sotrud.ru 1

Скоробогатовская средняя общеобразовательная школа


Методическое пособие.

Приемы лепки элементов пейзажа.

Выполнил: учитель I квалификационной категории

Носкова Татьяна Валерьевна.

д.Сухоноска, 2009 год

Данное методическое пособие по теме «Приемы лепки элементов пейзажа» предназначено для педагогов, занимающихся тестопластикой в системе дополнительного образования и на уроках технологии. В предлагаемой работе рассматриваются рекомендации по практическому изготовлению некоторых элементов пейзажа (цветы, трава, бабочки, стрекозы).

Материалы данного пособия подобраны из различных источников и адаптированы к работе, как педагогов, так и детей. Технология изготовления элементов пейзажа апробирована на занятиях творческого объединения «Подарочек».

Содержание:


  1. Введение.

  2. Материалы и инструменты.

  3. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска, лакирование).

  4. Приемы лепки некоторых элементов.

  5. Основные законы композиции.

  6. Список используемой литературы.



  1. Введение.

Из истории соленого теста.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

 

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

 

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.


 

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

 

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

 

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

 

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

3

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

 

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".


 

2.Материалы и инструменты.

Рецепт соленого теста:


2 стакана муки, 2 стакана соли «Экстра», 1 стакан воды, 2 стол. ложки сухого обойного клея. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной.

Инструменты и приспособления.

Для работы могут пригодиться следующие инструменты и приспособления: скалка, формочки, стеки и ножи, кисти, чесноковыжималка, зубочистки и др.

3.Технология изготовления.

Лепка.

Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Место соединения элементов смачивать водой. Противень предварительно так же следует увлажнить водой, либо расстелить пищевую фольгу. В таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Сушка.


Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
4


Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Покраска.

Окрасить можно уже вымешанное тесто, добавив в него соответствующий пищевой краситель, а затем из него лепить элементы.

Высохшие фигурки перед раскрашиванием сначала грунтуют белилами. К раскрашиванию приступают только после того, как грунтовка высохнет. Подойдут любые краски, но лучше всего использовать гуашь. Не стоит наносить краски толстым слоем, поскольку после высыхания поверхность изделия может слегка потрескаться.


Лакирование.

После того, как изделие полностью готово, его обычно покрывают лаком. Лак используют как жидкий, так и густой прозрачный. Жидкий лак нужно наносить несколько раз. Под защитным слоем лака краски не осыпаются и не выцветают.

4.Приемы лепки некоторых элементов.

Полезные советы.

Перед тем как приступить к работе, нужно внимательно рассмотреть и изучить строение цветка, травы и т.д. Можно использовать фотографии или рисунки, а можно самому сделать набросок и по нему лепить детали, соблюдая пропорции.

Стебель обычно у основания толще, а ближе к головке тоньше. Раскатайте на доске «колбаски». Вытяните от толстой части к тонкой до получения нужной длины и толщины. Но не делайте слишком тонкие стебли, так как при сушке они станут хрупкими и быстро сломаются. В том случае, если нужны очень тонкие элементы, постарайтесь, чтобы они лежали на какой-либо основе.

5

Листья и лепестки могут иметь совершенно разную форму. В зависимости от этого из теста делают разные заготовки – в форме шариков, эллипсов, конусов, «колбасок». Возьмите заготовку, расплющьте ее на доске и стекой или ножницами вырежьте лист или лепесток нужной формы (вырезать можно и на вису, как из бумаги). Если форма сложная, то стекой обозначьте контуры и по ним вырежьте. Снимите лист или лепесток с доски и подкорректируйте форму пальцами.

Клевер.

Для стебля скатайте «колбаски», уложите на противень.

Для листьев скатайте овальные заготовки, немного заострите концы и расплющьте на доске. Снимите с доски, подкорректируйте пальцами форму. Стекой нанесите прожилки. Прикрепите готовые листья к стеблю, предварительно смочив его водой, по три штуки.

Для цветков скатайте довольно крупные шарики, немного сплющьте их и положите на противень в места расположения цветков – это основа под цветы. Сделайте маленькие заготовки каплевидной формы. Смочите основу водой. При помощи стеки прикрепите заготовки к основе, делая в середине каждого лепесточка углубление.




6

Колокольчик.

Раскатайте тонкие стебли и уложите на противень. Листочки слепите из тонких «колбасок», прикрепите к стеблям, смачивая место соединения водой.

Для цветков сделайте на доске треугольную заготовку. Одну сторону нарежьте зубчиками (5 штук). Снимите цветок с доски, подкорректируйте лепестки пальцами. Смочите края водой и сверните воронкой. Положите цветок на противень, придавая лепесткам необходимый изгиб. Скатайте маленькие шарики и прикрепите их к внутренней поверхности цветка.



Мать-и-мачеха.

Стебли – чешуйчатые. Набирайте их из маленьких листиков, начиная с верхушки. Листики вылепите из заготовок каплевидной формы. Уложите их на противень.

