sotrud.ru 1 2 ... 7 8

КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Центр внешкольной работы г. Таганрог








Методические рекомендации

педагогам-организаторам детских оздоровительных центров

Ростов-на-Дону - Таганрог - 2001 -



Составители сборника:
Резванов А. А. Поймонова 3. И. Поляниченко Е. Б.

Янченко Т. В. Резник Т. И.

Ишханян Г. Р. Пальчун В. В.

председатель комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области заместитель председателя комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области главный специалист комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области директор Центра внешкольной работы г. Таганрога заведующая отделом детского движения ЦБР педагог-организатор ЦБР педагог дополнительного образования ЦБР


Рисунки:

Томашова Наталья, студентка III курса факультета социальной педагогики Таганрогского педагогического инаитута


Ответственный за выпуск:

Поляниченко Е. Б.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Права и обязанности педагога-организатора оздоровительного центра (лагеря) .................

Методика работы с детьми и подростками в условиях оздоровительного центра

Структура лагерной смены ................................................ 13

Методика организации планирования

работы на смену................................................................. 21


Методика подготовки и проведения огоньков ................ 25

Цветопись настроения ....................................................... 29

Давайте познакомимся...................................................... 30

Формы отрядных дел (в копилку педагогу-организатору)

Что взять с собой отрядному вожатому ............................ 34

Здравствуйте, будем знакомы! (игры,

КТД организационного периода, кричалки) .............................. 36

Что делать, если на улице дождь (игры, КТД во время плохой погоды) ........................................ 47

Чем занять детей во время поездки в автобусе ................ 50

КТД "Шоколадная лихорадка" .......................................... 51

КТД "Морское путешествие в страну Именинию"............. 52

КТД "Забавы богатырские"................................................ 55

КТДТиннес-шоу" .............................................................. 60

КТД "Мисс... или Сударыня-Барыня" ................................ 63

КТД "Сказочный калейдоскоп".......................................... 66

Песни .................................................................................. 70

Приложение

(визитки, отрядные уголки, награды) ............................................ 78

Список литературы............................................................... ............ 85

Введение

“... Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь. ...Ты всегда в ответе за всех, кого приручил...” Антуан де Сент-Экзюпери

Детский оздоровительный центр - это отдых подростка, сво­бодное общение со сверстниками, а также развитие способнос­тей, интересов детей и подростков.

Главная задача оздоровительных центров - это, прежде все­го, организация отдыха детей. Обстановка в них существенно от­личается от домашней, что является ключевым фактором в оп­ределении программы и целей оздоровительного лагеря. Дру­гая важная особенность жизни в центре - возможность постоян­ного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам соци­альной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотно­шений, располагает к раскрытию способностей детей, проявле­нию инициативы, способствует приобщению к духовности, ус­воению принципа безопасного и здорового образа жизни. Та­кие возможности редко где можно найти. Задача педагогов в дет­ском лагере - реализация этих возможностей.


Решение задач организации жизни детей в оздоровительном центре регламентируют “Конвенция о правах ребенка” (1989г.), “Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей” (1990г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют ос­нову концепции летнего отдыха детей и подростков.

Каковы положительные тенденции современного развития сети центров для летнего детского отдыха? Это отказ от ненуж­ного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети про­фильных детских центров; установление связей между образо­вательной деятельностью школы, учреждений дополнительно­го образования и летних детских центров; гуманизация деятель-










ности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворе­ния интересов и творческих потребностей детей и подростков.

Назовем основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности:

1. Возрастные, половые особенности детей.

2. Потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей.

3. Уровень воспитанности, условия проживания, индивиду­альные особенности развития.

4. Нарастание приоритетов личных интересов перед обще­ственными. Содержанием работы в любом детском оздорови­тельном учреждении должен быть отдыхдетей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма, накопившегося за учебный год.

Предлагаем вниманию читателей методические реко­мендации для организаторов летнего отдыха детей и под­ростков. Используя материалы сборника, необходимо учи­тывать возможности собственного лагеря, коллектива и ус­ловий его жизни, своеобразие и неповторимость педагоги­ческой ситуации.




ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ педагога-организатора оздоро­вительного центра (лагеря)

Должностные инструкции отрядного вожатого

I. Общие положения

1. К вожатской работе допускаются лица:

- достигшие 18-летнего возраста;

- как правило, имеющие высшее или среднее специальное образование, или студенты педагогических вузов; -

успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

2. Вожатый осуществляет педагогическую деятельность во вверенном ему отряде.

3. В своей работе вожатый подчиняется директору центра, его заместителям, старшему вожатому.

4. Рабочий день вожатого - ненормированный,

II. Компетенция и обязанности вожатого

1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиеничес-ких норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных ком­натах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на терри­тории центра.

2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дис­циплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

3. Организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

4. Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, об­ращает внимание на культуру поведения за столом.

5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории центра.

6. Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.







7. Выводит детей на море систематически в установленном режимом порядке и в полном составе. Дети с простудными и другими заболеваниями остаются под присмотром медицинских работников центра и/или подменных вожатых.


8. Во избежание тепловых и солнечных ударов выводит де­тей на море строго в головных уборах, в легкой верхней одежде.

9. Купание на море производит строго в установленном ре­жиме (по 10 человек - один заход в море из каждого отряда в сопровождении вожатого), заводит и выводит детей по установ­ленному сигналу.

10. На пляже следит за тем, чтобы дети во время купания на море не покидали отрядные места, не собирали отходы, не зани­мались “попрошайничеством”; занимает детей играми в отряде.

