sotrud.ru 1

Мир  общения  ребенка  с  детьми,  мир 
>  социальных  взаимоотношений.  Как 
воспринимает  ребенок  других  и 
р 
самого  себя?  Как  познает  добро  и 
щ зло?  Как  и  почему  прикасается  к 
сокровищам  нравственности?  Когда 
и  как  становится  независимым?  Как 
возникает и развивается  его личность?
Каждый человек должен уметь слушать другого,  воспринимать 
и  стремиться  его  понять.  От  того,  как  человек  чувствует  другого, 
как  может  повлиять  на  него,  не  оскорбив  и  не  вызвав  агрессии,  за­
висит  его  будущий  успех  в  межличностном  отношении.  Умение  не 
приходит  к  человеку  само  собой,  оно  приобретается  ценой  усилий, 
затраченных на обучение.
Чем  раньше  мы  начнем  развивать  у  детей  уникальный  челове­
ческий дар -  дар  слова,  чем раньше  сделаем  все,  чтобы,  по  выраже­
нию  советского  языковеда  В.И.Чернышевского,  «открыть  уста  де­
тей», тем скорее добьемся желанных результатов.
Наша задача -   помочь  детям  осмыслить  их  речевую  практику, 
чтобы  на этой  основе  пойти  вперед  в  овладении умением  общаться. 
Так  же  не  надо  забывать  о  культуре  речевого  поведения.  Это  поня­
тие  рассматривается  нами  как  соотносительное  и  взаимосвязанное. 
Иначе  культура  речевого  поведения  -   появление  общей  культуры 
человека.  В  процессе  работы дети  приближаются  к  осознанию  важ­
ных идей -  о  связи  языка и действительности,  языка  и  мышления,  о 
значении  культуры  речевого  поведения  в  жизни.  Особую  роль  в 
нашей  системе  играют те  задачи  и  упражнения,  которые  развивают 
в  детях  критическое  восприятие  речи  -   чувство  уместности  выска­
зывания.  Специальные  задания  воспитывают  внимание  к  этой  сто­
роне  речи,  которая  связана с  добрым,  уважительным  отношением  к 
человеку, т.е. с воспитанием вежливости.

В  нашем  детском  саду  есть  комната  здоровьесберегающей 

технологии.  Гуманизация  педагогического  процесса  через  внегруп- 
повую  адаптивную  среду,  музыка  и  сказка  как  условие  саморгуля- 
ции  и  социализации  ребенка.  Эта  комната  по  своему  оформлению 
приближена  к  домашней  привычной  комфортной  обстановке:  мяг­
кая  мебель,  подушечки,  телевизор,  видеомагнитофон,  мягкие  иг­
рушки,  ковер.  Ее  называют  комнатой  радости.  В  этой  комнате  про­
водят ритуальные мероприятия:  сладкие вечера, дни рождения и т.д.



Я  составила  ряд  конспектов  ритуальных  мероприятий  «Слад­
кие  вечера  в  детском  саду»,  которые  систематизируют  работу  по 
этому  направлению,  делают  ее  более  привлекательной  и  доступной 
для детей дошкольного возраста.
2


КОНСПЕКТ №  15.
ТЕМА: «Хлебу почтение вечное».
Л

ЦЕЛЬ:  Показать  значение  хлеба  в  жизни  че­
ловека,  воспитать  бережное  отношение  к  нему, 
уважение  к  людям,  чьи  профессии  связаны  с  про­
изводством хлеба.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты:
Что посеешь, то и пожнешь. 
Хлеб всему голова.
Хлеб на стол -  и стол престол.
А хлеба ни куска -  и стол доска! 
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Сегодня,  ребята,  мы  поговорим  о  хлебе.  Хлеб  -  это  имя  суще­
ствительное,  без  которого  не  могут  вертеться  шестеренки  станков, 
плавать  корабли,  расти  города.  Недаром  в  народе  говорят:  «хлеб  -  
всему голова!»  «Хлеб на стол -  и стол престол.  А хлеба ни куска -  и 
стол доска!»
Значение хлеба в жизни человека.
Не о звездах на небе,
А о хлебе,
О хлебе:
О родном, неразлучном,
И так без конца,
Все о том,  о насущном,
Что в поте лица...
Хлеб...  В  нашем  языке  это  одно  из  наиболее  емких  слов.  С 

хлебом  связаны  многие  прекрасные  обычаи  и  традиции,  издавна 

существовавшие  в  нашей  стране.  Один  из  самых  славных  обычаев 
сохранился  до  наших  дней.  Он  пришел  к  нам  из  глубины  веков  и 
обрел  сегодня  великий  смысл,  особую  торжественность:  дорогим 
почтенным гостям подносится каравай хлеба с солью.
Хлеб  основной  продукт  питания.  В  среднем,  в  зависимости  от 
местных  условий,  характера  работы,  возраста  каждый  человек  по­
требляет от 400  до  800  г хлеба  в  сутки.  Этот продукт  обладает уди-
30



