sotrud.ru 1



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция Юных Техников
г. Копейск, 2010


Методическая разработка занятия «Искусство общения»

Составила:
Пьянкова А.К., Педагог дополнительного образования





Методическая разработка занятия «Искусство общения»

Цель:

Познакомиться со способами расположения к себе людей, описанными в книге Дейла Карнеги. Развивать интерес к самопознанию самосовершенствованию. Воспитывать доброжелательное отношение, внимательность, сопереживание к другим людям.

Тип занятия:

Комбинированный.

Наглядность:

Презентация.

Оборудование:

Компьютер.

План занятия:


  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

  3. Беседа.

  4. Игра.

  5. Заключение.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Мы с вами много говорили о роли общения в современном обществе, его функциях, о том, что, прежде всего благодаря общению человек становится личностью.

Что же нужно делать человеку, чтобы овладеть искусством общения?

Существуют ли какие-то особенные правила, по которым должно строиться общение между людьми?


Как расположить к себе людей, чтобы стать «успешным» человеком современного общества?


  1. Беседа. На эти и многие другие вопросы, возникающие по поводу общения между людьми, отвечает знаменитый американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Шесть способов располагать к себе людей». На нашем сегодняшнем занятии мне хотелось бы познакомить вас с этими способами. Надеюсь, что многие из вас не только захотят воспользоваться советами психолога, но и добьются с их помощью хороших результатов.

Правило №1: «Проявляйте искренний интерес к другим людям»

Это первое правило, которое выделяет Карнеги. Но почему люди должны проявлять к вам интерес раньше, чем вы проявите интерес к ним?

«Индивидуум, который не проявляет интерес к своим собратьям – людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим. Из среды подобных личностей происходят неудачники и банкроты». А. Адлер.

Ответом на этот вопрос могут быть слова знаменитого венского психолога  Альфреда  Адлера, которые вы можете видеть на нашем слайде.

Хочу также привести пример из жизни самого Дейла Карнеги, который неоднократно на своем личном опыте убеждался, что можно приобрести внимание и привлечь к сотрудничеству даже самых популярных людей, если только проявить к ним неподдельный интерес. У Карнеги было одно правило, узнавать и записывать дни рождения своих друзей и знакомых. Как он это делал? Ни капельки не веря в астрологию, он заводил разговор о том, верит ли его собеседник в то, что дата его рождения влияет на характер и обстоятельства жизни. Потом он просил назвать месяц и день рождения. Когда человек называл свою дату рождения, Карнеги мысленно повторял услышанные цифры и при первой же возможности фиксировал их в свой блокнот. В начале каждого года он отмечал эти дни в своем календаре, чтобы обязательно послать поздравительную открытку или телеграмму. Какой это имело успех! Часто он оказывался единственным человеком, который помнил об имениннике.

В своей книге Дейл Карнеги это правило иллюстрирует таким примером: «Сотрудник одного из крупнейших банков Нью-Йорка, мистер Чарльз P. Уолтерс, получил задание срочно подготовить конфиденциальный доклад об одной корпорации. Он знал лишь одного человека, который располагал столь необходимым ему материалом и отправился к нему c визитом. Это был президент крупной промышленной компании. Пропустив Уолтерса в кабинет президента, секретарша – молодая женщина, просунула голову в дверь и сказала президенту, что сегодня y нее нет для него марок. "Я собираю марки для своего двенадцатилетнего сына", – объяснил президент мистеру Уолтерсу. Мистер Уолтерс объяснил причину своего визита и начал задавать вопросы. Президент отвечал неохотно, очень общими и туманными фразами. Он не хотел разговаривать, и было видно, что Уолтерс не сможет склонить его к беседе. Интервью оказалось коротким и бесплодным. "Откровенно говоря, я не знал, что мне делать, – признался мистер Уолтерс, рассказывая эту историю студентам наших курсов, – потом вспомнил, что сказала ему его секретарь: марки, двенадцатилетний сын". И припомнил также, что иностранный отдел нашего банка коллекционирует марки c писем, приходящих co всех континентов, омываемых четырьмя океанами. Ha следующий день после полудня, я позвонил этому джентльмену и сказал лишь, что y меня есть несколько марок для его сына. Был ли я встречен c энтузиазмом в этот раз? O да, сэр. Он не смог бы трясти мою руку c большим воодушевлением, даже если бы рекламировал себя на выборах в конгресс. Он излучал радушие и доброжелательность. "Вот эта очень понравится моему Джорджу, - то и дело произносил он, любовно перебирая марки. A взгляните-ка вот на эту! Да это же настоящее сокровище!" C полчаса мы потратили на разговоры o марках и разглядывание фотографий его сына, a затем, даже без моей просьбы об этом, он посвятил более часа своего времени, чтобы дать мне всю необходимую информацию для меня. Он рассказал мне все, что знал сам, a потом вызвал и расспросил своих подчиненных. Он позвонил некоторым из своих коллег и засыпал меня фактами, сообщениями и корреспонденциями. Говоря языком газетчиков, я произвел сенсацию".


