sotrud.ru 1

Мудрые притчи для детей и родителей


Притчи всех времён и народов всегда давали людям пищу для размышления о смысле жизни и о роли человека на земле.

Притчи бывают самые разные: духовные, бытовые, изотерические, но всех их объединяют два главных принципа: краткость и мудрость.
Именно эти принципы мы старались соблюдать в наших притчах для детей и родителей. Потому что дети и больше всего нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, сказочной и краткой форме.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей. Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой ясной форме научит детей думать, находить решения проблем, разовьет воображение и интуицию. Притчи заставят детей задуматься над своим поведением, и может даже посмеяться над своими ошибками.

Эти короткие рассказы помогут детям понять, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы и в жизни не делится все только на черное и белое, плохое и хорошее.

Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно прорастут в будущем и дадут свои всходы.

КОГДА ЛЮБАЯ ГАВАНЬ ХОРОША?


Богатый купец взял собой в путешествие сына. Отец хотел познакомить юношу со своим компаньоном в другой стране и показать ему мир. Во время путешествия они останавливались в самых дорогих гостиницах, и отец учил сына: «Всегда требуй, сынок, чтоб к тебе относились как к господину, и тебе будут давать лучшую комнату в гостинице, твоей лошади - лучшее стойло в конюшне, а твоему кораблю – лучшее место в гавани».

Отец и сын путешествовали в собственной кибитке, запряженной двумя лошадьми. Однажды их кибитка застряла в грязи в какой-то безлюдной местности. В довершении всего стемнело, и хлынул холодный ливень. Путники вынуждены были распрячь лошадей и верхом добираться до ближайшей деревушки. Гостиницы не было видно, и отец с сыном стали стучаться в разные дома. Хозяева, услышав незнакомый язык, что-то кричали в ответ и не открывали двери. Путники прошли всю деревню, и, наконец, дверь самой последней лачуги отворилась. Оборванная старушка жестом пригласила их войти. Юноша, увидев закопченные стены и потолок, попятился.


- Отец, мы не можем ночевать в такой грязной лачуге.

- В бурю - любая гавань хороша , сынок, - ответил купец и дал хозяйке медную монету.

Старушка прижала монетку к груди и засмеялась.

- Она так радуется, словно это не медная монета, а золотая, - усмехнулся сын.

- Как в бурю - любая гавань хороша , так и в бедности любая монета кажется золотой , - спокойно заметил отец.

~ * ~

НАСТОЯЩАЯ МАТЬ


Кто-то подбросил скулящего слепого щенка во двор. Кошка, у которой в это время в ящике были котята, перенесла щенка к своим детям и стала кормить его молоком.

Сын быстро перерос приемную маму, но по-прежнему слушался ее.

- Ты должен каждое утро вылизывать свою шерстку, - учила кошка щенка, и малыш старательно лизал себя языком.

Однажды во двор забежала большая овчарка. Она обнюхала щенка и добродушно проворчала:
- Привет, щенок. Мы с тобой одной породы.

Тут овчарка увидела кошку и со злобным лаем кинулась на нее. Кошка вспрыгнула на забор и зашипела в ответ.

- Давай, щенок, вместе прогоним эту кошку отсюда, - предложила овчарка.

В ответ щенок грозно зарычал:
- Сама уходи из нашего двора и не трогай мою маму.

- Ха-ха-ха, кошка не может быть мамой собаки. Твоей мамой должна быть такая же овчарка, как я, - засмеялась большая собака и убежала.

Щенок задумался, а кошка ласково промурлыкала ему:
- Кто кормит ребенка, тот для него и мать .

~ * ~

ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ ЖЕНИЛСЯ ?


- Милая мышка, выходите за меня замуж, - сказал однажды бравый мышонок серой мышке.

- Хорошо, - потупила глазки мышка, - но принесите мне в подарок что-нибудь сладкое.

Бравый жених подкрутил усы и заявил:
- Завтра я схожу на кухню и принесу для вас кусочек сахара. Он ужасно сладкий.

На следующий день мышонок пробрался сквозь дырку в полу на кухню и оказался под шкафом, но вылезти из-под шкафа он не посмел.


Вечером мышонок пришел к серой мышке и сказал:
- Дорогая мышка, я решил принести вам не сахар, а кусочек конфетки. Сахар просто сладкий, а конфетка сладкая и душистая.

- Никогда не пробовала конфеток, - вздохнула мышка.

Мышонок снова отправился на кухню, но снова побоялся вылезти из-под шкафа.

Он явился в гости к мышке без гостинца, но при этом хвастливо заявил:
- Я передумал, мышка, угощать вас сахаром или конфеткой. Я решил угостить вас халвой. Это самое прекрасное блюдо на свете: сладкое, сытное и масляное.

