sotrud.ru 1 2 3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа№7»

Конспект урока:

«Гигиена дыхания»

Учитель биологии-

Ковалева Галина Евгеньевна

г. Мичуринск

Тема урока: Гигиена дыхания.

Эпиграф: «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой». «Легко дышать – легко жить»

Цель: -использовать практико-ориентированный подхот в формировании познавательной активности на уроках

-углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания и на их основе вывести правила гигиены дыхания.

Задачи: - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;

- развить креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие вывод;

- формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.

-формировать умение использовать компьютерную технику в жизни.

Формирование общеобразовательных компетенций:

· развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

познакомить с гигиеной органов дыхания;

Формирование коммуникативных компетенций:

· формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;

· развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

· способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни;

· способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о вредном воздействии загрязненного воздуха и курения.

Личностная значимость изучаемого для школьника: Курящий человек живет в среднем на шесть лет меньше.


Методы обучения: Проблемный. Почему нарушается работа органов дыхания?

Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок/

Развитие умений учащихся: работать с дополнительной литературой, обсуждать проблему, использовать личный опыт и впечатления, обобщать и анализировать информацию.

Оборудование: компьютер , опорные конспекты, валеологические задания .

Ход урока

I. . Организационный.


  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Вступительные слова учителя.

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
-Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент?

В хорошем образовании? В престижной работе?

Карьере? Деньгах?

Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни...

Кто-то стоит краткосрочные планы...

Кто-то – планы на всю жизнь.. Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с архиважной потребностью...

Дышать...

Представляете себе, если бы вы не могли дышать 39 секунд...

Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха...

А через минуту вы и вовсе потеряли бы сознание...

Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будет не вернуть к жизни...

«Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий». Этими словами начинается литературное произведение о дыхании.


- Скажите, ребята, а зачем человек дышит?

Биологическое значение дыхания:

1.Обеспечение организма кислородом.

2.Удаление углекислого газа.

3.Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.

4.Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия, работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой работе потребление кислорода возрастает в 6 раз.

Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания, а как это сделать, мы сегодня и познакомимся на нашем уроке, а так же по ходу урока выведем правила гигиены дыхания, ведь тема урока «Гигиена дыхания».

(слайд 1)

Эпиграфом к нашему уроку, я выбрала слова : «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой». «Легко дышать – легко жить»

Помогут нам в изучении новой темы опорные конспекты, которые есть у каждого из вас.

II. Проверка качества усвоения ранее изученного материала.

1.Повторим, какие органы относятся к дыхательной системе человека

(слайд 2) На доске имеется схема строения дыхательной система, подобрать к рисунку подписи. И так дыхательная система состоит из воздухоносных путей и дыхательной части.

(слайд3)

3. Для выведения правил гигиены дыхания вспомним строение некоторых органов дыхания.

(слайд 4) Носовая полость. Слизистая оболочка носовой полости пронизана множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через нос. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку носовой полости.

Полость носа



Особенности строения

Функции

Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, имеющая слизистые железы. Есть обонятельные рецепторы.

Обоняние. Согревание (охлаждение) воздуха, его увлажнение. Задерживание пыли, уничтожение бактерий.

В какое время года длинный нос полезнее короткого?

Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб.

Какое первое правило гигиены дыхания можно записать? ( Дышать надо через нос)

(слайд 5) Гортань. Гортань расположена в передней части шеи. Она состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Важную роль играет особый хрящ – эластичный, гибкий надгортанник. Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки. Голосовые связки натянуты между хрящами. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. (слайд 6)Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.

При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении – сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низким голосом - складки более длинные и толстые, а с высоким – короткие и тонкие.
В образовании голоса участвуют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо с маленьким язычком, глотка.


Как образуется звук?
(слайд 7) Воздух -голосовая щель -колебания голосовых связок -звук

Какие правила можно сформулировать, зная строение гортани?

(Не разговаривай, когда ешь.

Недопустимо злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой)

Высота звука определяется формой и размерами гортани, связок. По звуковысотному признаку принято делить все голоса на несколько основных групп.

(слайд8)

Тип певческого голоса


№___ Сопрано - высокий женский голос



№ ___ Меццо-сопрано – средний женский голос


___ Контральто – низкий женский голос


№ ____ Тенор – высокий мужской голос



№ ____ Баритон - средний мужской голос

№ ____ Бас - низкий мужской голос






Сейчас мы прослушаем аудиозапись певческих голосов, попробуйте определить тип певческого голоса. Записать номера ответов в таблицу.

Тип певческого голоса

1 Тенор – высокий мужской голос (Сергей Лемешев)


№ 2 Сопрано - высокий женский голос (Татьяна Шмыга)


3 Баритон - средний мужской голос (Муслим Магомаев)

№ 4 Меццо-сопрано – средний женский голос (Елена Образцова)

№ 5 Бас - низкий мужской голос (Борис Штоколов)



(Слайд 9-13)

Развить голос и придать тембру нужные тебе оттенки помогут проверенные нами упражнения. (валеологический самоанализ)

(слайд14)Гортань переходит в трахею. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие. Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием, который, удаляет из органов дыхания пыль и другие инородные частицы. Слабое раздражение слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов вызывает кашель. В легких бронхи разветвляются. Концы мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков – альвеол.


Какое правило можно сформулировать? (При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком)

- А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

"Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри" (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Сообщение уч-ся.

Действительно, как утверждают историки, табак завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания - от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте).

Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.

Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960-х годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Хочу привести высказывания некоторых выдающихся людей.

Писатель А. Дюма: "я отложил свою сигарету и поклялся. Что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь".

Л. Толстой, бросив курить, сказал: "Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голов".

(слайд15)По результатам опроса в нашей школе: 1. Пробовали курить - 49% из опрошенных 2. Курят – 36 %.

(слайд16) . В настоящее время наука располагает доказательствами того, что табак содержит губительные для организма вещества. Их около 400.

Сообщение уч-ся.

Никотин является естественным компонентом табачных растений - это наркотик и сильный яд. Он легко проникает в кровь, накапливается в самых жизненно важных органах, приводя к нарушению их функций.

Смола – это все то, что содержится в табачном дыме, за исключением газов, никотина и воды. Каждая частичка состоит из многих органических и неорганических веществ, среди которых присутствует множество летучих и полу-летучих соединений. Дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля. При охлаждении он конденсируется и образует смолу, которая оседает в дыхательных путях. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания легких. Они также снижают эффективность иммунной системы. 

Угарный газ – это газ без цвета и запаха, присутствующий в высокой концентрации в сигаретном дыме. Его способность соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем у кислорода. В связи с этим повышенный уровень оксида углерода в легких и крови у курильщика уменьшает способность крови переносить кислород, что сказывается на функционировании всех тканей организма. Мозг и мышцы (включая сердечную) не могут действовать в полную силу без достаточного поступления кислорода. Сердце и легкие должны работать с большей нагрузкой для того, чтобы компенсировать снижение поступления кислорода в организм. Угарный газ также повреждает стенки артерий и увеличивает риск сужения коронарных сосудов, что может привести к сердечным приступам. 


Цианистый водород или синильная кислота оказывает прямое пагубное воздействие на природный очистительный механизм легких через влияние на реснички бронхиального дерева. Повреждение этой очищающей системы может привести к накоплению токсичных веществ в легких, увеличивая вероятность развития болезни

- Курение приводит к заболеваниям – это рак легких, бронхит и другие. Курение опасно не только для того, кто курит, но особенно для некурящих людей. Поэтому стоять рядом с теми, кто курит не нужно, необходимо вести посильную борьбу с курильщиками.
Вывод: Каждый вправе делать свой выбор, но прежде, чем его делать, подумайте хорошо, для чего это нужно вашему организму.

(слайд 17)Так выглядят легкие курильщика. Как будут выглядеть твои органы решать тебе. Я призываю – любите себя,

Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

Сделайте вывод сами немедля –

Курить человеку опасно и вредно!

Важным для дыхания является и чистота воздуху, которым мы дышим.

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.

Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. При помощи ультрамикроскопа подсчитали количество пылинок в воздухе. В 1 см? городского воздуха много сотен тысяч пылинок. В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км? оседает до 1500 т пыли. Особенно вредна производственная пыль.


Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм.

Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту.

(слайд18) Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов.

Учениками проводилось микробиологическое исследование, сейчас они вам расскажут о результатах своей работы

Сообщения уч-ся

Нами проводилось исследование, цель которого была определить количество микробов в классной комнате до уроков, после первой смены и как различные температуры, а также другие абиотические факторы влияют на рост и развитие бактерий.

(слайд19)Нами было подсчитано, что в 1 м? воздуха школьного класса до начала занятий 2600 микробов, а к концу занятий первой смены достигает 13500!

Из одной бактерии при температуре +30?С через каждые 30 минут образуются две, при температуре + 20?С их деление замедляется в 2 раза, а при температуре + 10?С – в 20 раз. Прекращаются размножаться микробы при +3, +4?С. В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.

Какие правила гигиены мы можем еще записать?

( Влажная уборка в помещение.)

Отказ от курения. Проветривание помещения)

Итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.

Наши ребята посетили Гор. больницу и получили интересную информацию.

Они познакомят вас с ней.

Мы побывали в Центральной городской больнице и побеседовали с врачом приемного отделения. Цель нашей беседы – Узнать с какими заболеваниями поступают больные в больницу .Результаты за три года.


(слайд20)

Диаграмма 1 Структура наиболее часто встречающейся патологии у пациентов.


Из диаграммы видно , что наибольшее число поступивших больных приходится на заболевания органов кровообращения, которые растут с каждым годом. Заболевания органов дыхания стоят на втором месте. На третьем – заболевания органов пищеварения.Это зависит от экологических, экономических и социальных условий, в которых мы живем. Люди все больше подвергаются нервно-психическим напряжениям, стрессам. Неумеренное, нерациональное питание, вредные привычки: курение и алкоголь наносят свой удар по здоровью.

(слайд21)

Таблица 1 Заболевания органов дыхания




2009

2010

2011

ОРВИ

-поступили в МГБ



212



185



230



Хронический бронхит

-поступили в МГБ



120

117



110





Астматический статус

-поступили


55


58


52

.Из таблицы мы видим , что самые распространенные заболевания органов дыхания это острые респираторные заболевания ( ОРВИ), Хронический бронхит и асматические заболевания.


(слайд22)

Таблица 2 Больничная летальность за 2009-2011 г.


Причина

2009

2010

2011

Пневмония

8

9

11

Отравление

10

9

12

Цирроз печени

8

7

9

ХОБЛ

7

8

10

Инфаркт миокарда

10

10

12

ХСН

12

11

14

Инсульт

15

17

18



следующая страница >>