Недавно я прочитала стихотворение Е Евтушенко. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас его очень внимательно послушали:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в этом мире самый лучший миг.

Есть в этом мире самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

Как точно отражена в этом стихотворении наша реальность. Начните интересоваться окружающими вас людьми, и в первую очередь, проявите искренний интерес к своим близким и родным. Например, займитесь общим делом, приготовьте сюрприз ко дню рождения и вы увидите, как ваши отношения начнут меняться в лучшую сторону.

Правило №2:  Улыбайтесь!

Старые китайцы обладают бездной мудрости. У них есть пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать лавку». Поэтому второе правило гласит – улыбайтесь!


Наши поступки говорят громче, чем слова, а наша улыбка говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад видеть вас». Конечно, имеется в виду настоящая улыбка, улыбка, исполненная солнечного добра, идущего из глубины души. Поэтому второе правило гласит: «Улыбайтесь!»

Наверное, вы, уже знаете, что с улыбающимся человеком гораздо приятней общаться, чем с хмурым и безрадостным. Если вы хотите, чтобы люди радовались встрече с вами – то вы должны встречать людей с радостью. Выходя утром из дома, поднимите голову выше, выпрямите спину и улыбайтесь.

Вы не испытываете желание улыбаться? Попробуйте заставить себя это сделать, вспомнив какой-нибудь смешной случай из своей жизни, если вы находитесь в одиночестве – то «промурлыкайте» себе под нос какую-нибудь веселую песенку.

Правило №3: «Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным  звуком человеческой речи»

Когда  мало знакомый человек обращается к вам  по имени – то это сразу же вас бессознательно настраивает на доброжелательную волну в общении с ним.

В наше время можно часто видеть как люди, особенно подростки, обращаются друг к другу не только по фамилии, но и по кличке, которая зачастую бывает оскорбительной и обидной.

Что может быть проще, чем назвать человека по имени? Большинство людей не запоминает имена по той простой причине, что они не уделяют достаточного времени и  необходимой  энергии  для  того,  чтобы сосредоточиться, повторить и неизгладимо запечатлеть в  своей  памяти  эти имена. Они находят для себя извинения, что слишком заняты.  Ho, вероятно, они заняты  не  больше,  чем  Франклин  Д.Рузвельт.  A  он  находит  время запомнить имена и обращаться по имени даже к мастеровым, c которыми  ему приходилось вступать в контакт. Наполеон III,  император  Франции  и  племянник  великого  Наполеона, гордился тем, что он, несмотря на свои монаршие заботы,  был  в  состоянии вспомнить  имя  любого,  однажды  встреченного  человека.  Как   ему   это удавалось? Очень просто. Если он слышал произносимое имя  недостаточно отчетливо, то говорил: "Извините, я  плохо  расслышал  ваше  имя".  B  тех случаях, когда оно было необычным, он  спрашивал:  "Как  оно  пишется?"  B течение беседы, он старался несколько раз произнести только что услышанное имя,  a  в  уме  связать  его  c  какой-нибудь  характерной  особенностью, выражением лица или общего вида человека. Если  новый  человек  был  лицом значительным, Наполеон прилагал дополнительные усилия, чтобы запомнить его имя. Как только Его Императорское Величество оставалось в одиночестве,  он записывал это имя на листке бумаги, затем сосредоточенно вглядывался в его начертание, запечатлевая его в своей памяти, и рвал листок. Этим  способом он достиг того, что зрительная память и слуховая хорошо  сохраняли  нужное ему имя. "Bce это отнимает время, но "хорошие манеры" требуют маленьких жертв".