Так как листья у мать-и-мачехи крупные, сделайте довольно большую плоскую заготовку. Легко нанесите стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листу объем и пластику. Прожилки, переходящие в черенок, сделайте из тонких «колбасок». Смочите лист водой и прикрепите прожилки. Готовые листья уложите на противень, прикрепляя к стеблям.

Для цветов скатайте довольно крупные шарики и расплющьте их на доске, растягивая в виде эллипса. Снимите заготовки с доски. Стекой сделайте разрезы от центра к краю в виде бахромы. Уложите головки цветка на противень, придавливая пальцем серединку. Так как цветы довольно «пушистые», можно сделать второй такой же ярус, положить поверх первого и так же придавить в центре пальцем. Для серединки скатайте шарик. Слегка вдавите его в серединку цветка и стекой сделайте несколько углублений.

7



Купальница.

Стебель скатайте из «колбасок», уложите на противень.


Листья у купальницы крупные, поэтому сделайте большую плоскую заготовку. Вырежьте стекой по контуру форму листа. Нарисуйте прожилки. Пальцами придайте листу объем и прикрепите к стеблю, предварительно смочив водой.

Для цветов вылепите лепестки из круглых и овальных заготовок разной величины. Скатайте небольшой шар и наложите на него сначала небольшие лепестки, а затем более крупные. Наружные края крупных лепестков немного загните. Для бутона также скатайте шар и налепите на него несколько лепестков. Прикрепите готовые головки к стеблям, смачивая водой.



8

Пижма.

Раскатайте стебли, уложите на противень.

Листья вылепите на доске из конусовидных заготовок. Снимите с доски. Стекой по краю вырежьте зубчики. Уложите на противень в виде «елочки». Из тонко раскатанных «колбасок» слепите прожилки и положите их поверх листиков, слегка придавливая.

Под будущие соцветия на противень положите плоские «блинчики», основу под цветочки. Цветы у пижмы состоят из множества сплющенных шариков. Скатайте шарик, немного сплющьте его. Смочите основу водой. На нее уложите полученный цветочек и стекой сделайте в нем углубления. По такому принципу вылепите все цветочки и соберите соцветия.



Ветреница.

Скатайте стебель, уложите его на противень.

Так как листья у цветка крупные, сделайте большую плоскую заготовку. Нанесите на нее стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листу объем и пластику. Листья прикрепите к стеблю, предварительно смочив его.

Лепестки сделайте, расплющив шарики. Заострите концы лепестков пальцами, прикрепите их к стеблю. Серединку слепите из приплюснутого шарика, стекой придавая ей фактуру «пушистости». Для пестика скатайте маленький шарик, прикрепите его в центр цветка.


9



Астильба.

Раскатайте стебель, уложите его на противень.

Так как листья у цветка крупные, сделайте большую плоскую заготовку. Нанесите на нее стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой боковые прожилки. Скатайте тонкие прожилки и уложите на лист. Пальцами придайте листу объем и пластику. Листья прикрепите к стеблю, предварительно смочив его.

Для цветов слепите «блинчик» и положите его на картон в место наибольшего скопления цветочков. Затем уложите на него тонко раскатанные заготовки для цветочных стебельков. Скатайте маленькие шарики, сплющьте их на доске, сделайте пять надрезов по внешнему краю, надавите в серединку стекой. Снимите заготовки с доски, прикрепите на «блинчик», создавая соцветия. Бутончики – маленькие шарики.



10

Ландыш.

Листья у ландыша крупные, поэтому понадобятся довольно крупные заготовки заостренные с двух концов. Стекой сделайте углубления в виде продольных полосок. Затем пальцами придайте листу нужную форму и изгиб. Когда все листья будут готовы, вложите их один в другой и немного скрутите у основания. Уложите на противень.

Раскатайте стебель, вставьте в листья, смочив водой. Прилепите к стеблю черенки.

Для цветка скатайте небольшой шарик и облепите им кончик мизинца. Осторожно снимите, немного сузив у основания, и ножницами вырежьте зубчики. Прикрепите готовые цветочки к черенку. В центр каждого цветочка вложите маленький шарик.



Василек.

Скатайте тонкие стебли и уложите их на противень. Вылепите узкие тонкие листочки и прикрепите их к стеблям, предварительно смочив водой.

Для цветов сделайте заготовки – равнобедренные высокие треугольники. У оснований треугольников ножницами сделайте зубчатый край. Пальцами сверните из треугольников «кулечки». Уложите их на противень, создавая соцветия, закрепите. Сверху прилепите бутончики каплевидной формы, немного сплющьте их и придайте стекой фактуру.


11



Ирис.

Вылепите стебли, лист и чашелистики. Уложите их на противень.

Для цветка вылепите лепестки из конусообразных заготовок, придавая им плоскую каплевидную форму. Пальцами придайте им помятость. Из нескольких лепестков сделайте «пучок». Еще одним лепестком, придавая ему нужный изгиб, оберните основание «пучка» с одной стороны. Таким же образом с другой стороны прикрепите второй лепесток.



12

Подорожник.

