sotrud.ru 1 2 ... 15 16

А Н Т Р О П О Л О Г И Ч Е С К И Й   ФОРУМ   №1
324

Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской
мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.:
Индрик, 2003. 528 с. («Традиционная
духовная культура славян. Современные
исследования»)
ДОРОГА БЕЗ ОБОЧИН
Выпущенная в прошедшем году издатель-
ством «Индрик» монография известного пе-
тербургского этнографа Татьяны Борисовны
Щепанской, как и следует из названия, по-
священа феномену дороги в традиционной
культуре.
Надо сказать, что «культура дороги» пони-
мается исследовательницей предельно ши-
роко. В это понятие включаются все пред-
меты материального быта, вербальные
тексты, обрядовые действия, социальные со-
стояния, отношения и статусы человека,
различные типы социальных групп и сооб-
ществ, фольклорные сюжеты, персонажи,
верованья и приметы, природные и антро-
погенные сакральные объекты, религиозные
практики, этические нормы и правила, обы-
чаи — одним словом, все так или иначе свя-
занное с состоянием перемещения, подвиж-
ности человека, с представлением о пути и
путнике. С таким разлетом границ пред-
ставленного феномена — по словам автора,
«отдельной и специальной сферы народной
традиции
» — связано огромное количество
и впечатляющее разнообразие сведений и


325
Р
Е
Ц
Е
Н
З
И
И
текстов, на которые опирается исследование. Это и широкий
фольклорный материал (от пословиц до былин), и ритуальные
сценарии (рассматриваются обряды проводов рекрутов, пере-
хода на новое место, элементы свадебного обряда, святочное
ряженье и гадания и мн. др.), и предметы материальной куль-
вв. М.: Индрик, 2003.
туры (дорожное снаряжение, транспортные средства), и исто-
рико-географические сведения, и статистические данные, и

дорожные рассказы, и частные воспоминания о путешествиях.

В результате у читателя возникает ощущение, что у него на
глазах выстраивается особый культурный универсум, своего
рода «дорожная вселенная», где каждый элемент находит свое
место в системе. По-видимому, таково и намерение автора.
В книгу о дороге вошли как новые исследовательские разработ-
ки Т.Б. Щепанской, так и прежние, уже хорошо известные спе-
циалистам по публикациям: анализ дорожной символики в мо-
лодежной субкультуре конца 1980-х гг., идея «кризисной сети»
(система сакральных локусов как коммуникативная сеть пере-
дачи кризисной информации), исследование феномена «испу-
га»
 (концептуализация в народной культуре страха как средства
социальной регуляции), изучение социально-мифологическо-
го статуса странника как «знающего» в традиционной культуре,
интерпретация «пронимальной символики» (репродуктивная
Щепанская. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX
семантика предметов с отверстиями, углублениями и проема-
ми) — и некоторые другие. Наверное, в рамках рецензии нет
необходимости пересказывать сложный и разветвленный иссле-
довательский сюжет большой монографии. Но нужно сказать,
что внутреннее единство работы, при таком объеме и разнооб-
разии рассматриваемых феноменов и множественности «побоч-
ных линий» исследования, обеспечивается прежде всего выдер-
жанностью определенной методологической установки: «Знаковые
элементы культуры дороги, — г
оворится во введении, — мы рас-
 Михаил Лурье. Рецензия на книгу: Т.Б.
сматриваем как средства программирования социальных взаимо-
действий и норм, т.е. систему их культурных кодов
» (С. 10). По
мнению исследовательницы, дорога и все, что с ней связано,
«вытесняется за рамки общепринятого мифа — самоописания осед-
лой культуры как нечто ей не принадлежащее
» (С. 33–34) и не

включается в знаковую картину мира, но одновременно состав-

ляет равновеликую альтернативную систему. В рамках этой сис-
темы действуют свои особые приоритеты, представления и за-
коны, которые лишь на словах «не писаны» дорожному человеку,
а на самом деле просто хранятся за семью печатями культурной
памяти традиции и подспудно актуализируются лишь тогда,
когда человек выходит за околицу родного селения — а вместе с
тем и за семиотическую околицу сферы «домашней» культуры —
и пускается в путь. Причем символическая дорога, как показы-
вает автор, всегда начинается задолго до физического отбытия –
с проводов и сборов, а заканчивается далеко не сразу по возвра-
щении, а лишь после ритуального выхода из статуса путника.
Этой схеме соответствует трехчастная композиция монографии



следующая страница >>