11. При выходе на море и возвращении с моря пересчитыва­ет детей, отмечает у дежурных время выхода на море и возвра­щения в центр отрядов с указанием количества человек.

12. Объясняет детям, что на территории центра имеются ядо­витые ягоды и травы, проводит беседы о возможных последстви­ях соприкосновения этой растительности с человеческим орга­низмом.

13. В соответствии с общим составляет отрядный план рабо­ты, согласованный со старшим вожатым и утверждаемый пед­советом, и отчитывается о его выполнении.

III. Ответственность вожатого

1. Вожатый несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность детей. Во время работы круж­ков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на круж­ководов и других ответственных лиц.

2. Вожатый несет материальную ответственность за сохран­ность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов центра, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивно­го и иного инвентаря.

3. Вожатому запрещается:

- оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ноч­ное время;

- самому или с детьми покидать территорию центра без раз­решения директора лагеря или старшего вожатого;

/N —


- допускать присутствие на территории центра посторонних лиц без разрешения директора центра;

- употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;

- применять к детям методы воздействия, не соответствую­щие действующему законодательству РФ, международным кон­венциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);

- пропускать без уважительной причины планерки, заседа­ния педсовета, иные установленные распоряжением админист­рации собрания педагогических работников.

Инструкция по общим мерам безопасности

Каждый работник оздоровительного центра обязан:

> в случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности;

> ликвидировать источники травматизма, устранять нару­шения санитарного состояния, пожарной безопасности;

> не допускать нарушений правил техники безопасности;

> требовать от детей выполнения правил техники безопасности;

> контролировать правильность пользования утюгами и дру­гими электронагревательными приборами;

> не допускать ремонтировать и разбирать электронагрева­тельные приборы, выключатели, электрические щитки, телера­диоаппаратуру;

> не разрешать детям трогать какие-либо электрические про­вода, кабели, набрасывать на провода различные предметы;

> не разрешать детям стоять и сидеть на перилах и ограждениях;

> не допускать, чтобы дети заходили в подвалы корпусов, зданий, технических служб;

> ледить за тем, чтобы дети не заходили в места, где стоят указатели “кабель 10 кВ” (или другой указатель, в зависимости от особенности данного лагеря), “посторонним вход запрещен”, “опасно” и т.д.;

> не допускать контакта здоровых детей с больными. Хож-




дение посторонних лиц по территории детского оздоровитель­ного учреждения запрещается.

Рекомендации по профилак­тике детского травматизма

1. Организационный период.

> По прибытии детей к месту сбора для отправки в центр врач и медицинская сестра проводят осмотр кожных покровов детей, термометрию и проверяют медицинскую документацию.

> После распределения ребят по отрядам вожатый пол­ностью несет ответственность за жизнь и здоровье вверен­ных ему детей.

> При поездке в автобусе дети размещаются в соответствии с наличием посадочных мест. Окна левой стороны автобуса зак­рываются. При остановке автобуса первым выходит вожатый и, стоя у входа, направляет детей вправо от дороги; при посадке в автобус вожатый проверяет наличие детей, и только после этого водителю разрешается продолжить маршрут.

> Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогул­ки детей без сопровождения взрослых сотрудников центра кате­горически запрещается.

2. Проведение купания. До купания:

> врач проводит осмотр детей, определяет время пребыва­ния их в воде и получения солнечных ванн;

> инструктор по плаванию проверяет готовность пляжа и места купания, рассказывает детям о правилах поведения на воде, порядке купания, подаче сигналов. Не разрешается купа­ние натощак, вскоре после еды и физических упражнений.

Купание детей в реке, водоеме, море, бассейне проводит­ся в присутствии начальника центра или старшего вожатого, во­жатых отрядов, медицинского работника, инструкторов по физ­культуре и плаванию. На берегу должны находиться спасатель­ные средства и сумка первой медицинской помощи. .

> Вожатый заранее выявляет детей, не умеющих плавать.

> Разрешается пребывание в воде одновременно не более одной группы (10 детей). Один из вожатых находится у знаков ограждения в водоеме, другой наблюдает с берега за купающи­мися детьми.


> Перед входом в воду и при выходе из воды вожатый про­веряет наличие детей.

> Во время купания детей в душе, бане присутствие медра­ботника, вожатого отряда обязательно.

3. Проведение туристических походов и экскурсий.

Категорически запрещается движение отрядов по шоссе не­организованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.

Туристические походы и экскурсии отряда сопровождаются приказом начальника центра, разрешающим выход отряда за территорию центра.

4. Проведение спортивных мероприятий, игр.

> Во время отрядных спортивных тренировок, сборов и дру­гих мероприятий все дети должны находиться вместе с вожатым на участке или в помещении, где проводится данное мероприятие.

> Присутствие вожатого на утренней зарядке обязательно.

> Детские спортивные команды направляются на соревно­вания только в сопровождении вожатого (тренера).

> Вовремя массовых мероприятий (спартакиады, костры, фе­стивали.. .)сдетьми обязательно находятся начальник центра, стар­ший вожатый, вожатые отрядов, медицинские работники.

Категорически запрещается разжигать костры легковоспла­меняющимися средствами, устраивать фейерверки... и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара.

5. Пребывание детей в технических мастерских и на за­нятиях в кружках.

При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях и т.д. руководители несут персональную ответственность за обес­печение безопасности жизни и здоровья детей.

6. Период отъезда.

Готовые к отъезду дети располагаются в определенном мес­те и подходят к автобусу организованно, когда водитель разре­шил посадку. После посадки вожатый обязан проверить нали­чие детей и, убедившись что все дети на месте, а около автобуса никого нет, дать разрешение водителю трогаться с места.




следующая страница >>