sotrud.ru 1 2 ... 6 7

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №4

п. Тавричанка»


Методическая разработка учителя экономики

по теме:

«Система проверочных работ

по экономике в 10 классе»

Тавричанка, 2008 год

Оглавление

Пояснительная записка

Учебно-тематический план уроков экономики в 10-х классах

Раздел I. Главные вопросы экономики – 2 часа

Тест №1. Что такое экономика? Основы хозяйственной жизни человека

Тест №2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономики.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел II. Типы экономических систем – 2часа

Тест №1. Понятие об экономических системах. Традиционная и рыночная экономические системы.

Тест №2. Командная и смешанная экономические системы.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Раздел III. Силы, которые управляют рынком» - 4 часа

Тест №1. Что такое спрос?

Тест №2. От чего зависит предложение товаров?

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел IV. Как работает рынок? - 4 часа

Тест №1. Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие.

Тест №2. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел V. Мир денег - 2 часа

Тест №1. Причины возникновения, формы и функции денег.

Тест №2. Роль денег как средства обмена, платежа, обращения.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел VI. Законы денежного обращения - 2 часа


Тест №1. Факторы формирования величины денежной массы

Тест №2. Причины и виды инфляции

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел VII. Человек на рынке труда - 3 часа

Тест №1. Экономическая природа рынка труда. От чего зависит спрос на рынке труда.

Тест №2. Факторы формирования заработной платы на рынке труда. Факторы формирования предложения на рынке труда.

Тест №3. Формирование заработной платы на рынке труда. Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел VIII Социальные проблемы рынка труда - 2 часа

Тест №1 Профсоюзы и трудовые коллективы. Прожиточный минимум.

Тест №2. Договоры и контракты на рынке труда. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел IX. Экономические проблемы безработицы - 3 часа

Тест №1 Что такое безработица. Виды безработицы.

Тест №2. Что такое полная занятость? Как можно сократить безработицу?

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел X. Что такое фирма? - 1 час

Тест №1 Зачем создаются фирмы? Виды фирм.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел XI. Фирмы и конкуренция - 2 часа

Тест №1 Виды прибыли. Виды затрат и их экономическое значение. Решение задач на тему «Виды затрат»

Тест №2. Влияние конкуренции на деятельность фирм.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел XII. Как семьи получают и тратя деньги - 2часа

Тест №1 Источники семейные доходов. Семейные расходы и закономерности их изменения.


Тест №2. Инфляция и семейная экономика.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел XIII. Неравенство доходов и их последствия - 2 часа

Тест №1 Что порождает неравенство в благосостоянии?

Бедность как экономическая проблема.

Тест №2. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел XIV. Экономические задачи государства - 2час

Тест №1 Причины и формы вмешательства государства в экономику.

Тест №2. Принципы и методы налогообложения. Виды налогов.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Раздел XV. Государственные финансы - 1 час.

Тест №1 Государственный бюджет и государственный долг.

Вопросы для размышления

Экономический практикум

Задачи

Пояснительная записка

Контроль знаний учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса по экономике. Проведение контроля позволяет определить уровень усвоения материала на разных этапах обучения, выявить типичные ошибки, своевременно обнаружить пробелы в знаниях. Максимальная эффективность контроля достигается при сочетании текущих (оперативных) и итоговых проверок. Опыт показывает, что целям оперативного контроля лучше всего отвечают тесты. В сборнике помещено 39 тестов в двух вариантах по всем темам программы 10 класса. В них содержатся вопросы различного уровня сложности: одни позволяют проверить уровень усвоения понятий, другие – умение оперировать ими на практике, третьи – сформированность целостных представлений по тем или иным экономическим вопросам. Во всех тестах предлагается 4 варианта ответов, из которых надо выбрать один, наиболее подходящий. Для итоговой проверки знаний составлено семь контрольных работ, каждая из которых охватывает две, три темы учебника. Для удобства проведения контрольных работ рекомендуется размножить лист письменного ответа. Пособие – часть оригинального учебно-методического комплекта по экономике для 10 классов, в состав которого входят учебник И. В. Липсица «Экономика» (в 2-х книгах), методическое пособие «Уроки экономики в школе». Оно может быть использовано и при обучении по другим учебникам, а так же при самостоятельной подготовки учащихся к поступлению на экономические факультеты вузов.


