sotrud.ru 1

Из чего делают скрипки


Действительно, из чего их делают?.

Хотя Милорад Павич и погорячился,заявляя в своих книгах, что скрипичные мастера используют в своем труде такие фантастические материалы, как волос единорога или лак из ехидны, все-таки всё, что идет на строительство скрипки, действительно редкое и особенное.

И сам процесс создания скрипки — сложный и уникальный.

Лучшим мастерам прославленных европейских домов, поставляющих европейским монархам какие-нибудь роскошные украшения или аксессуары, далеко до тех манипуляций, которые проделывает любой скрипичный мастер.

На создание скрипки идет дерево, специально отобранное и прошедшее сложную обработку: так называемая резонансная ель (ее используют для верхней деки, душки и пружины); черное дерево (для грифа, колков, подбородника и др.); остальные части делаются из волнистого клёна (явора).

Но это еще не всё. Кроме дерева, в создании скрипок и смычков используется перламутр, золото или серебро, слоновая кость, конский волос (белый иранский считается лучшего качества, чем черный). Деки старинных скрипок иногда покрывали изящными узорами — инкрустацией.

Даже скрипичные струны связаны с определенными тонкостями и особенными материалами. Когда-то в их производстве использовали жилы и шёлк, теперь в дело идут разнообразные металлы, в том числе благородные — серебро и золото.

В скрипичном деле множество тайн, одна из главных — рецепт лака, которым покрывали свои скрипки старые мастера. Считается, что именно в этом заключается секрет скрипичного мастера Антонио Страдивари, который он не открыл никому…

Многочисленные легенды о скрипке, в том числе излюбленные писателями фантастические сюжеты о том, как скрипка вдруг начинает петь совершенно человеческим голосом после того, как в нее якобы сверхъестественным образом вселяется человеческая душа, навеяны самой формой скрипки: она и в самом деле повторяет контуры человеческого (а если точнее — женского) тела.


Достаточно посмотреть на нее в целом: плавные округлые линии, ярко очерченная "талия"

Названия частей скрипки тоже взяты от названий частей человеческого тела: у скрипки есть головка (сейчас ее делают в форме улитки, но в прошлом скрипичные мастера иногда вырезали из дерева не улитку, а в самом деле чью-нибудь голову — какого-нибудь диковинного зверя, фантастического существа или даже чёрта!) . Головка скрипки покоится на длинной изящной шейке, далее — как и положено — плечи и корпус скрипки (по-английски — body, т.е. «тело»). Потом, правда, термины расходятся: мы говорим не о «груди» и «спине» скрипки, а о верхней и нижней деке инструмента, не о «бедрах», а об обечайках, а то, что называется в скрипичном деле «ус», с человеческими усами не имеет ничего общего: это всего лишь тонкая линия вдоль контуров скрипки.

(У скрипки, кстати, есть даже «пяточка». Правда, совершенно непонятно, отчего она подпирает шейку, просто какая-то йога получается…)

Но все-таки есть еще одно совпадение, самое главное: маленький кусочек дерева внутри, в самом сердце скрипки, роль которого так велика в том, как звучит скрипка, называется душкой (и происходит, как нетрудно догадаться, от слова «душа»).

Неудивительно, что инструмент, созданный по образу и подобию человека, и поет человеческим голосом.

Но пение — это еще не всё. Наш маленький храбрый инструмент — единственный, который может имитировать звучание других инструментов: гитары, мандолины, флейты, валторны, и даже — целого ансамбля…

blagaya.ru