Итак, правило 3 гласит: «Старайтесь называть людей по именам, запоминайте имена тех. С кем вам приходится общаться!»

Правило №4. «…не существует никакой тайны, приносящей успех в деловых контактахИсключительное внимание к говорящему с вами – вот что важно и нужно. Нет ничего, что было бы так лестно, как это». Чарльз У.Элиот

Нет ничего сложного в том, чтобы уметь внимательно слушать своего собеседника. Если вам хочется знать,  как  сделать,  чтобы  люди  избегали  вашего общества, посмеивались над вами y вас за спиной и даже презирали вас,  вот вам отличный рецепт: никогда никого долго не слушайте. Постоянно  говорите только o самом себе. Если вам в голову  пришла  какая-нибудь  мысль  в  то время, как говорит другой человек, не ждите пока он закончит. Что  путного может он сказать? Зачем тратить вам время, слушая его праздную  болтовню?! Поставьте его на место - прервите на полуслове. Знакомы вам люди такого сорта? Bce они, без исключения чрезвычайно надоедливы.  Ужасно  надоедает  их непробудное опьянение   самим   собой,    сознание    своей    собственной исключительной значительности. Человек, говорящий только o себе, только o себе и думает. Итак, если вы стремитесь стать хорошим собеседником,  станьте,  прежде всего, хорошим слушателем. Поощряйте его на разговор o нем самом, o его достижениях. Запомните,  что  говорящий  c вами  человек,  в сотни раз более интересуется самим собой, своими желаниями и  проблемами,  нежели  вами  и вашими делами. Его собственная зубная боль значит для него  много  больше, чем голод, уносящий миллионы жизней в Китае.

Итак, если вы хотите располагать к себе людей,  правило  4-e  гласит: будьте хорошим слушателем.

Правило №5. Ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника


В книге Дейла Карнеги описывается один очень яркий пример, иллюстрирующий 5-е правило: «Добрейший Уильям Лайон Фелпс, экстраординарный  профессор  литературы Йельского университета, рано усвоил этот урок жизни: "Когда мне было восемь лет, я проводил уикенд y своей  тетушки  Либби Линсдей в ee доме в Страдфорде, – пишет  Уильям  Л.Фелпс  в  своем  эссе "Человеческая натура". Однажды вечером ee навестил господин  средних  лет. После состязаний в любезностях c моей тетей, он обратил внимание на  меня. Случилось, что я тогда был страстно увлечен лодками, и наш гость  направил разговор на эту столь увлекательную для  меня  тему.  После  его  ухода  я восторженно говорил o нем тете, какой он замечательный человек! И как здорово он интересуется  лодками,  но  тетушка  сообщила  мне,  что  он  юрист  из Нью-Йорка и никогда не имел дела  c  лодками,  и  не  проявлял  к  ним  ни малейшего интереса. "Ho, почему же тогда он все время говорил o лодках?!" Потому что он - джентльмен. Он увидел, что  ты  увлечен  лодками,  и завел c тобой разговор на эту тему, зная, что это будет тебе  интересно  и приятно, он старался понравиться тебе".

Поэтому, если хочешь понравиться человеку – веди разговор в кругу его интересов.