Учебно-тематический план уроков экономики в 10-х классах.

Автор программы Савицкая Е. В., Серегина С. Ф., 2005 год.

Автор учебника Липсиц И. В. – I часть, 2005 год

34 учебных часа.


№ урока

Тема урока

Д/З

Раздел I: «Главные вопросы экономики» - 2 часа

1

Что такое «Экономика»?

Основы хозяйственной жизни человека.

§1,2, вопросы для размышления, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

2

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономики.

§3, 4, вопросы для размышления, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

Раздел II: «Типы экономических систем»-2 часа

3

Понятие об экономических системах. Традиционная и рыночная экономические системы.

§5,6, вопросы после параграфов, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

4

Командная и смешанная экономические системы.

§7,8, вопросы после параграфов, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

Раздел III: «Силы, которые управляют рынком» - 4 часа


5

Что такое спрос? Решение экономических задач на определение величины спроса на товар.

§9, контрольные вопросы, задача, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

6

От чего зависит предложение товаров? Решение экономических задач на определение величины предложения на товар.

§10, контрольные вопросы, задача, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

7

Решение задач на определение эластичности спроса и предложения.

§9,10, задача, экономический практикум

8

Решение задач на определение зависимости величины спроса и предложения от цены товара.

§9,10, задача, экономический практикум

Раздел IV: «Как работает рынок?» - 4 часа

9

Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие.

§11, 12, контрольные вопросы, задача, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

10

Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.

§13, контрольные вопросы, задача, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

11

Решение задач на определение рыночного равновесия.

§11-13, контрольные вопросы, задача


12

Решение задач на определение рыночного равновесия.

§11-13, контрольные вопросы, задача, доклад «Деньги»

Раздел V: «Мир денег» - 2 часа

13

Причины возникновения, формы и функции денег.

§14, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

14

Роль денег как средства обмена, платежа, обращения

§15,16,17, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

Раздел VI: «Законы денежного обращения» - 2 часа

15

Факторы формирования величины денежной массы

§18, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

16

Причины и виды инфляции

§19, контрольные вопросы

Раздел VII: «Человек на рынке труда» - 3 часа

17

Экономическая природа рынка труда. От чего зависит спрос на рынке труда.

§20,21 контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

18

Факторы формирования заработной платы на рынке труда. Факторы формирования предложения на рынке труда.


§22,23 контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

19

Формирование заработной платы на рынке труда. Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Решение задач по теме «Рынок труда»

§24,25, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе, задача, доклад «Профсоюзы», «Прожиточный минимум»

Раздел VIII: «Социальные проблемы рынка труда» - 2 часа

20

Профсоюзы и трудовые коллективы. Прожиточный минимум.

§26,27, 28,контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе, доклад «Трудовой договор»,

21

Договоры и контракты на рынке труда. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.

§29,30 контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе, доклад «Безработица», сочинение на тему «Как добиться, чтобы человек работал хорошо»

Раздел IX: «Экономические проблемы безработицы» - 3 часа

22

Что такое безработица. Виды безработицы.

§31,32, контрольные вопросы, задача 34, стр. 282

23

Что такое полная занятость? Как можно сократить безработицу?

§33,34, контрольные вопросы, упр. №4, с. 296

24

Решение задач по теме «Безработица»


§31-34, задача, доклад ЗАО, «АО», «ООО, Товарищество на вере, ПБОЮЛ, ЧП»

Раздел X: «Что такое фирма?» - 1 час

25

Зачем создаются фирмы? Виды фирм.

§35,36,37 контрольные вопросы, доклад

Раздел XI: «Фирмы и конкуренция» - 2 часа

26

Виды прибыли. Виды затрат и их экономическое значение. Решение задач на тему «Виды затрат»

§38,39, 40, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

27

Влияние конкуренции на деятельность фирм.

§41, контрольные вопросы, задача, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

Раздел XII: «Как семьи получают и тратя деньги» - 2часа

28

Источники семейные доходов. Семейные расходы и закономерности их изменения.

§42,43, контрольные вопросы, доклад «Инфляция»

29

Инфляция и семейная экономика.

§44, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

Раздел XIII: «Неравенство доходов и их последствия» - 2 час

30

Что порождает неравенство в благосостоянии?


Бедность как экономическая проблема.


§45, 47, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе. Сочинение на тему «Бедность как экономическая проблема».