Листья у подорожника крупные, поэтому понадобятся довольно большие заготовки в форме веретена, т.е. заостренные с двух концов. Сделайте стекой углубления в виде продольных полосок, достаточно сильно надавливая. Затем пальцами придайте листу нужную форму. Когда все листья будут готовы, уложите их на противень розеткой.

Скатайте стебли, вставьте в розетку из листьев. Скатайте длинные «колбаски» для султанов, немного сплющьте их. Прикрепите к стеблям. Стекой нарисуйте «сетку», придавая соцветиям «чешуйчатость».



Ромашка.

Для серединки цветка скатайте маленький шарик, слегка расплющьте, прикрепите его в центр цветка. Стекой нарисуйте «сетку». Лепестки вылепите из заготовок каплевидной формы. Расплющьте их и уложите вокруг серединки.

Скатайте тонкие стебли с небольшим утолщением вверху, уложите на противень.

Листья слепите из «колбасок». Расплющьте их на доске. Легко нанесите стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листьям объем и пластику. Прикрепите к стеблю, предварительно смочив водой.

13

Роза.

Раскатайте стебель, уложите на противень. Прикрепите к стеблю колючки (зубочистки или треугольники из теста).

Сделайте пять заготовок для листьев сердцевидной формы. Стекой нарисуйте прожилки. Пальцами придайте листу объем и пластику. Прикрепите листья к стеблю, предварительно смочив водой.

Для цветов вылепите лепестки из круглых заготовок разной величины (четыре маленьких и пять больших). Скатайте маленький шарик и наложите на него сначала небольшие лепестки, затем более крупные. Наружные края лепестков немного загните. У основания прикрепите чашечку.



14

Подсолнух.

Для цветка скатайте довольно большой шар, немного сплющьте его и уложите на противень. В полученную заготовку по кругу вставить семена подсолнечника. Лепестки слепить из заготовок треугольной формы. Уложить их в два яруса.

Скатайте стебель, прикрепите к цветку, предварительно смочив водой.

Сделайте довольно крупные заготовки для листьев сердцевидной формы. Легко нанесите стекой на них очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листьям объем и пластику. Листья прикрепите к стеблю.



Некоторые пейзажи можно дополнить бабочками, стрекозами, божьими коровками.

Божья коровка.

Скатайте небольшой шар, немного сплющьте и вытяните его. Уложите на листок. Стекой нарисуйте голову и крылья. Слепите из тонких колбасок шесть лапок и два усика. Прикрепите их к туловищу, предварительно смочив водой.

15



Стрекоза.

Для головы слепите шарик. Для туловища слепите «колбаску» и еще одну для хвоста. Из маленьких шариков слепите глаза. Слепите еще четыре «колбаски» для крыльев. Слегка расплющьте и прикрепите к туловищу, предварительно смочив водой.




Бабочка.

Сделайте четыре заготовки для крыльев, две большие и две маленькие. Расплющьте их и вырежьте форму крыльев бабочки. Слепите шарик для головы. Для туловища слепите «колбаску» и еще одну для хвоста. Из маленьких шариков слепите глаза. Уложите все детали в месте соединения крыльев, предварительно смочив их водой. Из тонких «колбасок» слепите усики.

16



5. Основные законы композиции.

В переводе с латинского композиция – составление, сложение, соединение в единое целое в строгом порядке частей, которые вместе взятые образуют определенную форму. Сочетание частей, сложение их элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в природе. Каждое растение состоит из частей: листьев, стеблей, цветков… Вместе же они образуют определенную форму, которая представляет собой гармонически законченную композицию. Создавая различные предметы искусства, человек использует формы, рожденные природой, подражая ей.

Построение композиции – творческий процесс создания изделия от начала до конца.

Рассмотрим два закона композиции. Главный смысл первого закона цельности – неделимость композиции. Все ее элементы связаны и взаимно согласованы.

Второй закон – закон контрастов, которые придают выразительность всей композиции. Существуют контрасты по фактуре, по толщине, по величине, по цвету.

Кроме законов композиции есть еще разнообразные правила и приемы композиции.

Прежде всего – соблюдение ритма, равномерного чередования одних и тех же элементов. Это правило применяется редко, т.к. присущ орнаменту. Но без знания этого правила нельзя заниматься творчеством.

17

Сюжетно-композиционный центр. Он должен привлекать внимание зрителя. Центр композиции выражает главное в содержании сюжета, выделяется объемом, цветом, фактурой, величиной и т.п. Он не всегда расположен в центре работы.


Симметрия. Если по центру провести линию, то слева и справа будут одинаковые уравновешенные части, т. е. одна часть зеркально повторяет другую.

Асимметрия, т.е. отсутствие или нарушение симметрии. Это правило помогает придать изделию динамичность, характер и легкость.


  1. Список используемой литературы.

  1. И.Михайлова «Лепим из соленого теста», Москва: «Эксмо», 2004 год.

  2. О.А.Карелина «Цветы из разных материалов», Москва: «Дрофа-Плюс», 2008 год.

  3. Журнал «Клуб», № 1 январь 1998 год, Москва: «Профиздат».



18

Приложение.

Работы, выполненные в творческом объединении «Подарочек».





19




20