- Знаете, мышонок, я не хочу выходить за вас замуж, - вдруг сухо сказала мышка.

- Почему? – удивился мышонок.
- Потому что, сколько не говори "халва" - во рту сладко не станет.

~ * ~

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ПОСЫЛАЮТСЯ ИСПЫТАНИЯ ?


Аджит был зеленщиком, и его отец был зеленщиком и его дед был зеленщиком. Вся их семья кормилась тем, что выращивала зелень на продажу на небольшом огороде. Поэтому черное грозовое облако нанесло семье тяжелый удар. Оно уничтожило градом всю зелень. Три дня Аджит плакал на своем разоренном огороде и молил богов о помощи.

- Не горюй так, сынок, - уговаривал его старый отец. - Помни, что каждое темное облако серебром оторочено.

- В облаке, которое послали нам боги, был только град, - грустно ответил Аджит.

В этот момент показалась закутанная в покрывало женщина. Она протянула Аджиту мешочек с семенами и сказала: «Богиня плодородия просила меня передать тебе это».

Передав мешочек, женщина быстро ушла.

Взрыхлил юноша землю и посадил новые крупные семена. Он старательно поливал их каждый день, и вскоре появились широкие листья, а между ними - желтые цветы. Это были кабачки. Они принесли невиданный урожай, и Аджит заработал денег в два раза больше чем прежде.

- Я давно хотел жениться, но раньше у нас не было денег на свадьбу! – радовался юноша.

- Теперь ты видишь, сынок, что боги не зря послали нам черное облако, - заметил отец.


- Да, каждое темное облако серебром оторочено , - согласился сын.

~ * ~

ЛУЧШИЙ РАССКАЗ


«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли.

- Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

- Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник, - добавил второй.

- Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник, - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: « Говори не о том, что прочел, а о том, что понял ».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Дела всегда говорят громче, чем слова , - ответил учитель.

~ * ~

ЧТО В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ГЛАВНОЕ?


Большие королевские часы остановились. Король велел главному часовому мастеру как можно быстрее починить часы. Оказалось, что у часов лопнула серебряная пружина.

По образцу старой пружины тщательно изготовили новую. Но она никак не хотела вставать на место. Собрали опытных часовщиков со всей страны.

Одни говорили, что все дело в составе серебра, что рецепт изготовления старинного серебра утерян. Другие советовали сделать пружину менее упругой. Третьи предлагали вообще сделать не серебряную пружину, а стальную.


Долго обсуждали часовщики проблему. Один юноша подошел к разобранным часам и взял в руки новую пружину.

- Осторожнее, ты еще молод и недостаточно опытен, - воскликнул главный часовщик.

- Не по виду суди , а по делам гляди . Я уже несколько лет назад получил звание мастера, - ответил юноша.

Потом он вставил пружину в часы и ловко повернул ее. Щелк, и пружина легла на место. Юноша завел часы и они пошли. Все смотрели с изумлением, а кто-то сказал:
- Сотня советов не заменит пары опытных рук .

Слушай счастья стук


Плачут люди и вздыхают -
Счастья людям не хватает.
Только где его искать,
Лучше сесть и повздыхать. 

Тук-тук-тук, - стучит в окошко
Счастье светлою ладошкой,
Но никто не слышит стук –
Слишком громок плача звук.   
 

Если хочешь быть счастливым, будь им


- Горе мне, горе, - вздыхал человек, сидя на лавке, и слезы ручьем катились по его лицу.

-  Что ты все ноешь? - рассердилась жена. - Если хочешь быть счастливым, будь им.

- Как же мне быть счастливым, если счастье не приходит ко мне. Зато несчастья одним за другим сыплются на мою бедную голову.  Урожай не созрел, крыша прохудилась, забор сломался, ноги болят. Ох, горе мне, горе, - плакал человек.

Услышало Счастье эти стенания и пожалело беднягу. Решило оно заглянуть к нему в дом.

Постучало Счастье в окошко и проговорило: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

- Подожди плакать, посмотри, что-то сияет в нашем окошке, - остановила человека жена.

- Закрой шторы. Этот свет слепит меня и мешает горевать, - велел человек жене и снова зарыдал. Жена закрыла шторы, села рядом на скамейку и тоже заплакала.
Удивилось Счастье и улетело прочь.

 

Вопросы и задания


  • Почему счастье улетело прочь от человека?

  • Как вы думаете, счастье приходит к каждому человеку?

  • Почему одни люди всю жизнь чувствуют себя несчастными,
    а другие, наоборот, считают себя счастливыми?

  • Что такое  счастье? Придумайте сказочный рецепт счастья.

  • Расскажите о каком-либо счастливом событии в своей жизни.

