sotrud.ru   1 ... 54 55 56 57 58


Системы здравоохранения: время перемен

129
по принципу «деньги следуют за пациентом» теоретически должны обеспе
чивать застрахованным равный доступ к медицинской помощи на всей тер
ритории страны. Изучалось фактическое потребление льгот по регионам и
группам населения с разным уровнем доходов в 1994, 1999 и 2000 г. (8). Ис
следование показало, что в 1999 г. в возрастной группе от 25 до 74 лет сель
ские жители консультировались с врачом по телефону и обращались к се
мейным врачам чаще, а к специалистам и стоматологам — реже, чем жители
столицы (г. Таллинн). Частота госпитализации была одинаковой во всех
группах. Следует, однако, отметить, что в 1999 г. реформа первичной меди
цинской помощи в Таллинне только начиналась, так что таллиннцы, в отли
чие от жителей других районов страны, могли обращаться к специалистам
без направления. После завершения реформы различия в частоте обраще
ний к семейным врачам и специалистам должны были уменьшиться. Кроме
того, в Таллинне и Клинике Тартуского университета были введены списки
на прием к амбулаторным специалистам, что говорит о том, что в других го
родах специалисты более доступны. Существенных различий в уровне по
требления услуг семейных врачей между группами с разными уровнями до
ходов не выявлено, зато в группах с низкими доходами частота госпитализа
ции по всем профилям во всех возрастных подгруппах была выше. Такие
различия сохраняются с 1994 г. Велика разница в уровнях потребления спе
циализированной и стоматологической помощи: представители группы с
наиболее высоким уровнем доходов обращались к специалистам и стомато
логам в два раза чаще, чем малообеспеченные. Однако пока нет данных, по
зволяющих с уверенностью судить об устойчивости этих тенденций.
Возможно, что увеличению различий в уровне потребления амбулатор
ной специализированной помощи способствовало введение соплатежей в

2002 и 2003 гг. Однако это трудно оценить из за завершения перехода к се

мейной медицине с регулируемым доступом к специализированным услу
гам, а также из за введения списков на прием к специалистам в Таллинне и
Тарту. Усиление различий в потреблении стоматологических услуг, по всей
видимости, обусловлено изменениями в уровне компенсации за стоматоло
гическое лечение для взрослых.
Распределение ресурсов здравоохранения
Службы первичной медицинской помощи равномерно распределены по
территории страны, а для привлечения семейных врачей в сельские районы
предусмотрены специальные доплаты. Унаследованная с советских времен
сеть специализированных медицинских учреждений тоже в равной мере ох
ватывает все население, хотя некоторые уездные больницы слишком велики
для современной системы оказания медицинской помощи, ориентирован
ной преимущественно на амбулаторное обслуживание.
В последние четыре года финансирование здравоохранения было устой
чивым. Общая доля расходов на основные виды помощи (профилактику,
первичную медицинскую помощь, специализированную и стоматологиче
скую помощь) в бюджете ЭФМС выросла на 43—49%, а доля расходов на
Эстония


130
Европейская обсерватория по системам здравоохранения
долговременную помощь — на 99%. Затраты на стационарную помощь со
ставляли 30—36% общих затрат на медицинское обслуживание (21). Сокра
щение объемов стационарной помощи в сочетании с развитием амбулатор
ной помощи стало одной из причин роста расходов на лекарства с 2% бюд
жета системы медицинского страхования в 1992 г. до 19% в 2003 г.
Технологическая эффективность оказания медицинской помощи. Огра
ничение затрат на медицинскую помощь рамками доходов системы меди
цинского страхования и ежегодных ассигнований из государственного бюд
жета заставляет искать такие способы использования имеющихся ресурсов,

которые позволят получить наилучший результат. На сокращение средней

продолжительности госпитализации сильно повлияла договорная политика
ЭФМС, в том числе в отношении финансирования. При заключении дого
воров ЭФМС нацеливал производителей на более активное применение ам
булаторных методов лечения и амбулаторных операций. Реорганизация
больничного сектора с созданием сетей в трех крупнейших городских цен
трах (2001 г.) была направлена на повышение экономической эффективно
сти, и первые результаты свидетельствуют о том, что эта цель достигнута
(41). Система возмещения затрат на лекарства была довольно разоритель
ной для ЭФМС до тех пор, пока в 2002 г. не было законодательно разрешено
возмещать затраты, исходя из цен на непатентованные препараты, в резуль
тате чего в следующем году расходы ЭФМС на лекарства снизились на 13%.
Подотчетность ЭФМС и медицинских учреждений
ЭФМС ежегодно проводит опросы общественного мнения о доступности и
качестве медицинской помощи и удовлетворенности услугами семейных
врачей, специалистов, стоматологов, а также стационарной помощью. Ре
зультаты публикуются на сайте ЭФМС. В 2003 г. доступностью медицин
ской помощи были довольны 52% опрошенных, а 56% — ее качеством (24).
Довольных было значительно больше среди тех, кто действительно обра
щался в этот год к врачу: 85% опрошенных были удовлетворены полученной
помощью. И ЭФМС, и Министерство социального обеспечения считают
одной из своих главных задач повышение уровня удовлетворенности каче
ством и доступностью медицинской помощи.
Наделение ЭФМС статусом независимой организации, а производителей
услуг — статусом частноправовых организаций было связано с некоторым
риском утраты контроля со стороны государства. В частности, было непо
нятно, как обеспечить, чтобы эти независимые организации в своей дея
тельности руководствовались целями государственной политики здраво

охранения. При подготовке закона о придании ЭФМС статуса самоуправ

ляемой организации большое внимание уделялось обеспечению ее подот
четности перед государством. Например, министр социального обеспече
ния автоматически является председателем совета ЭФМС, и к ЭФМС
предъявляются строгие требования по публичной отчетности о своей дея
тельности, чего не скажешь о действующих процедурах отчетности в госу
дарственных больницах.
Эстония



<< предыдущая страница   следующая страница >>