sotrud.ru 1 2 ... 318 319

Мариэтта Чудакова 
 
 

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МИХАИЛА 

БУЛГАКОВА 

 
Это  издание  является  первой  научной  биографией  советского  писателя 
М.А.Булгакова. Множество документов, свидетельств современников писателя дали 
возможность  автору  не  только  воссоздать  вехи  жизни  Булгакова,  но  и  его 
творческий  облик.  Книга  написана  в  яркой  художественной  публицистической 
манере.  Жизнь  писателя  дается  на  широком  историческом  фоне  эпохи,  ее 
литературной и социальной жизни. Для широкого круга читателей. 

 

 
 


 
 
 

Оглавление 
 УРОКИ МУЖЕСТВА 
 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА 
 ГЛАВА ПЕРВАЯ Киевские годы: семья, гимназия и университет. Война. Медицина. 
Революция. 
 ГЛАВА ВТОРАЯ Первые московские годы 
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Театральное пятилетие (1925—1929) 
 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Годы кризиса (1929—1931) 
ГЛАВА ПЯТАЯ Возвращение к роману. Новые пьесы и надежды (1932—1935) 
ГЛАВА ШЕСТАЯ Новый крах. «Что ж, либретто так либретто!» 
 ГЛАВА СЕДЬМАЯ «Последний закатный роман». Последняя пьеса. (1938—1940)  
УРОКИ МУЖЕСТВА 
Насколько  я  знаю,  эта  книга  Мариэтты  Чудаковой  —  первая  научная 
биография  Михаила  Булгакова.  Ко  многим  фактам,  которые  были 
обнародованы  благодаря  ее  усилиям  («Архив  М.  А.  Булгакова»,  1976), 
трудам  других  исследователей,  теперь  добавляются  новые,  а  главное,  они 
выстроились в трагическую, но ясную линию жизни. 
Что было основным в жизни этого веселого, доброго, сильного человека? 
Борьба,  а  точнее  сказать  —  сопротивление.  Борьба  эта  была  ему  навязана 

бюрократией,  и  Булгаков,  сохраняя  достоинство  мыслящего  человека, 

вынужден был принять бой. 
Булгаков никогда не выдвигал и не защищал антисоциалистических идей, 
хотя  именно  в  этом  обвиняли  его  тогдашние  демагоги.  Он  защищал  святое 
для  художника  право  на  свой  взгляд,  свой  ум,  свое  воображение.  Он 
защищал  право  художника  быть  самим  собой,  то  есть  такое  право,  без 
которого художник перестает быть художником. 
Хорошо, что Мариэтта Чудакова поименно называет критиков, хуливших 
Булгакова. Это была странная борьба. Его ругали в печати, а ответить своим 
критикам по условиям тогдашнего времени он не мог. Как у птицы, которую 
бьют  влет,  у  него  не  было  никакой  защиты,  кроме  крыльев  творческого 
воображения. 
Не  успевала  затихнуть  ругань  по  поводу  старой  пьесы,  как  появлялась 
новая. И эта, новая, была такая же талантливая и казалась особенно дерзкой, 
потому  что  в  ней  не  было  ни  малейшего  оттенка  учета  вульгарно-


социологической  критики.  Это  воспринималось  как  издевательство.  В 
высшем смысле так оно и было. 
Как,  он  еще  жив?  Он  еще  пишет?!  И  теперь  новая  критика,  ничуть  не 
поумнев, становилась еще злее, еще беспощадней. 
Горько  и  поучительно  следить  за  извивами  этой  неравной  борьбы. 
Воздушные  замки  надежд  обрушиваются  с  трагической  реальностью 
собственного  дома:  разрешить,  запретить,  разрешить,  запретить...  А  жизнь 
проходит. 
Что  двигало  замыслом  его  последнего  поистине  великого  романа, 
опубликованного уже в наши дни? 
«Мастер и Маргарита» — это плод отчаянья и выход из отчаянья сильного 
человека.  Это  философский  итог  жизни  и  это  духовное  возмездие 
бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности. Как в поэме великого 
итальянца,  здесь  каждый  навеки  пригвожден  к  своему  месту.  Поражает 

благородная завышенность требований к художнику, то. есть к самому себе. 

Вероятно, так и должно быть. 
Где  мера  страданий,  необходимых  художнику?  Та  мера,  которая  топчет 
его,  как  топчут  виноград,  чтобы  добыть  вино  жизни.  Страдания,  боли, 
испытанных Булгаковым, хватило на великий роман, но оказалось избыточно 
для жизни. 
Последние  страницы  биографии  читаются  с  особым  волнением. 
Полуслепой,  умирающий  писатель  продолжает  диктовать  жене,  вносит  в 
роман  последнюю  на  виду  у  смерти  правку.  Кажется,  только  пафос  долга 
продлевает его последние дни. Роман закончен, Михаил Булгаков умирает. 
Рукописи не горят там, где художник сам сгорает над рукописью. 
Фазиль Искандер 
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА 
Начиная  с  середины  1960-х  годов,  когда  была  издана  большая  часть 
драматургического  наследия  Булгакова  и  вышел  однотомник,  включивший 
значительную часть его прозы, имя писателя, хорошо известное до этой поры 
главным образом историкам литературы и зрителям пьесы «Дни Турбиных», 
привлекло  интерес  широкого  отечественного  читателя.  Когда  же  в  конце 
1966 — начале 1967 г. был опубликован и вслед за тем переведен на многие 
языки  его  последний  роман  «Мастер  и  Маргарита»,  творчество  Булгакова 
получило мировой резонанс, изменив в определенной степени представление 
о русской прозе 1930-х годов. 
В те самые годы, когда выходил роман, у вдовы писателя Е. С. Булгаковой 
был  приобретен  государством  архив  Булгакова,  сохраняемый  ею  более 



следующая страница >>