sotrud.ru 1

Открытый урок «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Задачи:


  • Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике.

  • Познакомить с лекарственными растениями родного края.

  • Продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой,через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока

  • Воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений



Оборудование:
Таблицы с лекарственными растениями, корзинка, костюмы, сборы лекарственных растений( фито чай , грудные сборы, сборы) рецепты салатов, витаминных чаёв, гербарные экземпляры лекарственных растений.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок . Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил ,когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю . « Я не смог выполнить задание , которое ты поставил передо мной»
РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ УЧЕНИК НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ? ( примерные ответы уч-ся:

-Так как в природе много различных растений которые могут излечивать.

-Наверное потому, что ему было тяжело всё принести. )

Учитель: ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то , что может излечивать , так как в природе каждый минерал , каждое растение, каждое животное целебны»

Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы поговорим о растениях.
ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» (проговаривается), запись в тетрадях темы урока
Эпиграфом к уроку послужат такие слова:

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать……
Учитель: Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита «О лекарственных травах», в котором были описаны более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времён известен человеку сад Артемиды .
Учитель: Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад находился на Кавказе. В переводе слово «фармакон» (показывается термин ) одновременно обозначает – «лекарство», «яд», и «колдовство». Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.

( запись в тетради слов - фармакон, сад Артемиды)

В наше время существуют специальные плантации лекарственных растений. Именно с этих плантаций лекарственные растения попадают в аптеки.

Инсценировка (учащиеся в роли травницы, прохожего)
Звучит музыка.( звуки леса - пение птиц)
( травница собирает растения, кладёт их в корзину)
Прохожий:( удивлённо) Что делает эта девочка ? Подойду поближе…. Хорошая погода сегодня, не правда ли?

Травница: Да, хорошая для того , чтобы травы собирать.

Прохожий: Травы собирать?

Травница: Ну , разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.

Прохожий: А что за траву вы собираете и как её используете?


Травница: ( подойдя к доске, показывает на плакате с частями растения) Корни валерианы от болезней сердца,

Трава крапивы для блеска волос

Листья ноготков для улучшения структуры ногтей

Плоды шиповника от гриппа

Учитель: И действительно ребята, слушая эти высказывания вспоминается такое выражение «Подобное лечиться подобным». И это выражение справедливо в буквальном смысле. Ведь на самом деле ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех так похожий на головной мозг, улучшает его работу.


Ребята ,а как вы думаете ,как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

( ответы уч-ся :

-Наблюдал наверное за животными. )
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели , что больные животные ели , определённые растения. Вспомните, своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними ,то , видели , что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях , то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает , что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Растений в природе огромное количество, и мы живя в Нурлатском районе можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас . Кроме того , учённые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают .. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут у нас .
ЗВУЧИТ МУЗЫКА, (произвольная)
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поиграем. Вы делитесь на команды по 5 чел.(2 парты; раздать листки, засечь время 3 минут)

Задание:ВЫ ДОЛЖНЫ ЗА 5 МИНУТ ЗАПИСАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ В ЛЕВОЙ КОЛОНКЕ.


Лекарственные растения которые вы знаете









ИТОГ: 1. Отложили ручки, взяли карандаши. Каждая команда

Подсчитывает и называет число лекарственных растений.

2. Начинает зачитывать та команда, у которой меньше

список. Другая команда в это время вычёркивает совпавшие

лекарственные растения.

3 Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения

которых у них нет.

С какими растениями вы знакомы и могли бы рассказать о самом растении?( 3 примера).
Ответы уч-ся: Доклады о Зверобое ,Одуванчике ,Ландыше .

(приложение №1 фотоизображения)

Учитель: Ребята , чтобы лучше запомнить те лекарственные растения , о которых мы сегодня услышим , вы должны заполнить таблицу.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.




Название лекарственного

Растения.



Использование.








(Доклады уч-ся и одновременное заполнение таблицы).

Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах или отварами, например грудные сборы от кашля, изготавливают мази на основе трав и мажут ими, делают ванночки из трав, например из коры дуба, травы чистотела от кожных заболеваний.


А ещё есть на Руси традиция, которая появилась задолго до «диковинной китайской травы» .И это чай. « Диковинная китайская трава» - это и есть чайный куст, из листьев которого изготавливают современный чай - чёрный, зелёный.
-Но есть и другой чай…Он называется ФИТО ЧАЙ
Учитель: Вспомните, когда вы с родителями ходили в лес, вы собирали множество растений для приготовления такого чая.
А КАКИЕ РАСТЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФИТО ЧАЯ?
Ответы уч-ся:( Смородина, малина, зверобой , душица и т.д.)
Учитель: Смотрите, сколько мы с вами назвали чаёв- из малины, смородины, мелиссы, шиповника, белоголовник и много ещё других трав можно назвать.
КТО МОЖЕТ НАЗВАТЬ РЕЦЕПТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО ЧАЯ?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.

( Приложение № 2)
А ЧТО ЕЩЁ МОЖНО ПРИГОТОВИТЬ ИЗ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ?
Ответы уч-ся: Чтобы быть здоровым нужно ещё кушать салаты из лекарственных трав.

- Ассорти «РАЙСКОЕ»

- Салат «ГЕНИЙ»

( Приложение №3)

Раздача рецептов салатов из лекарственных растений.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
Учитель: Итак, ребята , подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните , что же называют лекарственными растениями?
Ответы уч-ся:

- Растения , которые обладают целебными свойствами, могут излечивать)

- Растения , которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Хотелось бы сказать ребята о том , что узнав о лекарственных растениях, их целебных свойствах, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок и другие растения, не надо их срывать . Эти растения , как и другие , находятся под охраной человека . Лучше всего воспользоваться теми растениями и сборами , которые есть в аптеках. В них уже есть все необходимые растения для лечения какого-либо заболевания.

Учитель: Вернёмся к эпиграфу:

ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА

ДЛЯ ВСЕХ , УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ….
Учитель: А какую тайну мы сегодня разгадали с вами?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

- Тайна заключается том , что все растения нас окружающие обладают целительной силой и при правильном использовании –исцеляют.

Учитель: Ребята ,а вам понравился сегодняшний наш урок и наша тема «Лекарственные растения» …. Очень многие поэты и писатели посвящают свои стихи и рассказы - лекарственным растениям .И наш урок хотелось бы закончить мне словами из стихотворения С.Маршака «Ландыш»
Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

На солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны .
Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Учитель: И такие строчки нам встречаются очень часто, из которых мы узнаём всю ценность , красоту природы.Спасибо, ребята , за сегодняшний урок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:( по выбору учащегося)
1 Вы можете приготовить сообщения о каком то лекарственном

растении.


  1. Рецепт Фито чая или же салата из лекарственных трав.

  2. Найти стихотворения в котором описывается лекарственные травы.

Муниципальное учреждение Караульно-Горская средняя общеобразовательная школа Нурлатского района Республики Татарстан.









2008 год.