sotrud.ru 1 2 ... 21 22


МАГИЯ ВЫСШЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРАЙМ

ЕВРОЗНАК

«Прочитав эту книгу, вы не только получите удовольствие, но и сэкономите много времени на чтении других изданий из этой области, приобретя гораздо больше, чем могли предположить».

А. А. Плигин, научный руководитель «Центра НЛП в образовании»,

кандидат педагогических наук,

тренер НЛП международной категории,

главный редактор «Вестника НЛП»

Robert Dilts

From Coach to Awakener

Meta Publications, Inc.

P.O. Box 1910,

Capitola,CA95010

Роберт Дилтс

Коучинг с помощью НЛП


Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК»

Москва

«ОЛМА-ПРЕСС»

2004

ББК 88.4 УДК 159.98:336 Д46

Права на перевод получены издательством «прайм-ЕВРОЗНАК» соглашением с Robert В: Dilts и Meta Publications, Inc. P. 0. Box 1910, Capitola, CA 95010

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть

воспроизведена в какой бы то ни было форме

без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Дилтс Р.

Д46 Коучинг с помощью НЛП. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с. (Проект «Магия высшей практической психологии»). ISBN 5-93878-138-8

«Коучинг с помощью НЛП» — новая книга одного из основателей нейро-лингви-стического программирования, гения коммуникации, великого организатора науки Роберта Дилтса. Это учебное пособие для коучей, консультантов, тренеров, психотерапевтов и менеджеров обеспечит вас набором специальных инструмен-" тов, которые позволят вашим клиентам действовать продуктивно, максимально реализуя свои способности. На основе материалов книги неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и его конкретные техники, а искушенный НЛП-специалист — уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного роста. Методы коучинга помогут вам развивать новые стратегии мышления и действий, ставить перед собой цели, решать задачи и осуществлять изменения в любой области жизнедеятельности, достигать желаемого состояния и активизации необходимых для этого ресурсов.


Роберт Дилтс КОУЧИНГ С ПОМОЩЬЮ НЛП

Перевод с английского: С. Комаров

Литературный редактор: В. Акулова, А. Бродоцкая

Научный редактор: С. Комаров

Компьютерная верстка: Ю. Нагаева

Подписано в печать 12.02.2004. Формат 70x108'/,,.. Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,4. Тираж 5000

f Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.....9

ПОСВЯЩЕНИЕ................................................ 14

Благодарности................................................................................14

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................... 15

ВВЕДЕНИЕ....................................................... 17

НЛП и коучинг...............................................................................20

Уровни научения и изменений

для отдельных людей и групп....................................................21

Уровни поддержки научения и изменения —

руководство по коучингу с большой буквы..........................24

ГЛАВА 1. ОПЕКА И РУКОВОДСТВО..............30

Опека и руководство.....................................................................31

Инструментарий опекуна: «Психогеография»....................35

Инструментарий опекуна: «ангел-хранитель»....................40

Инструментарий руководителя: отображение,

метафора и интервизия................................................................ 41

Инструментарий руководителя: отображение себя

и каузальные петли.......................................................................45

Резюме...............................................................................................50

ГЛАВА 2. КОУЧИНГ........................................51


Коучинг.............................................................................................52

Инструментарий коучинга: постановка целей.....................53

Инструментарий коучинга: хорошо

сформулированные цели.............................................................58

Притча о дельфине........................................................................61

Инструментарий коучинга: обратная связь

и развитие способностей.............................................................68

Инструментарий коучинга: сравнительный анализ

и «перекрестное картирование»...............................................69

Инструментарий коучинга: якорение.....................................72

Резюме...............................................................................................73

ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ......................................75

Обучение...........................................................................................76

Репрезентативные каналы..........................................................79

Инструментарий обучения:

вопросы для оценки стиля научения.......................................81

Инструментарий обучения: визуализация успеха

и «ментальное повторение»........................................................85

Инструментарий обучения: управление состояниями.....86

Моделирование способностей...................................................89

Инструментарий обучения: вопросы

для моделирования Т.О.Т.Е........................................................91

Инструментарий обучения: перекрестное картирование

эффективных Т.О.Т.Е...................................................................92

Инструментарий обучения: совместное научение.............94


Инструментарий обучения: сосредоточение

на обратной связи вместо «неудачи»......................................94

Основные позиции восприятия

в коммуникации и взаимоотношениях...................................96

Инструментарий обучения: построение взгляда

из «второй позиции».....................................................................99

Инструментарий обучения: метакартирование.................101

Инструментарий обучения: имажинерия...............'.............104

Резюме.............................................................................................ПО

