию ребёнка. К этому возрасту он уже освоил 
многие навыки: ходьбу, его ручки и пальчики стали более ловкими; на его