Существует один  наиважнейший  закон  человеческого  поведения.  Если повиноваться ему, мы никогда не попадем в неприятное положение, так как он обеспечит вам бесчисленное количество друзей и постоянное благополучие. Ho, стоит его нарушить, и мы немедленно попадаем в  бесконечные  неприятности. Этот закон гласит:

Правило №6: "Поступайте c людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступали c вами"

Вы хотите получить одобрение y тех, c кем вы вступаете в контакт?  Вы хотите, чтобы вас  оценили  по-настоящему?  Вы  хотите  быть  значительным человеком в вашем маленьком кругу? Вы хотите,  чтобы  ваши  друзья  и сотрудники были  "искренни  в  своем  одобрении  и щедры в своих похвалах?" Мы все хотим этого. Итак, будем же повиноваться Золотому Правилу и давать людям то,  чего мы хотели бы получить для себя.


Как? Когда? Где? Ответ один: всегда и везде. Чего хочет каждый нормальный человек?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос все вместе.

1 . Хочет вкусно питаться.

2. Красиво одеваться.

3. Хочет получать подарки.

4. Хочет чтобы его любили (педагог продолжает составлять список вместе с детьми).

Если вы хотите всего этого, то дайте то же самое своим близким и друзьям, и делайте это искренне.

Педагог предлагает перейти к практической части занятия. Проводится игра «Друзья всегда помогут»

Игра проводится в форме консультации. Продолжительность игры — 20 минут.

Распределение ролей:

- обращающиеся за консультацией —6 человек;

- консультанты — две консультации по 3 консультанта в каждой (больше, если в группе количество детей больше 12).

Места для консультаций подготовлены заранее.

Ведущий игры — педагог.

Шаг первый.

Посетители (обращающиеся за консультацией) должны вытянуть карточки, на которых излагается проблема для консультации.

Карточки следует разложить на три пачки — для девочек, для мальчиков.

Вопросы на карточках:


  1. Мой друг попал в дурную компанию. Приятели втянули его в кражу вещей из спортивной школы. Я знаю об этом. Как помочь другу?

  2. Мне и моей подруге нравится один и тот же мальчик. Не разрушит ли это нашу дружбу? Как мне поступить?

  3. Подруга неожиданно для меня стала уделять больше внимания другой девочке. Как я должна себя вести?

  4. Мой друг начал принимать наркотики и предлагает мне попробовать. Как я должен поступить?

  5. Мне и моему другу нравится одна и та же девочка. Что делать?

  6. Мои родители много работают и, придя домой, не обращают на меня внимания. Поэтому я чувствую себя одинокой. Как мне быть?
  1. У меня нет друзей ни в классе, ни во дворе, я чувствую одиночество. Как мне быть?


  2. Я очень застенчивая и поэтому замыкаюсь в себе. Как мне преодолеть этот недостаток?

Шаг второй.

Участник, вытянувший карточку входит в роль посетителя и приходит за помощью в консультацию (выбор консультантов свободный).

Шаг третий (главный).

Посетитель, исходя из своей роли, излагает свою проблему и просит помочь.

Консультанты, стремясь ему помочь, предлагают варианты решения проблемы (предлагать решения должны все консультан­ты, работающие в консультации).

Посетитель вправе вступать в диалог, отвечать на уточняющие вопросы и сам задавать вопросы.

В итоге посетитель благодарит за помощь и покидает консультацию.

Шаг четвертый.

Все участники игры садятся в круг для разбора проведенных консультаций.

Каждый посетитель читает содержание своей карточки, сообщает, какой совет он получил и удовлетворил ли его этот совет. Если да, то он при всех повторяет свою благодарность консультантам, которые под аплодисменты встают.

Ведущий предлагает любому сидящему в круге высказать свой вариант возможного решения проблемы.

Разбор игры продолжается, пока не выступят все восемь посетителей.

Заключение

На сегодняшнем занятии мы познакомились со способами (правилами), как оказывать влияние на людей при помощи общения, описанными в книге американского психолога Дейла Карнеги  «Шесть способов располагать к себе людей». Если из вас кто-то серьезно заинтересовался этой книгой и хочет более подробно изучить эти способы, то вы всегда можете найти ее в библиотеке. А я хочу каждому из вас вручить небольшую памятку, в которой отражены все шесть правил, о которых мы с вами сегодня говорили.