ГЛАВА 4. МЕНТОРСТВО................................112

Менторство....................................................................................114

Ролевое моделирование.............................................................119

Инструментарий менторства: установление

«внутренних менторов».............................................................120

Инструментарий менторства: проверка ценностей.........121

Выравнивание ценностей с видением и действиями.......124

Инструментарий менторства:

выравнивание для изменения..................................................125

Инструментарий менторства: воплощение ценностей

в действия............................................................v.........................126

Инструментарий менторства: планирование ценностей.... 127 Инструментарий менторства:

установление упражнений........................................................127

Системы убеждений и изменение..........................................129

Инструментарий менторства: оценка убеждений.............131

Инструментарий менторства: использование внутренних менторов для укрепления уверенности

в себе и усиления убеждений...................................................134


Инструментарий менторства: фрейм «как если бы».......135

Рефрейминг...................................................................................136

Инструментарий менторства: применение

однословного рефрейминга......................................................140

Инструментарий менторства: «наведение мостов»

между ценностями.......................................................................141

Рефрейминг критиков и критики...........................................142

Инструментарий менторства: как помочь критикам

быть советчиками........................................................................145

Резюме.............................................................................................146

ГЛАВА 5. СПОНСОРСТВО.............................148

Спонсорство..................................................................................149

Пример спонсорства...................................................................156

Навыки спонсорства...................................................................158

Инструментарий спонсорства: обнаружение

«источника» ваших ресурсов...................................................161

Инструментарий спонсорства: активное

сосредоточение..................................................;..........................165

Инструментарий спонсорства: слушание............................165

Инструментарий спонсорства: упражнение

«я вижу» и «я ощущаю»............................................................167

Путешествие героя......................................................................168

Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя ... 170 Инструментарий спонсорства:

начало путешествия героя........................................................171


Архетипические энергии...........................................................173

Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство

архетипических энергий............................................................174

Инструментарий спонсорства: правильное называние .... 174 Инструментарий спонсорства:

спонсирование потенциала.......................................................176

Инструментарий спонсорства:

формат спонсорства группы....................................................178

Инструментарий спонсорства: возвращение

утраченных спонсоров...............................................................180

Резюме.............................................................................................182

ГЛАВА 6. ПРОБУЖДЕНИЕ............................185

Пробуждение.................................................................................186

Не-знанйе.......................................................................................189

Состояние «аптайм»...................................................................191

Инструментарий пробуждающего: создание якоря

для состояния «аптайм»............................................................192

Получение доступа к подсознанию.......................................193

Инструментарий пробуждающего: активное мечтание.... 195 Инструментарий пробуждающего: пробуждение

к свободе.........................................................................................197

Двойные связи..............................................................................199

Инструментарий пробуждающего:

выход из двойных связей..........................................................201

Инструментарий пробуждающего: создание

позитивной двойной связи.......................................................203


Уровни научения и изменения по Бейтсону.......................205

Стратегии выживания................................................................211

Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней

научения Бейтсона......................................................................212

Резюме.............................................................................................214

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................217

Выравнивание пути от опекуна к пробуждающему.........218

Процесс выравнивания коуча с большой буквы...............219

ПОСЛЕСЛОВИЕ..............................................225

ПРИЛОЖЕНИЕ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ..............................227

Логические уровни научения и изменения.........................228

Немного истории.........................................................................228

Истоки модели Бейтсона..........................................................230

Приложение к процессу научения.........................................232

Развитие теории «Нейро-логических уровней»...............236

Нейро-логические уровни и нервная система...................242

ОБ АВТОРЕ.....................................................248

ЛИТЕРАТУРА .1

250

Предисловие к русскому изданию

Особенно приятно и почетно писать предисловие к книге Роберта Дилтса, потому что он относится к людям, оказавшим особое влияние на мое становление как тренера, исследователя и руководителя «Центра НЛП в образовании». Жизненный и профессиональный путь Роберта является для меня постоянным источником вдохновения, побуждающим к новым разработкам и изучению малоисследованных аспектов самой молодой и многообещающей самостоятельной области знания — нейро-лингвистического программирования.