вительными  свойствами  -   он  не  приедается,  хорошо  насыщает,  пи­
тателен, содержит все необходимые для питания человека вещества.
Только  ли  как  продукт  питания  дорог  нам  хлеб?  Нет.  Хлеб  -  
мерило  достатка,  символ  благополучия  и  мира.  Не  всегда  в  нашей 
стране  был  хлебный  достаток.  Мы  никогда  не  забудем  и  не  имеем 
права  забывать  хлеб  времен  революции  и  гражданской  войны,  ог­
ненный  хлеб  Великой  Отечественной,  блокадный  ленинградский 
паек.
У  войны  свой  хлеб.  Небогатый,  отмеренный  хлебной  карточ­
кой.  Хлеб  суровый,  но  еще  больше  необходимый,  чем  в  мирное 
время.
В  музее  истории  Санкт-Петербурга хранится  черствый,  потем­
невший  не  от  времени,  темный  с  самого  своего  появления  на  свет 
сухой ломоть хлеба.  Это  суточная  блокадная  норма на одного  чело­
века. «125  блокадных грамм с огнем и кровью пополам»...
История  блокадного  хлеба  связана  с  ленинградским  ученым 
Щербатенко.  Он разработал рецепт хлеба,  который включал:
50% ржаной муки,
15% целлюлозы,
10% солода,
25% соевой муки,  отрубей, обойной пыли.
Это  был  горький  блокадный хлеб -  грубый,  морщинистый.  Но 
это был хлеб,  и он спас многих ленинградцев от голодной смерти.
Я помню хлеб.
Он черен был и липок.
Ржаной муки был грубоват помол,

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб.
Он к щам годился постным 
Раскрошенный,  он  был  не  плох  с 
кваском,
Он  вяз  в  зубах,  приклеивался  к 
деснам,
Его мы отлепляли языком.
Он  кислым  был,  -  ведь  он  был  с 
отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами 
Я крошки поднимал после еды.
31



КОНСПЕКТ №  16.

ТЕМА:  Цена хлеба.

ЦЕЛЬ:  Конспект №  15.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Хлеб  привычно  стал  нашей  каждодневной  пищей.  Бытовое 
общение  с  ним заслонило его  великую  и  непреходящую  ценность,  и 
хлеб,  имеющий  многовековую  биографию,  просто  и  естественно 
сфокусирован  в сознании сиюминутной пользой.
Ценность  хлеба!  Прежде  всего  -  это  понятие  экономическое. 
Семена,  различные  машины  и  механизмы,  удобрения,  тока и  элева­
торы,  мельницы,  пекарни.  Да  разве  можно  все  перечислить,  что 
сконструировал,  организовал,  построил  и  продолжает строить  чело­
век  для  того,  чтобы  всегда  быть  с  хлебом.  Так  что  реальную  цену 
хлеб имеет немалую.
Но есть еще одно понятие его ценности.
Именно  хлебом,  отношением  к  нему,  умением  дорожить  им, 
делиться  в трудную  минуту  определяется  душевная  щедрость  чело­
вечества.
...Это  случилось  3  июля  1972  года.  Рязанский  комсомолец 
Анатолий  Мерзлов  вместе  с  друзьями  работал  на  пшеничном  поле. 
Это  была  его  вторая  жатва.  Анатолий  работал  в  своем  старом  трак­
торе.  От случайной  искры  вспыхнула солома.  Рядом  было  поле еще 
неубранной  пшеницы.  Пламя  могло  перекинуться  и  туда.  Анатолий 
Мерзлов бросился к своему трактору.  Сражаясь с огнем,  он погиб.
Пахнет хлеб...
Как сладко пахнет хлеб:
Любовью тружеников,
Радостью земной.

И солнышком,  и щедрою весною,

И нашим счастьем!
День труда окреп.
Душисто пахнет хлеб.
Давно  не  зная  нужды  в  хлебе,  все 
ли мы бережны с ним?
32



Да,  наша  Родина  -   великая  хлебная  держава.  Да,  неотразимы 
ее поля.  Уже столько лет и  в городах, и  в  селах не делим  мы хлеб по 
ломтикам.  Но всегда ли мы  почтительны  к хлебу?
Бережное отношение к хлебу -  обязанность каждого.
Не доел  кусочек.  Такая  малость -  подумаешь!  А  может,  и  в са­
мом деле подумаем?
Прикинем,  если  каждый  из  нас  за  год  выбросит такими  кусоч­
ками хотя бы по 2  кг хлеба, это уже полмиллиона тонн.
Если  каждый  школьник  ежедневно  выбрасывает  в  столовой 
кусочек хлеба  в  20  г, то  за год теряется  в  среднем  25  центнеров зер­
на, что примерно равно урожаю с гектара пшеницы.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом  клялись,
За хлеб умирали 
Не для того,
Чтоб в футбол им  играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что
В народе у нас говорится:
«Если ты хлеб  ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
И если мы не испытываем недостатка в хлебе, то это не значит, 
что такое положение на всей планете.
От голода или  болезней,  вызванных  постоянным  недоеданием, 
на  Земле  ежесуточно  умирают  тысячи  людей.  И  еще  около  полу- 
миллиарда  голодает,  с  трудом  до­
бывая себе пропитание.
Ты сыт и обут,
Ты растешь в тепле 
А сколько детей 
На Земле?
Не знаешь? Я знаю.