sotrud.ru 1

Государственное медицинское училище г. Братска

Утверждаю: Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам.директора по УР: Протокол _______________ ___

Председатель ЦМК:

__________________ __________________________

О.И.Кондратович Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для учащихся


Тема: «Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», Раздел I

Специальности: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

II – курс

3 семестр


Составитель:

преподаватель ГМУБ

М.Г. Пятникова



г.Братск 2006 год


Тема: «Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»
Актуальность: Синтаксические и синтаксисо-стилистические нормы русского литературного языка являются одними из важнейших, ибо относятся вместе с морфологическими нормами к грамматике русского языка. Нарушения синтаксических норм являются грубейшими ошибками. Кроме того, положение осложняется большим количеством вариантных форм, наблюдающихся на ярусе синтаксиса в области управления и согласования. В связи с этим необходимо очень внимательно относиться к синтаксическим и синтаксисо-стилистическим нормам русского литературного языка и в случае затруднения всегда обращаться к словарю.
Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать:

  • основные единицы синтаксиса;

  • основные типы синтаксических и синтаксисо-стилистических норм русского литературного языка;
  • причины вариантности в управлении и согласовании;


  • причины возникновения синтаксических и синтаксисо-стилистических ошибок и способы их устранения.

Уметь:

  • строить свою речь в соответствии с синтаксическими и синтаксисо-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка:

  • соблюдать правила согласования и управления в словосочетаниях и предложениях;

  • употреблять синонимические конструкции для выражения основных смысловых отношений;

  • учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;

  • правильно строить предложения с однородными и обособленными членами;

  • правильно строить сложные предложения.

  • распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей устной и письменной речи в соответствии с синтаксическими и синтаксисо-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка.


Продолжительность занятия: 2 занятия по 90 мин. (180 мин.).

Вид занятия: практическое

Место проведения занятия: кабинет для практических занятий

Материальное обеспечение: метод.рук. для преподавателя и студентов, практикум по орфографии русского языка.

Литература:

  • Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 339 –370;

  • Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», стр. 262 – 266.

Обеспечивающие: «Русский язык и культура речи»

Обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины
План занятия.

I. Организационный момент - 3 мин.


II. Самостоятельная работа учащихся

с последующей коллективной и взаимопроверкой. - 65 мин.

Y. Рубежное тестирование - 20 мин.

Y. Подведение итогов занятия. Домашнее задание - 2 мин.


Методические указания для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент.

1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для теоретического материала и практических заданий.

2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.

Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.
II. Выполнение практических заданий с последующей коллективной проверкой.

Откройте практическую часть (Приложение 1) и выполните задания № __________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________
III. Итоговая проверка.

Выполните задание рубежного теста (Приложение 2). Сдайте на проверку преподавателю.
Домашнее задание:

1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Пунктуационные нормы русского литературного языка» (повторение изученного в средней школе).

Литература:


  • Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г

  • А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г.


Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

а) Мать сильно беспокоилась за сына.

б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

в) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

г) Нельзя было смириться с недостатками.

д) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

е) Мы наблюдали за солнечным затмением.

ж) Мальчик бросил камнем в воду.


з) Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

и) Успокойтесь, выпейте воду.

к) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

л) Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
Задание 2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

а) Ряд столов стояли посередине аудитории.

б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

в) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

д) Тысяча человек отправилось в турне.

е) Прошли сто лет.

ж) На экскурсию пошли всего десять школьников.

з) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

и) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

к) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.
Задание 3. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

а) Три (соседние – соседних) здания были построены недавно.

б) Квартира делилась на две (неравные – неравных) части.

в) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

г) И первая, и вторая (половина – половины) встречи прошли в исключительно быстром темпе.

д) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).
Задание 4. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

а) Некоторое время он жил в городе Алма-Ат..

б) Упорные бои шли на реке Висл..

в) Родом он был из села Крюков..

г) Теплоход приближался к острову Кипр..

д) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид..

е) Альпинисты остановились у подножия горы Казбек..


ж) Поезд приближался к станции Тул..
Задание 5. Исправьте предложения, объясните ошибки.

а) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

б) Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

в) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

г) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

д) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

е) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

ж) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

з) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.

и) Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.
Задание 6. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1) Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

2) Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

3) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

4) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

5) Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

6) На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

7) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

8) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

Задание 7. Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.


Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь); превосходство (над кем-нибудь); преимущество (перед кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать от­чёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в чём-нибудь); об­ращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).
Задание 8. Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с.

Срыв поставок — расторжение договора; непредвиденные обстоятельства — задержка отправки товара; эффективная ра­бота отдела рекламы — повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай — повышение цен на зерно; вне­дрение новой технологии — повышение качества продукции; потеря рабочего времени — низкая производительность труда; ремонт оборудования — остановка цеха.


Приложение 2

РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ




  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:


А. Подъезжая к вокзалу

  1. мое внимание привлекло объявление на столбе

  2. необходимо проверить билеты

  3. пассажир старается остановить такси поближе к перрону

  4. в репродукторе послышался голос диктора



Б. Решив задачу


  1. началось обсуждение хода решения

  2. оказалось, что ответ неправильный

  3. я начал переписывать решение на чистовик

  4. пришлось переписывать ее решение на чистовик



В. Выбрав рецепт торта


  1. приступайте к приготовлению

  2. приготавливаются все необходимые продукты

  3. только после этого можно включать духовку


  4. начинается с подготовки продуктов и посуды




  1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное):




  1. Истратив все деньги, ему нечем было заплатить за проезд.

  2. Бригадир подозвал Петю и сказал, что мы берем тебя в бригаду.

  3. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали статью об экологической обстановке в нашем регионе.

  4. Как писала мать Раскольникову, Дуня была готова на все, чтобы помочь брату.

  5. Горы тянутся вдоль побережья и очень живописные.

  6. Рецензия на прочитанную книгу должна быть сдана в срок.

  7. Это была смелая мысль.

  8. Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

  9. В своем докладе Иван Иванович указал об этих проблемах.



ЭТАЛОН

(синтаксические нормы)


  1. А – 3

Б – 3

В – 1

2). 4, 6, 7