31

Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

§46, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе, доклад «Экономические свободы и их защита»

Раздел XIV: «Экономические задачи государства» - 2час

32

Причины и формы вмешательства государства в экономику.

§48,49,50, контрольные вопросы, сообщение «Роль государства в экономике»

33

Принципы и методы налогообложения.

Виды налогов.

§51, контрольные вопросы

Раздел XV: «Государственные финансы» - 1 час.

34

Государственный бюджет и государственный долг.

§52,53


Тестовая работа по теме

«Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человека»

Вариант 1

1. Ресурсом не является:

  1. земля;

  2. ядохимикаты;

  3. вода;

  4. нет правильного ответа.

2. Экономическая теория - это наука:

  1. об обществе;

  2. о природе, так как природа дает все блага;

  3. в равной степени как о природе, так и об обществе;
  4. о природе, так как в природе находятся все ресурсы.


3. Основным участником экономической жизни обще­ства является:

  1. фирма;

  2. государство;

  3. семья;

  4. банки.

4. Микроэкономика:

  1. изучает поведение кондитерских фабрик в России;

  2. изучает последствия увеличения безработицы в стране на благосостоянии общества;

  3. объясняет влияние тарифа на проезд в метро на загруженность подземного транспорта;

  4. верно (а) и (в).

5. Проблема занятости в угольной отрасли:

  1. относится в большей степени к микроэкономике;

  2. относится в большей степени к макроэкономике;

  3. относится в равной степени как к микроэкономи­ке, так и к макроэкономике;

  4. не относится к области рассмотрения экономичес­кой теории.

6. Примером дарового блага служит:

  1. проезд в метро;

  2. воздух;

  3. подарок;

  4. гамбургер.

7. Экономическое благо - это:

  1. любое благо, которое имеется в экономике;

  2. благо, количество которого можно увеличить, не затрачивая при этом ресурсов;

  3. благо, которое необходимо распределять;

  4. например, прогулка на свежем воздухе.

8. Укажите, что из ниже перечисленного не является фактором производства:

  1. земельные угодья;

  2. угольный карьер;

  3. акция;

  4. озеро.

9. Натуральное хозяйство возникает, когда:

  1. пенсионер выращивает для себя овощи;

  2. фермер выращивает овощи для продажи;

  3. модельер шьет для друга костюм за оказанную им услугу;

  4. верно (а) и (в).

10. Производительность труда показывает:

  1. сколько человек должно работать, чтобы выпол­нить заданный объем работ;
  2. сколько продукции может произвести весь коллектив;


  3. сколько человек должно быть занято, чтобы про­извести единицу продукции за час;

  4. сколько изделий сделает один рабочий за единицу времени.


Тестовая работа по теме

«Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человека»

Вариант 2

1. Экономика изучает:

  1. как семья тратит свой доход;

  2. как фирма выбирает факторы производства;

  3. почему государство вводит налоги и субсидии;

  4. все вышеперечисленное.

2. Человек в нашем обществе является участником экономической жизни:

  1. всегда;

  2. когда становится безработным;

  3. когда становится частным предпринимателем;

  4. когда работает на государственной службе.

3. Государство получает необходимые ему ресурсы че­рез

  1. рынок товаров;

  2. рынок ресурсов;

  3. непосредственно, минуя всякие рынки;

  4. верно (б) и (в).

4. Микроэкономика не объясняет:

  1. поведение фермера при покупке трактора;

  2. почему рабочие берутся за сверхурочную работу;

  3. почему цена на рынке зависит от доходов населения;

  4. как образуется валютный курс.

5. Правительство принимает решения по регулирова­нию экономики, исходя из:

  1. микроэкономической теории;

  2. макроэкономической теории;

  3. верно (а) и (б);

  4. собственных соображений.

6. Объем даровых благ:

  1. меньше потребностей людей;

  2. соответствует потребностям людей

  3. больше потребностей людей;

  4. несоизмерим с потребностями.

7. Разделение труда и специализация произошли:

  1. в XIX веке;

  2. в средние века;

  3. при рабовладельческом строе;

  4. при первобытно-общинном строе.


8. Товар - это:

  1. материальное благо, произведенное для собствен­ного потребления;

  2. материальное благо, произведенное для последую­щей продажи;

  3. материальное или нематериальное благо, произве­денное для последующей продажи;

  4. верно (а) и (б).

