sotrud.ru   1 2 3 ... 47 48


ПредиСЛоВие

1.  Цель пособия 
Обучение граждан формам и способам активного участия в жизни общества — чрезвычайно важная 
задача.  Совместные  усилия  граждан  могут  способствовать  решению  многих  проблем,  связанных  с 
правами человека (особенно на местном уровне), до которых у государства часто «не доходят руки» 
(не хватает денег, проблема не соответствует определенным приоритетом и т. д.). Реальное участие 
граждан в принятии важных для жизни общества решений, в контроле за их выполнением может быть 
обеспечено с помощью  общественных организаций  и  инициатив, путем проведения общественных 
кампаний  и  акций.  Благодаря  этому  государство  получает  возможность  использования  огромного 
созидательного  потенциала  своих  граждан  для  развития  всех  сфер  жизни  общества,  а  граждане 
могут реально влиять на улучшение качества жизни, отстаивание прав человека и своих законных 
интересов.
Целью пособия является методическое и содержательное обеспечение обучения активным способам 
отстаивания и продвижения прав человека. Права человека требуют защиты и продвижения не только 
на международном и национальном уровнях, но также и в повседневной жизни каждого человека на 
местном уровне. Активное участие в создании условий, которые бы предупреждали нарушения прав 
человека и продвигали права человека, должны брать не только специально созданные государством 
институты (парламент, суды и т. д.), но и сами граждане.
Инструкторам и тренерам из общественных организаций, учителям, преподавателям университетов 
и  просто  общественно-активным  лицам  предлагается  описание  методики  проведения  занятий, 
построенных на основе интерактивных способов организации обучения. Занятия в пособии направлены 
на  формирование  у  участников  чувства  гражданской  ответственности,  овладение  практическими 

знаниями и умениями по активному расширению и отстаиванию прав человека, развитие гражданских 

компетенций, таких как умение вести диалог, решать конфликты, принимать ответственные решения, 
критически мыслить, разрабатывать и выполнять общественно-значимые проекты. Участники занятий 
научатся совместно определять и анализировать проблемы, связанные с правами человека, создавать 
и реализовывать общественные кампании, направленные на решение этих проблем, оценивать свои 
действия.
Пособие  можно  использовать  в  неформальном  образовании  (для  обучения  как  молодёжи  так  и 
взрослых), в рамках воспитательной программы в школах (например, во внешкольной работе, при 
проведении классных и воспитательных часов, в клубах шестого дня, во время летних лагерей и т. д.), 
а также в университетах. В рамках формального образования это может быть цикл занятий в течение 
нескольких  месяцев,  во  время  которого  участники  постепенно  разрабатывают,  а  затем  реализуют 
свои общественные кампании или акции. Во втором случае это может быть 4—6-дневный тренинг, 
на протяжении которого участники разработают свои кампании или акции. После того, как они будут 
реализованы, понадобится еще одна встреча для подведения итогов проведенных действий.
Программы  обучения  различным  формам  активного  участия  молодежи  и  взрослых  в  жизни 
общества существуют и в других государствах. Вспомним лишь несколько таких программ: проекты 
«Гражданин» (Российская федерация), «Молодежь — действуй» и «Обучение общественной работе 
на благо общества» (США), «Общественная деятельность молодежи» (Польша), Молодежные советы 
по вопросам демократии в местных сообществах (Украина)1.
Предложенная  в  пособии  программа  обучения  также  способствует  выполнению  Государственной 
программы  «Молодежь  Беларуси»  на  2006—2010  годы  (п.  5.2,  5.3  и  5.42)  и  Закона  «Об  основах 
государственной молодежной политики», принятого 7 декабря 2009 г.
1  

Эти программы (кроме проекта «Гражданин», который, впрочем, основан на таком же подходе, что и польская 

программа «Общественная деятельность молодежи») вошли в сборник успешных практик в области образования 
по правам человека, составленном совместно ОБСЕ БДИПЧ, Советом Европы, ЮНЕСКО и Управлением Верховного 
комиссара ООН по правам человека (http://tandis.odihr.pl/documents/hre-compendium/)
2   «В рамках реализации республиканской программы предполагается решение следующих задач: <...>
5.2. патриотическое воспитание молодых гражданам, формирование у них правовой и политической культуры
мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественно жизни страны;
5.3. улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни 
общества;
5.4. совершенствование позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-
экономического развития Белорусского государства...» (см.: http://www.president.gov.by/press28323.html).
ОтстаИВанИе И пРОдВИженИе пРаВ челОВеКа чеРез ОбщестВеннОе участИе
- 4 - П р е д и С Ло В и е



<< предыдущая страница   следующая страница >>