sotrud.ru 1 2 ... 16 17

 

 
 
 
 
 
 

Литература  как средство развития творческих 
способностей учащихся через чувственное постижение 
литературных произведений и воспитания 
высоконравственной личности. 
(Система работы учителя русского языка и литературы) 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовлено 
учителем литературы  
МОУ «Новомичуринская средняя 
общеобразовательная школа №3» 
Слюдеевой Еленой Викторовной 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


                                                     Содержание. 
 
 
 

    1. Формирование нравственности – важнейшая задача школы
 

2. 
Вечное остается вечным. 
 
3. 
От разговора на уроке – к размышлениям  в тетради… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        
 
 
 
 
 
 
 

 


 Истинный показатель цивилизации- 
                       не уровень богатств и образования, 
                      не величина городов, не обилие урожаев, 
                     а облик  человека, воспитанного страной. 
Р. Эмерсон. 
 

Нет лучше дела, как образовать прекрасного человека. 
Н. В. Гоголь. 
                            II. Технология опыта 
 
1.  Формирование нравственности – важнейшая задача школы. 
   Ориентацией  на  нравственное  и  эмоциональное  воспитание  личности,  в 

процессе  которого  осуществляется  необходимое  обучение,  отличается  система 

Е.Н.Ильина.  (Селевко  Г.К.  Современные  образовательные  технологии.)  Каждое 
художественное  произведение,  изучение  которого  входит  в  программу  школьного 
курса  литературы,  содержит  множество  нравственных  проблем,  которые  так  или 
иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель ставит 
так, чтобы: 
  а)  вопрос  был  для  современных  учащихся  жгучим,  злободневным,  личностно 
значимым; 
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам 
данного класса или даже к конкретному ученику; 
в)  ответ  на  него,  разрешение  проблемы,  содержащейся  в  вопросе,  требовали 
тщательного  изучения  произведения,  учебника  и  дополнительной  литературы, 
ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора. 
  В  обучении  предмету  формула  развития  выглядит  так:  от  опыта  личности  –  к 
анализу художественного произведения и от него - к книге. 
  Способ  введения  ученика  в  структуру  материала  через  “деталь”  –  “вопрос”  – 
“проблему”  универсален  и  может  быть  использован  всеми  учителями  для  создания 
проблемных  ситуаций.  Ответ  на  поставленные  проблемы  организуется  в  форме 
коллективного  поиска,  раскрепощенного  суждения,  дискуссии,  организуемых  и 
инициируемых учителем. 
  Урок литературы – это: 
-  человекоформирующий  процесс;  урок  –  общение,  а  не  просто  работа,  это 
искусство
, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; 
-  своеобразный  одноактный  спектакль с  несколькими  явлениями,  сотворчество 
двух моралистов – писателя и учителя; 
- не аргументы и факты, а открытия;
 
совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном 
равенстве и межличностном общении.  

 Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а 
другую,  как  правило более  реальную  –  соседка  по квартире,  друзья  по двору,  иногда 
собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы. 
 



следующая страница >>