sotrud.ru 1

Индивидуальная образовательная программа учителя 

 как способ реализации образовательных задач 
 и использования собственного ресурса 
Рожкова Евгения Павловна 
Учитель 1 кв. категории 
МОУ «ДСОШ № 4» 
 
 
        В мировой литературе  можно найти множество цитат, смысл которых заключается в 
том,  что  если  учитель  не  учится  сам,  то  он  теряет  право  называться  УЧИТЕЛЕМ.  Ни  у 
кого  в  педагогической  среде  не  возникает  сомнения  в  истинности  этой  мысли.  Время 
изменяет  всѐ:  развиваются  методики,  технологии,  средства    и  даже,  как  не  крамольно 
порой  это  звучит,  сам  учебный  материал.  Большинство  новых  знаний  и  технологий 
утрачивает  свою  актуальность  в  среднем  уже  через  пять  лет.    Вот  тут-то    и  уместно 
вспомнить  строки  из  известного  произведения  Льюиса  Кэрролла  «Алиса  в  зазеркалье»: 
«…здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте! Если 
же    хочешь  попасть  в  другое  место,  тогда  нужно  бежать  по  меньшей  мере  вдвое 
быстрее!».  Когда  выпускник  вуза  держит  в  руках  диплом,  он  должен  понимать:  это 
СТАРТ, а не ФИНИШ. А учителя это касается напрямую.  Как глупо выглядим мы порой 
в  обществе  наших  продвинутых  учеников!  Стать  авторитетным  –  значит  быть 
компетентным в вопросах, интересующих не только ученика, но коллег. 
        Общаясь  с  корифеями  в  педагогике,  порой  думаешь:  «Какой  он  умный,  знающий, 
талантливый  педагог!  Как  его  любят  дети!  Куда  мне  до  него!».  Действительно,  стать 
профессионалом  нельзя  за  один  день.  Это  дорога  длиною  в  жизнь.  На  протяжении  всей 
педагогической  деятельности  нам  приходится  постоянно  учиться,  повышать  свою 
квалификацию,  совершенствовать  свою  методическую  базу.  Ни  для  кого  не  секрет,  что 

достичь  высокого  уровня  мастерства,  педагогической  культуры  возможно  лишь  в 

результате  упорного  труда.  Когда-то мне встретилась  китайская  мудрость:  «Поставь  над 
собой сто учителей.  Они не дадут тебе того результата, которого ты можешь добиться сам 
работая  над  собой».  Еѐ  я  часто  цитировала  своим  ученика,  но  применить  еѐ  к  себе, 
признаюсь, смогла не сразу.  
        Порой ты честно работаешь, не поднимая головы, проводишь уроки, отмечаешь, если 
результаты  твоих учеников становятся ниже или выше, но  не даѐшь себе отчѐта, почему  
так  выходит.  Рядовой  учитель,  имя  которого,  порой,  и  собственные  ученики  не  помнят. 
Да, ты понимаешь, что если ты попробуешь применить какую- либо новую технологию, 
это может повлиять на результат. Но надо ли? А если результат будет не блестящий? Это 
напоминает  блуждание  в  темноте.  И  порой  жаль,  что  так  проходят  годы,  когда  ты  ещѐ 
можешь  и  хочешь  творить.  Хорошо,  если  рядом  есть  опытный  методист,  который 
подскажет тебе, как раскрыть свой потенциал. Остальное ты должен делать сам. 
        Итак,  самообразование  –  средство  развития  личности  учителя,  повышения  его 
профессиональной компетентности. Но как добиться успеха? С чего начать?  
        Первое - надо ответить себе на вопросы: «Что значит «успех» для тебя? Каких высот 
ты хочешь достичь? Какие мотивы движут тобой?». Формулируя ответы на эти вопросы 
педагог принимает решение о необходимости самообразования. 
        Назову свои мотивы: 








  Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Учитель – профессия 
творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому 
же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.  