9. Люди в XX в. живут лучше, чем в IX в., из-за:

  1. увеличения объема даровых благ;

  2. снижения объема даровых благ;

  3. увеличения объема экономических благ;

  4. снижения объема экономических благ.

10. Рост производительности происходит из-за:

  1. увеличения потребления товаров;

  2. улучшения торговли;

  3. специализации труда;

  4. роста населения.


Тестовая работа по теме

«Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономики »

Вариант 1

1. К числу основных потребностей людей не относит­ся потребность:

  1. в просмотре кинофильма;

  2. в пище;

  3. в жилье;

  4. в медицинском обслуживании.

2. Человечество впервые столкнулось с проблемой ограниченности ресурсов природы:

  1. в прошлом веке;

  2. в средних веках;

  3. при рабовладельческом строе;

  4. при первобытно-общинном строе.

3. Что из ниже перечисленного не является ограни­ченным:

  1. проезд в наземном транспорте;

  2. посещение театра;

  3. воздух;

  4. верно (а) и (в).

4. Прибыль фирмы - это:

  1. выручка от продажи произведенной продукции;

  2. выручка от продаж за вычетом налогов на произ­водство;

  3. разница между выручкой от продаж и затратами на производство;
  4. нет правильного ответа.


5. Доход владельца земельного участка называется:

  1. прибылью;

  2. рентой;

  3. выручкой;

  4. процентом.

6. Человечество впервые столкнулось с главными воп­росами экономики:

а) в прошлом веке;

б) при феодальном строе;

в) при рабовладельческом строе;

г) при первобытно-общинном строе.

7. Кривая производственных возможностей отображает:

а) сочетание возможных ресурсов;

б) сочетание двух благ, которые хотели бы получить потребители;

в) зависимость максимального выпуска одного блага от заданного производства другого блага;

г) зависимость выпуска блага от заданных ресурсов.

8. В экономике может быть произведена комбинация благ, если соответствующая ей точка находится:

а) выше кривой производственных возможностей;

б) ниже кривой производственных возможностей;

в) на самой кривой производственных возможностей;

г) верно (б) и (в).

9. Если блага будут распределяться по «праву сильно­го», то:

а) в обществе наступит справедливость;

б) самыми богатыми людьми будут мудрецы;

в) в обществе наступит капитализм;

г) у людей пропадет интерес к труду.

Тестовая работа по теме

«Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономики »

Вариант 1
1. Основной потребностью человека является необхо­димость:

  1. в посещении музея;

  2. в ужине в ресторане;

  3. в чтении книги;

  4. в жилье.

2. Какое из приведенных ниже утверждений правильное?

а) Даровое благо ограничено, а экономическое благо не ограничено;

б) даровое благо не ограничено, а экономическое благо ограничено;

в) даровое и экономическое блага ограничены;


г) даровое и экономическое блага не ограничены.

З. Мелиорация пустынных земель:

а) снижает ограниченность земли;

б) увеличивает ограниченность земли;

в) на ограниченность земли не влияет;

г) увеличивает капитал в стране.

4. Понятие «пользоваться ресурсом» означает, что:

а) пользователь может использовать ресурс по своему усмотрению;

б) пользователь может продать ресурс;

в) пользователь является хозяином ресурса;

г) верно (а) и (б).

5. Если предприниматель отдал в аренду свой авто­мобиль, то его доход от данной сделки называется:

а) прибылью;

б) рентой;

в) процентом;

г) выручкой.

6. К главным вопросам экономики не относится:

а) что производить;

б) как производить;

в) сколько производить;

г) нет правильного ответа.

7. Если в экономике увеличивается количество факто­ров производства, то кривая производственных воз­можностей:

а) сдвинется к началу координат (влево-вниз);

б) сдвинется дальше от начала координат (вправо­ вверх);

в) не изменится;

г) ничего нельзя сказать, так как недостаточно ин­формации.

8. Кривая производственных возможностей позволяет ответить на вопрос:

а) в каком количестве могут быть произведены блага;

б) каким образом могут быть произведены блага;

в) каким образом распределяются блага в экономике;

г) верно (а), (б) и (в).

9. Введение «принципа уравнительности» В экономике:

а) позволит распределить блага по справедливости;

б) увеличит производственные возможности страны;

в) снизит производственные возможности страны;

г) приведет к росту благосостояния каждого человека.

Вопросы для размышления



следующая страница >>