Мое знакомство с Робертом Дилтсом началось еще задолго до личной встречи: с чтения в оригинале таких бестселлеров НЛП, как «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Стратегии гениев», «Фокусы языка», «НЛП: навыки эффективного лидерства». Все они, включая данную книгу, отличаются тем, что являются собственными разработками автора, продуктом моделирования мышления и поведения успешных людей. Будучи учеником основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, Роберт, в отличие от многих тренеров тех лет, проникся этой областью еще в годы ее создания и пошел значительно дальше простого использования знаний и проведения стандартных сертификационных программ. Благодаря своему любопытству, колоссальной работоспособности, таланту и владению инструментами НЛП, он стал соавтором нейро-лингвистического программирования и создателем большинства таких фундаментальных тем НЛП, как «Логические уровни», модели S.C.O.R.E. и S.O.A.R., благодаря которым появился целостный взгляд на НЛП. Смело можно сказать, что его разработки сделали НЛП системным. Кстати, их совместный с Джудит Делозье внушительный труд в двух томах, каждый из которых составляет примерно полторы тысячи страниц, так и называется — «Эн-

циклопедия системного НЛП и Нового кода». Из-под пера Роберта Дилтса вышло в свет более сорока книг по НЛП! Качество, широта и объем его трудов впечатляют! Однако после личной встречи на конференции лидеров НЛП из различных стран мира в Санта-Крусе меня поразили не столько его профессиональные достижения, которые об-щепризнаны, сколько цельность и масштаб его личности: Роберт обладает удивительной простотой в общении, отзывчивостью, конгруэнтностью и харизмой!

Захватывает дух от осознания того, что он «сделал себя сам». Именно поэтому у многих людей, занимающихся НЛП, возникает желание моделировать Роберта, что объясняет, на мой взгляд, его притягательность как наиболее яркого лидера мирового сообщества НЛП, вокруг которого сплотились популярные тренеры и широко известные специалисты из США и других стран. Помимо организации, уникального содержания, тренерской работы в паре с Джудит Делозье на ассамблее «Миллениум», в котором принимала участие делегация нашего Центра, меня удивило трепетное и заботливое отношение к Роберту его партнеров по лидерству в сообществе НЛП. В результате общения с Дилтсом во время его семинара в Москве, который я организовал, сформировалось следующее убеждение: он является уникальной и конгруэнтной моделью воплощения ценностей и инструментов НЛП.


Когда я знакомлюсь с подобными работами, меня как мастера НЛП особенно интересует моделирование стиля и стратегий мышления, лежащих в основе книги и зеркально отраженных в ее тексте. Именно так, я полагаю, можно многомерно учиться в процессе чтения. Проанализировав «Коучинг с помощью НЛП», я заметил следующие отличительные черты стиля автора:

• Характерна четкая и ясная структура изложения.

• Каждую главу предваряет краткое изложение ключевых позиций.

• Книга начинается со строгого определения центрального понятия.

• Часто используются этимологические корни понятия для возврата к изначальному смыслу.

• Приводятся ссылки на наиболее признанные разработки и авторитетные позиции.

• Выделяется ключевой вопрос.

• Проводится сравнительный анализ.

• Излагается точка зрения автора.

• Используется ключевая метафора для иллюстрации наиболее важных аспектов.

• Подбираются примеры использования идей автора на практике.

• Выделяется стратегия реализации предлагаемой идеи, часто выраженной в описании шагов конкретной техники.

• В заключении главы обязательно присутствует резюме для создания целостного взгляда и якорения содержания.

Таким образом, складывается впечатление, что Роберт, разрабатывая собственное ноу-хау, реализует следующую стратегию: сначала обращается к наиболее авторитетным источникам для создания панорамного взгляда, затем выделяет ключевые понятия, проверяет их толкование, сверяет все найденное с имеющимся опытом, потом выделяет согласованные и отличительные позиции, подбирает известные инструменты НЛП (в случае их отсутствия моделирует новые технологии). На следующем этапе проводит практическую работу в виде апробации семинаров, организации консультирования и коучинга и на завершающей стадии обобщает полученный опыт, создавая четкую структуру описания разработки. Кстати, во время моего общения с Робертом Дилтсом в Санта-Крусе я взял у него короткое интервью о стратегии написания книг — получился общий набросок действующей в этом случае модели. После прочтения «Коучинга с помощью НЛП» я был удивлен тому, как увиденная мной стратегия написания этой книги согласуется с ранее выявленной в интервью.


Думаю, что метавзгляд на творчество Роберта приводит к еще более впечатляющему выводу: пожалуй, Дилтс, моделируя Грегори Бейтсона, встроил в свою стратегию творчества его отношение к «двойным связям». Очень часто, вслед за Декартом, мы исходим из идеи дуализма: «ИЛИ». Наиболее оригинальный, продуктивный и системный подход заключается в поиске отношений целостности: «И».