  В жизни общества происходят изменения.  Они  в первую очередь отражаются на 

учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы 
мой образ формировался у них как образ  «несовременного человека».  
  Постоянно  готовясь  к  уроку,  классному  часу,  выступлению  на  родительском 
собрании  или  перед  коллегами  мы  работаем  с  информацией,  а  это  требует  все 
больших  знаний  не  только  по  поиску,  анализу  новой  информации,   но  и  по  ее 
хранению, использованию и  достоверности. 
  Не малую роль играет общественное мнение. Не хочется, что тебя считали плохим 
учителем, а  хочется в глазах других быть достойным внимания. 
  Без  постоянного  усвоения  новых  знаний  не  добиться  повышения  категории, 
увеличения  нагрузки  в  школе.  Да  и  новая  система  оплаты  труда  ввела  в  нашу 
жизнь  понятие «материальное стимулирование». 
  Узнавать новое  просто интересно.  
   Следующий шаг – сформулировать цель самообразования и задачи, решение которых 
поможет  еѐ  достичь.  В  любом  проекте  этот  этап  важен.  Ведь  так  мы  намечаем  в  своей 
деятельности путь, по которому пойдѐм. Для себя я записала это так: 
      «Цель:  Повышение    педагогического    мастерства,  творческий  рост  и  раскрытие   
собственного потенциала, создание личного имиджа педагога. 
   Задачи:  
•  Проведение самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности. 
•  Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. 
•  Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии 
и педагогики. 
•  Знакомство  с  событиями  и  проблемами  современной  педагогики,  изучение  взглядов 
коллег на проблемы образования. 
•  Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры. 
•  Развитие навыков публичных выступлений. 
•  Изучение методической литературы по предметам. 

•  Разработка  презентаций,  дидактических  материалов,  учебных  программ,  проектов, 

методических приѐмов. 
•  Апробирование  созданных материалов, осуществление проектов. 
•  Внедрение новых технологий в образовательную  деятельность. 
•  Обобщение педагогического опыта, публикации материалов». 
  Что бы испечь пирог, нужен рецепт. Чтобы определить свои действия педагог должен  
составить собственную индивидуальную  программу  саморазвития, самообразования. 
  Программа  может  быть  составлена  с  перспективой  на  несколько  лет,  например,  год 
обучения, год работы над темой, год обобщения, год внедрения собственных разработок.  
Это  хорошо  для  тех,  кто  только  начинает  свою  педагогическую  деятельность.    Я  же 
предпочла, чтоб эти этапы протекали одновременно и формирую программу собственного 
роста на год. (Приложение 1). Она не является мѐртвым документом. Находя интересные 
мне  способы  обучиться  чему-нибудь,  я  вношу  изменения,  корректирую  вектор  своего 
развития. 
  Программа самообразования предполагает несколько составляющих. 


1.  Диагностика.  Еѐ    задача  выявить  затруднения,  определить  проблему,  а  по 
прошествии некоторого периода – провести рефлексию и откорректировать работу. 
2.  Обучение.  Оно  происходит  как  на  курсах  повышения  квалификации,  семинарах, 
так и при чтении полезных книг, обзоре информации в интернете. 
3.  Профессиональное  общение. Оно несѐт на себе двойную функцию: во-первых мы 
так получаем новую, нужную информацию, во-вторых это один из способов трансляции 
собственных  знаний,  своего  опыта.  Открытые  уроки,  мастер-классы,  семинары,  круглые 
столы,  конференции  –  повод  поделиться  с  коллегами  своими  наработками,  открытиями, 
новыми подходами, попросить у них совета, найти единомышленников. 
4.  Практика. Повседневная деятельность, в ходе которой учитель имеет возможность 

на  практике  закреплять  теоретические  познания,  приобретать  новый  опыт,  искать 