  • Нарисуйте счастье из притчи в каком-либо образе.

  • Дети встают в  круг и по кругу передают цветок счастья. Каждый при этом  вспоминает о каком-либо счастливом событии в своей жизни.

 

Глаза друга – лучшее зеркало


Есть зеркало одно на свете,
В нем луч надежды ясно светит.
Оно не льстит и не соврет,
В нем понимание живет. 

Оно осудит, если надо,
И будет несказанно радо
Помочь, когда с удачей туго.
Оно блестит в глазах друга

Глаза друга


Тим шагал в школу по лесной тропинке и грустно думал:

«Почему я самый слабый?! Сегодня мне опять достанется от мальчишек».

- Смотри, куда идешь, - послышался возмущенный голосок.

Мальчик увидел гнома и вздрогнул.

- Извините, не знал, что в нашем лесу гномы водятся, - вежливо сказал Тим.

- И не узнал бы, потому что в волшебных шапочках мы невидимы.  Но один хулиган зашвырнул мою волшебную шапку вон на то дерево, - сердито проговорил гном.

- Я сейчас ее достану, - предложил Тим и мигом взобрался на дерево.

Получив свою шапочку, гном произнес:

- Рад, что не все мальчишки - хулиганы. За свою доброту проси, чего хочешь.

- Сделайте меня сильным? - спросил Тим.

- Хорошо, сегодня ты будешь сильнее всех, - проговорил гном и исчез, надев шапочку.

Тим обрадовался и побежал в школу.  Целый день он раздавал тумаки направо и налево. К вечеру все стали его бояться, а друг Джим грустно сказал:


- Ты стал сильный, но злой.

Тим отвернулся и побежал домой.

- Папа, я сегодня всех побил, - похвастался дома Том. Только Джим почему-то был грустный и не захотел со мной играть.

- Глаза друга – лучшее зеркало. Если они грустили, значит, ты сделал что-то не так, - задумчиво проговорил отец.

 

Вопросы и задания:


  • Почему Джим загрустил?

  • О чем бы вы попросили у гнома?

  • Нарисуйте глаза своего друга и расскажите, что вы в них видите.

  • Можете ли вы по глазам своей мамы догадаться, о чем она думает?

  • Расскажите, какими бывают глаза, например: тревожными, добрыми, грустными, веселыми т.д.  Используя эти эпитеты, напишите сочинение на тему: «Глаза моей мамы».

  • Дети делятся на пары. В сценке-диалоге дети должны посмотреть друг другу в глаза и рассказать обо всем хорошем, что они увидели.


 

Два начала жизни


Есть два начала в жизни этой,
Две ноты, два волшебных света,
Две лучезарные звезды,
Два сада дивной красоты. 

Две бесконечные планеты:
Дух женский, озаренный светом,
И благородный дух мужской.
Они крыла души одной. 

 

Два крыла


Посадил однажды ангел небесный в землю два семечка: одно семечко мужского духа, а другое – женского. Ангел семечки поливал, оберегал, и вскоре выросли из них два цветка.

Один - словно утренняя заря на нежном и гибком стебельке. Второй – словно грозовое небо на крепком и сильном стебле. Вместе росли цветы, вместе под ветром колыхались. Цветок женского духа чаще  всего смотрел на восток – зарю встречал, а цветок мужского духа любил смотреть на запад, закат провожал.

Когда цветки отцвели, вместо плодов у них выросло по крылышку. С изумлением смотрели цветы на свои крылья, не зная, что с ними делать. Но однажды на рассвете цветок женского духа затрепетал крылом и попытался оторваться от земли. Чуть-чуть приподнялся и тут же рухнул обратно. Обессиленный, склонил он крыло к земле. Прилетел ангел и принялся выхаживать поникший цветок.


- Не надо меня спасать, - прошептал цветок, - с одним крылом я не смогу летать.

- С одним не сможешь, но разве ты не видишь рядом второе крыло? – спросил небесный ангел. - Дух женский и дух мужской - два крыла одной птицы.

Цветок женского духа приподнял головку и взглянул на своего соседа. Тот заботливо обнял его и помог выпрямиться. Соединились два цветка, обнялись, взмахнули двумя крыльями и поднялись высоко в небеса.

 

Вопросы и задания:


  • Как вы думаете, чье крыло сильнее – женское или мужское?

  • Какие качества необходимы женщине и мужчине, чтобы крылья их душ не ломались?

  • Нарисуйте, как два цветочка взлетели.

  • Расспросите своих родителей, как они встретились. Нарисуйте их любовь в образе крылатого цветка.

  • Нарисуйте ангела любви, летающего над землей с дарами любви. Расскажите, что это за дары и для кого они предназначены.