Посмотрим с этой точки зрения на главную пресуппозицию НЛП. Психологи, размышляя об опыте человека, ставят вопрос «Сознание ИЛИ тело?», отделяя эти два понятия друг от друга. В действительности правомерен другой подход: сознание И тело — части единой системы. На раннем этапе развития НЛП основатели противопоставляли фундаментальные исследования различных областей знаний академической науки практическим разработкам психологии «новой волны». Роберт в своих трудах выделяет рациональные идеи обеих сторон, умело соединяя их вместе. В его книгах конструктивно сочетаются научные разработки и практические техники НЛП, дедуктивный, индуктивный и транс-дуктивный подходы, совпадение и различие, системное мышление, ме-тамоделирование и активное мечтание.

Именно такой стиль и стратегия мышления автора определяют выбор актуальной темы и особенности разработки ее содержания. Закономерно, что Дилтс обратился к самой популярной области бизнес-консультирования — коучингу, которая несколько лет назад как самостоятельная модель консультирования получила распространение в

России. Как и со многими новыми активно развивающимися практическими направлениями менеджмента и психологии, с ней произошел типичный эффект: практическое использование развивающейся модели опережает четкое определение ее сущности и границ распространения, отделение от сопряженных методов. Даже после подробного изучения идей автора и использования его разработок в собственной деятельности как коуча у меня сложилось следующее впечатление: различие между консультированием и коучингом весьма размыто. Мой опыт преподавания НЛП в Швеции, где коучинг развивается бурными темпами, общение с западными специалистами в этой области, споры с одним из пионеров коучинга НЛП Брайеном Ван Дер Хорстом убеждают меня в том, что коучинг все же следует рассматривать как мощную ветвь консультирования, из которого он вырос.


С одной стороны, мне очень нравится идея разделения коучинга на простой и системный (в описании Роберта — коучинг с маленькой и большой буквы). А с другой — мне кажется, что консультирование от коучинга отличается не только специфическим задействованием логических уровней опыта клиента или группы людей, но и особенностями процесса его построения и реализации. Консультирование чаще всего предполагает отдельный от опыта реализации задачи процесс выстраивания решения. Например, руководитель компании может обратиться к бизнес-консультанту за развитием эффективной стратегии переговоров с партнерами. Обычно НЛП-консультанту достаточно изучить существующий опыт переговоров и с помощью хорошо известных технологий НЛП организовать моделирование новой стратегии. При этом консультанту совсем не обязательно участвовать в реальных переговорах клиента. В случае же коучинга — наоборот. Коуч скорее будет сочетать обе возможности: сбор информации за рамками процесса переговоров, его сравнение с реально существующей стратегией, ее моделирование и оптимизацию, затем включение коуча в процесс переговоров и в завершение — персональный тренинг до получения в реальном опыте желаемого результата. Таким образом, коучинг можно определить как включенное в опыт клиента консультирование. Именно это и делает его столь результативным, популярным, востребованным у бизнесменов инструментом, несмотря на высокую стоимость.

Возвращаясь к содержанию книги, важно признать, что более интересного, методичного, насыщенного мощными инструментами издания в данной области я не встречал. Читатель сможет почерпнуть много нового, независимо от его подготовленности в области нейро-линг-вистического программирования. Профессионалы совершенно с другой стороны увидят применение, казалось бы, хорошо изученных моделей и заметят, что так неожиданно их применять может только автор, перешедший в стадию виртуозного жонглирования. Искушенный НЛП-специалист определенно удивится тому, как закономерности организации


психогеографии, возможности «внутренней игры», имажинерия, интер-визия, эффективная стратегия постановки цели, визуализация успеха и ментальное повторение, выравнивание иерархии ценностей, умение замечать петли причинности в негативных и эффективных стратегиях, слушающее партнерство, способы извлечения важной информации из критики, восстановление и преумножение спонсорской поддержки, харизматическое и провидческое лидерство образуют уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного роста.

На основе материалов книги Роберта и личного опыта применения НЛП в бизнесе можно легко разработать множество обучающих программ.

Неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и конкретные техники, которые полезно использовать по ходу чтения.

В любом случае я уверен: прочитав эту книгу, вы не только получите удовольствие, но и сэкономите много времени на чтении других изданий из этой области, приобретя гораздо больше, чем могли предположить.

Вы уже готовы? Тогда быстрее ныряйте в глубину размышлений Роберта Дилтса и не забудьте периодически выныривать для осознания того, где находитесь и чего уже достигли, вкушая удовольствие от пройденного пути! Помните, что новые знания полезно мгновенно примерять к собственному опыту!

А. А. Плигин, научный руководитель «Центра НЛП в образовании», кандидат педагогических наук, тренер НЛП международной категории,

главный редактор «Вестника НЛП»



следующая страница >>