оптимальные  решения  насущных  педагогических  проблем,  реализовывать  социально-
педагогические инициативы. 
5.  Индивидуальная  работа.  Она  заключается  в  самостоятельном  поиске  новых 
педагогических знаний из различных источников информации, их осмысление. Это ещѐ и 
своеобразное подведение итогов, обобщение опыта, оформление результатов по теме. 
  Чтобы деятельность не оказалась бессмысленной, в ее результате должен  создаваться 
некий продукт, какие-либо достижения. И в личной программе  самообразования учителя 
обязательно  должны  присутствовать    результаты,  которые  достигнуты  за  определенный 
срок.  Что  может  быть  результатом  самообразования  учителя  на  некотором  этапе?  Я  в 
свою программу вношу такие показатели результативности как 
•  повышение  качества преподавания предмета;  
•  доклады, выступления; 
•  разработка  и    накопление  дидактических  материалов,  тестов,  сценариев  уроков, 
наглядных пособий, презентаций; 
•  разработка и проведение открытых уроков ; 
•  проведение  семинаров,  мастер-классов,  обобщение  опыта  по  исследуемой 
проблеме (теме); 
•  публикации в печати;  
•  участие в конкурсах. 
  Отмечу,    участие  в  самых  разных  педагогических  конкурсах  имеет,  на  мой  взгляд, 
важное значение для учителя. При подготовке участия в любом из них педагог обучается, 
систематизирует  имеющиеся  знания,  приобретает    разнообразный  опыт,  чрезвычайно 
полезный  в  текущей  работе.  Результат  участия  в  конкурсе,  даже  не  совсем  удачного,  
утверждает педагога в собственных глазах, ведь это победа над собой, своими страхами и 
комплексами. Кроме того это способ заявить о себе в педагогической среде. 
  Ещѐ  3  года  назад  я  и  не  подумать  не  могла,  что  смогу  занимать  какие-то  места  в 

конкурсах,  выступать  перед  столь  уважаемой  аудиторией;  что  дети,  с  которыми  я 

работаю,  будут  побеждать  в  городских  и  даже  краевых  соревнованиях,  а  над  моим 
рабочим местом появятся дипломы в рамках.  Жизнь стала интересней. Появилась какая-
то  неуспокоенность,    желание  творчески  проявить  себя,  больше  знаний  дать  детям. 
Поставлены новые цели. Индивидуальная образовательная программа превратила процесс 
моего  саморазвития  как  педагога  из  стихийного  в  планомерный  и  непрерывный, 
позволила  увидеть  перспективы  дальнейшей  деятельности,  повысить  эффективность 
работы. 
     Постоянное  самообразование  -  вот  тот  определяющий  актив  жизни  современного 
человека, который поможет не отстать от «поезда современности». 


Приложение 1 
 
Муниципальное образовательное учреждение  
«Добрянская средняя общеобразовательная школа № 4» 
 
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 
УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ОБЖ  
РОЖКОВОЙ ЕВГЕНИИ ПАВЛОВНЫ  
 
Дата рождения: 17.04.1966. 
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):   Пермский государственный 
педагогический институт, 1988 год 
Специальность по диплому: 
учитель физики и математики 
Место работы:  МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа № 4» ,г. 
Добрянка Пермского края 
Занимаемая должность:  учитель физики и ОБЖ 
 
Дата назначения на должность: 31.08. 1988 г.   
Общий стаж трудовой деятельности: 
23 года  
 Педагогический стаж:  
23 года   
 Квалификационная категория, дата присвоения: 1 категория, 16.12. 2008 г. 
Курсы повышения квалификации: 
 2008г. Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, 
курсы по теме «Дистанционные образовательные технологии» (72 ч.)  

2009г. Центр инновационного опыта МОУ «ДСОШ №3», обучение по модульной 

образовательной программе курсов повышения квалификации ПГПУ по теме 
«Использование SMART-технологий в образовательной деятельности» (36ч),  
2009г. Пермский филиал Государственного университета Высшей Школы Экономики, 
семинар «Особенности техники взаимодействия с учащимися и их родителями различных 
социально-педагогических типов личности. Индивидуализация образовательного 
процесса» (6 ч) 
2009г. Пермский филиал Государственного университета Высшей Школы 
Экономики,семинар «Технология построения и реализации индивидуальной 
образовательной траектории учащихся. Тьюторское сопровождение процесса» (6 ч) 
2010г. Пермский филиал Государственного университета Высшей Школы Экономики, 
семинар «Тайм-менеджмент» (3ч) 
 
Тема : «Повышение педагогического мастерства через развитие педагогических 
компетентностей и личностный рост» 
Цель: Повышение  педагогического  мастерства, творческий рост и 
раскрытие собственного потенциала, создание личного имиджа педагога. 
Задачи:  
•  Проведение самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности 
•  Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом 
•  Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии 
и педагогики 





