sotrud.ru 1 2 ... 266 267




УДК 821.161.1 31
ББК 84(2Рос=Рус)6 44
О 66
Подписано в печать 16.06.08г. 
Формат 84х108/32. Усл. печ. л. 28,6 
С.: С/с. Доп. тираж         экз. Заказ №            
С.: ПС Орлов. Доп. тираж         экз. Заказ №         
С.: КНВС. Тираж         экз. Заказ №         
Общероссийский классификатор продукции 
ОК 005 93, том 2, 953000 – книги, брошюры
Санитарно эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.
Орлов, В. В.
О 66
Камергерский переулок/ Владимир Орлов. – М.:
Астрель: АСТ, 2008. – 542, [2] с.
ISBN 978 5 17 050223 3 (АСТ) (С/с)
ISBN 978 5 271 20157 8 (Астрель)
В оформлении использована работа художника Н.И. Нестеровой «Печатников переулок».
Портрет автора – художник Н.Н. Ватолина. 
Компьютерный дизайн Г.В. Смирновой.
ISBN 978 5 17 050507 4 (АСТ) (ПС Орлов)
ISBN 978 5 271 20156 1 (Астрель)
В оформлении использована работа художника Н.И. Нестеровой «Люди».
Портрет автора – художник Н.Н. Ватолина. 
Компьютерный дизайн С.Е. Власов.
ISBN 978 5 17 050507 4 (АСТ) (КНВС)
ISBN 978 5 271 21307 6 (Астрель)
В оформлении использована работа художника Н.И. Нестеровой 
«Печатников переулок» и «Люди».
Серийное оформление Е.Н. Волченко, А.А. Кудрявцев.
Компьютерный дизайн Ю.М. Мардановой.
Это новый, долгожданный роман классика современной литера
туры Владимира Орлова. Роман, сочетающий детективное начало и
тонкий психологизм. Захватывающий сюжет, узнаваемые персонажи,
сатира на окружающую действительность, – все это ставит «Камер
герский переулок» в ряд лучших произведений мировой литературы.
УДК 821.161.1 31
ББК 84(2Рос=Рус)6 44
© Орлов В. В., 2008 
© ООО «Издательство Астрель», 2008
© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2008



рокопьев любил солянку. Случалось, заходил в
проезд Художественного театра, а с возвращением
имени – в Камергерский переулок, и там, в заку
сочной, заказывал солянку. Коли усаживался за
столик у двери, мог – правда, с наклоном головы, –
наблюдать хорошо известную ему памятную доску. Созерцал он
ее и на подходе к закусочной. Золоченые буквы на куске искус
ственного, надо полагать, гранита сообщали о том, что в здеш
нем здании проживал и работал Сергей Сергеевич Прокофьев.
За столиком Прокопьев вступал в рассуждения. Иная буква в
фамилии – и вот тебе разница! Сергея Сергеевича Прокофьева
знали все, а его, Прокопьева, – с десяток человек. Но мысли об
этом приходили, лишь когда была откушана водка (или кружка
пива) и горячей вошла в Прокопьева солянка. После рассужде
ний о буквах «п» и «ф» можно было подумать и о второй порции
солянки. 
Человек любознательный, Прокопьев, естественно, заглядывал
в книги с полезными советами. В микояновскую кулинарную ми
фологию, в частности. С намерением выяснить, какие же такие ели
в столице солянки. Описание рыбной солянки в «Рецептах русской
кухни» позабавило Прокопьева нереальностью воплощения. Со
лянку, должную иметь светлый, слегка красноватый бульон, реко
мендовано было приготовлять из двухсот граммов свежей семги, из
двухсот  граммов свежего судака, двухсот граммов свежего осетра,
маринованных белых грибов, стакана огуречного рассола, всяческих
пряностей и добавок (следовало двенадцать пунктов составных).
«Оно, конечно, неплохо бы... – возмечтал Прокопьев. Но тут же и
рассудил: – Посчитаем, что я человек не рыбный...» В доме одной из
своих приятельниц Прокопьев выписал рецепт иной солянки:
«Репчатый лук нашинковать, слегка поджарить и тушить с тома
том и маслом, налив немного бульона. Огурцы очистить от кожи
5


цы и нарезать ломтиками. Мясные продукты (вареные и жареные)

могут быть разные: мясо, ветчина, телятина, почки, язык, сосис
ки, колбаса, курица и т.д. Их следует нарезать мелкими ломтика
ми, положить в кастрюлю с приготовленным луком, прибавить
огурцы, каперсы, соль, лавровый лист, залить бульоном и варить
5–10 минут. Перед подачей на стол в солянку положить сметану,
ломтик лимона, очищенный от кожицы, мелко порезанную зе
лень петрушки или укропа...» 
И мясную солянку Прокопьев сотворить не взялся бы. При
ятельницы же его к особым кулинарным подвигам не были спо
собны. Заказ блюда, к какому Прокопьев был расположен, в ре
сторане обошелся бы ему рублей в триста, совершенно его бюд
жетом не предусмотренных. И потому Прокопьев брал солянку в
Камергерском переулке, в закусочной, там за нее приходилось
платить двадцать три рубля (год назад и вовсе – пятнадцать). По
нятно, что в камергерской солянке составных было куда меньше,
нежели в солянках книжных, никакие почки, языки, ветчины,
куры, телятины в ней не присутствовали (хорошо хоть кусочки
мяса плавали здесь вместе с кусочками сосисок), и уж, естествен
но, каперсы в ней не водились, но те солянки были умозритель
но буквенные, а наша, камергерская, прибывала на стол горячая
и живая. Сам вид ее и запахи в Прокопьеве, особенно голодном,
разрушали всяческие бормотания по поводу иллюзорности или
же бессмыслия бытия. 
Прежде, пожалуй, ничто не могло здесь отвлекать Прокопье
ва от удовольствий. Но вот появились мобилы. Или мобилы. По
началу они вели себя смирно, а если их сотовые взвякивали, они
выходили для разговоров на мостовую, пусть и под дождь. Но по
том их порода чрезвычайно расплодилась, и самые плюгавые де
вицы, на вид – из за черты бедности, чуть что вытаскивали из су
мочек или карманов плоские устройства и принимались при лю
дях давать кому то распоряжения. Можно было подумать, что

публика у нас состоит теперь исключительно из распорядителей.

При этом Прокопьева раздражали звуки голосов, чаще всего по
велительно противных (а акустика в закусочной была замеча
тельная), и, конечно, бесцеремонное пренебрежение к присутст
вию вблизи иных людей. Но недолгие наблюдения вызвали у
Прокопьева мысли о том, что этих громкоговорящих следует и
пожалеть. Как правило, это были люди молодые – лет эдак двад
цати пяти, ну, под тридцать. Скорее всего – секретарши, мелкие
клерки из ближайших контор, менялы из пунктов валютных ме
6



следующая страница >>