sotrud.ru 1

Мастер- класс как форма представления педагогического опыта учителя химии (из опыта работы)


Князева М.В.

Модернизация системы школьного образования открывает новые горизонты и возможности, но в, то, же время предъявляет повышенные требования к качеству образования. В достижении этой цели ведущая роль справедливо отведена Учителю, высокий профессионализм которого стал одним из условий обновления образования и, одновременно с этим, мерой качества его профессиональной подготовки. Однако существующие формы и методы распространения передового педагогического опыта или уже давно устарели или не выполняют предъявляемые к ним требования в силу своей узкопредметности и репродуктивности.

Признание факта существования указанных противоречий делает актуальной проблему поиска новых эффективных форм пропаганды и распространения педагогического опыта. Одной из таких новейших форм распространения передового опыта становится мастер- класс.

Согласно мнению Алфёровой Л.И., мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи[1].

Имея опыт проведения мастер- классов, я для себя выделила важнейшие его особенности, а именно: 1) метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 2) создание условий для включения всех в активную деятельность; 3) постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 4) приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; 5) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 6) представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; 7) процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; 8) форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

При подготовке мастер- класса я пользуюсь технологиями, разработанными Г.А.Русских[2].

1. Презентация педагогического опыта учителем- мастером. Рассказываю о своих достижениях в обучении учащихся: характеризую класс, рассказываю о применяемых мною технологиях и результатах: участие в конкурсах, олимпиадах (для наглядности использую презентацию, фото, диаграммы).


2.Представление системы учебных занятий учителем-мастером. Рассказываю о системе учебных занятий по данной технологии, привожу примеры приёмов работы. Например, а) метод «Если бы…» «Если бы молекулы воды не были связаны водородными связями, чтобы было …?»; б) метод 7 ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? в) метод образного видения «Например, глядя на горящую свечу можно увидеть меч, шлем, вулкан …»; г)метод придумывания «Предположим, что изобретен бетон, который пластичный при застывании…»; д) метод агглютинации «Может ли быть горячий снег?», «А может ли быть холодное пламя?». Другой пример. При объяснении темы «Решение задач на избыток- недостаток», использую приём организация проблемной ситуации на основе накопительного жизненного опыта. Спрашиваю: «Любите ли вы готовить? С чего начинается путешествие в мир кулинарии? С кулинарной книги! В ней собрано большое количество рецептов. Чтобы блюдо получилось вкусным, важно соблюдать рецепт. Например, самый простой рецепт приготовления теста для блинов: 1л молока и 500г муки. А в холодильнике 0,5 литра молока. Получится ли в данном случае тесто для блинов и сколько граммов муки необходимо?» Вывод: расчет ведем по недостаточному количеству одного из продуктов.

3. Имитационная игра. На этом этапе даю возможность участникам мастер- класса освоить на практике отдельные приёмы моей работы. Главное в мастер- классе- не сообщить и освоить информацию, а передать продуктивные способы работы, будь то прием, метод, методика или технология, это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно. Например, можно дать задания творческим группам такого плана: определить, в какой ёмкости находится вода, полезная для здоровья? Какие вы видите недостатки использования негашеной извести для понижения кислотности воды в водоёмах. Предложите свои способы понижения кислотности воды. Как очистить от нефти сильно загрязнённые области мирового океана? А замечали ли Вы как изменяется цвет чая при добавлении к нему лимона? А – соды? Могут ли быть предложенные ягоды черной смородины, винограда и вишни индикаторами?


4. Рефлексия. Этот этап можно осуществить, предложив участникам такие задания: 1. Закончите предложение: я научился(лась)…2.Элементы каких технологий и приёмов, продемонстрированных автором, Вы используете.

Ожидаемые результаты: я согласна с мнением М.И. Ситниковой, что мастер- классы будут способствовать повышению квалификации учителя, активизации его деятельности, стимуляции творческого мышления, возможности конструирования собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя- мастера, стимуляции скрытого резерва педагогических возможностей всех участников мастер- класса.

Список литературы:

1.Алфёрова,Л.И.Мастер-класс «Организация и проведение собственного мастер-класса с использованием ИКТ» [Электрон. ресурс] /Л.И.Алфёрова, С.В.Пинженина// Вопросы Интернет образования.Челябинск,2006.-№30.- Режим доступа: http://vio.fio_30/cd_site/Articles/art_3_1htm.

2.Русских,Г.А. Мастер- класс- технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности[Текст]//Методист.- 2002.-№1.- с.38.

3. Ситникова,М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства[Текст]:моногр./М.И.Ситникова.- Белгород: Изд-во БелГУ,2006.-320с.-с.185.