•  Знакомство с событиями и проблемами современной педагогики, изучение взглядов 
коллег на проблемы образования 
•  Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры 
•  Развитие навыков публичных выступлений 
•  Изучение методической литературы по предметам 
•  Разработка презентаций, дидактических материалов, учебных программ, проектов, 
методических приѐмов 
•  Апробирование  созданных материалов, осуществление проектов 

•  Внедрение новых технологий в образовательную  деятельность 

•  Обобщение педагогического опыта, публикации материалов 
 
Предполагаемый результат:  
  Повышение качества обучения учащихся через повышение уровня собственных 
профессиональных качеств 
  Создание собственного программно-методического обеспечения учебно-
воспитательного процесса  
  Участие в жизни педагогического сообщества города 
  
Форма самообразования: индивидуальная. 
 
 
 
Направления 
Мероприятия 
Сроки 
работы 
2010-2011 
Методическая тема:  «Дидактическая система обучения на основе 
учебный год 
самоорганизации на уроках физики и ОБЖ» 
Диагностика 
Анализ профессиональных затруднений. 
Август-
Определение целей и задач, постановка проблемы. 
сентябрь 
Составление плана работы по выбранной теме 
 
самообразования. 
 
Самоанализ и самооценка своих уроков. Корректировка 
По 
работы. 
окончании 
Рефлексия, анализ собственной педагогической 
четверти 
деятельности,  анализ качества преподавания предмета 
Обучение 
Обучение на курсах повышения квалификации. 
По 
Посещение обучающих семинаров. 
возможности 
Обзор в Интернете информации по преподаваемому  В течение 
предмету, педагогике, психологии, педагогических 
года 
технологий
 
. 
Изучение методической, педагогической и 
 
психологической  литературы
 

 
 Систематический просмотр определенных 
 
телепередач; Приобретение и изучение новой 
 
методической литературы. 
 
Профессиональн
Выступление на Августовской педагогической 
Август  
ое общение 
конференции «Повышение профессиональной 
 

компетентности педагогических работников как фактор, 

 
способствующий развитию образовательного 
 
учреждения» по теме «Возможности учебника физики  
 
С.А. Тихомировой, Б.М. Яворского «Физика.10 класс»  
 
для решения образовательных задач»
 

 
Участие в ВТК школы «Организация тьюторского со  В течение 
ровождения учащегося НОЦ» 
года 
Работа в ВТК по теме «Дидактическая модель 
 


профильного обучения и предпрофильной подготовки на 
В течение 
основе самоорганизации» 
года 
Участие в II муниципальной ярмарке 
 
педагогического мастерства. Мастер
Ноябрь
-класс «Компьютер 
 
как средство обучения». 
 
Краевые презентационные мероприятия ГУ –
Декабрь 
 ВШЭ, 
открытый урок.
 
 
Декабрь-
Участие в конкурсе «Учитель года - 2011». 
январь 
 
В течение 
Участие в работе педагогических интернетсообществ. 
года 
Руководство проектной и научно-исследовательской 
 
деятельностью учащихся. 
Ноябрь 
Участие в жюри олимпиад и научно-практических 
 
конференций. 
По 
Участие в вебинарах. 
расписанию 
 Руководство районным ППО учителей физики: 
проведение мероприятий в рамках ППО. 
Изучение нормативно-правовых документов 
Практика 
Уточнение тематического планирования по физике и 
Август-
ОБЖ. 
сентябрь 
Систематизация имеющихся учебно-методических 
 
материалов по физике и ОБЖ. 
 
Работа по новым УМК к учебнику  «Физика 11» 
В течение 
Тихомировой , Яворского . 
года 
Внедрение в практику технологии уроков на основе 
 
самоорганизации  
 
Участие в Муниципальном конкурсе «Работаем на 
Август-
результат» в номинации «Лучший учитель». 
декабрь 
Участие в 
 
III Краевом конкурсе инновационных 

индивидуальных образовательных проектов «Инновации

Март  
-
2011»
 
 
 
Обобщение и оформление опыта. Публикация опыта 
По 
работы по темам. Помещение  своих разработок на сайтах в  возможности 
Интернете. 
 
Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и 
В течение 
других заданий по своему предмету повышенной 
года 
сложности, или нестандартной формы. 
 
Проведение внеклассных мероприятий: турслѐт, игра  Сентябрь 
Форт Боярд. Участие в конкурсах агитбригад, военно-
Март 
спортивных эстафетах. 
Февраль, май
 
 
Индивидуальная 
Написание проекта для участия в Краевом конкурсе 
Февраль 
работа 
«Инновации – 2011» 
 
Работа над методической темой.  
В течение 
Знакомство с опытом работы коллег. 
года 
Разработка собственных сценариев уроков, наглядных 
 
пособий, презентаций, дидактических материалов. 
Формирование и пополнение банка методических 
материалов Подготовка к выступлениям на методических 
семинарах, конференциях и др. 
Заполнение педагогического портфолио. 
2011-2012 
Методическая тема:  «Разработка комплекта дидактических 
учебный год 
материалов  по УМК Тихомировой для уроков физики в 10 классе» 
Диагностика 
Анализ профессиональных затруднений. 
Август-
Определение целей и задач, постановка проблемы. 
сентябрь 
Составление плана работы по выбранной теме 
 
самообразования. 
 


Самоанализ и самооценка эффективности своих уроков. 
По 
Корректировка работы. 
окончании 
Рефлексия, анализ собственной педагогической 
четверти 
деятельности. 
Обучение 
Обучение на курсах повышения квалификации. 
По 
Посещение обучающих семинаров. 
возможности 

Обзор в Интернете информации по преподаваемому  В течение 

предмету, педагогике, психологии, педагогических 
года 
технологий. 
 
Изучение методической, педагогической и 
 
психологической  литературы
 
.  
 
Систематический просмотр определенных 
 
телепередач.  
 
Приобретение и изучение новой методической 
 
литературы. 
 
Изучение нормативно-правовых документов по 
Сентябрь  
аттестации педагогов. 
 
Изучение материалов тестов для аттестации
Сентябрь , 
октябрь 
Профессиональн
Работа в проблемных группах, ВТК. 
В течение 
ое общение 
Посещение уроков коллег. 
года 
Выступления на Августовской конференции по теме 
Август  
«Индивидуальная образовательная программа учителя как 
 
способ реализации образовательных задач и использования 
 
собственного ресурса». 
 
Проведение открытого урока в рамках семинара ППО 
По плану 
физики. 
ППО 
          
 
Участие в фестивале педагогических идей «Открытый 
В течение 
урок 2011/2012». 
года 
Участие в конкурсе дидактических материалов. 
 
Руководство проектной и научно-исследовательской 
Сентябрь-
деятельностью учащихся. 
январь 
Участие в работе педагогических интернетсообществ. 
В течение 
 
года 
Участие в жюри олимпиад и научно-практических 
Ноябрь  
конференций. 
 
Участие в вебинарах.  
По 
 
расписанию 
 
вебинаров 
Руководство районным ППО учителей физики, 
По плану 
проведение мероприятий в рамках ППО 
ППО 
Практика 
Подготовка и прохождение педагогической аттестации. 
Сентябрь –
 
декабрь  
Разработка программ элективных курсов и методических 
 
материалов. 
 

Работа по использованию рабочей тетради из нового 

В течение 
УМК Тихомировой на уроках физики. 
года 
Внедрение в практику технологии уроков на основе 
самоорганизации. 
Обобщение и оформление опыта. Публикация опыта 
работы по темам. Помещение  своих разработок на сайтах в 
Интернете. 
Систематизация имеющихся учебно-методических 
материалов. 
Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и 
других заданий по своему предмету повышенной 


сложности, или нестандартной формы. 
Ведение внеклассной работы с учениками – 
традиционные мероприятия школы. 
Индивидуальная 
Работа над методической темой. 
В течение 
работа 
Знакомство с опытом работы коллег. 
года 
Разработка собственных сценариев уроков, наглядных 
 
пособий, презентаций, дидактических материалов. 
 
Формирование и пополнение банка методических 
 
материалов. Подготовка к выступлениям на методических 
 
семинарах, конференциях и др. 
 
Заполнение педагогического портфолио. 
 
Аттестация на высшую квалификационную категорию 
Декабрь