sotrud.ru 1 2 ... 80 81




город 
театр

архитектура 

и мы

...Мраморным не был театр,
покрывала еще не висели,
Сцены еще не залил желтою
влагой шафран. 
Только и было всего, 
что листва с палатинских
деревьев просто висела кругом,
не был украшен театр
O в и д и й   Н а з о н


Каждый город – своего рода театр. Он завораживает постоянным действием, интригой, разыгрывает настоящие
спектакли: растекается широкими проспектами, чтобы затем вознестись башнями жилых домов, утопает в мяг-
кости скверов и бульваров и отражается в стеклянных стенах и витринах магазинов... Город устроен как театр. В
нем есть актеры и зрители, и главная сцена - площадь, иногда парадно-помпезная, порой буднично-унылая, есть
кулисы переулков... Все это формирует наше поведение, приглашает каждого стать немного актером. Сценичес-
кие декорации - парки и скверы - меняют свой облик в соответствии с сезонами: утонченно романтичны весной,
роскошно зеленятся летом, царственно торжественны осенью, строго графичны зимой. Постоянные декорации
обладают удивительной способностью преображаться. Центр города напоминает пышные ложи и партер, а
«спальные» районы скорее похожи на галерку. Пространственной режиссуре города также свойственна театраль-
ность, на нее обращают внимание ученые: «пространственная ориентация старой Москвы совпадала со взглядом
пешехода, идущего по изгибам переулков. Церкви и особняки поворачивались перед его взором, как на театраль-
ном круге. Не очерченный силуэт, а игра плоскостей. Петербургское пространство, как театральная декорация,
не имеет обратной стороны, московское не имеет главного фасада». 
(Продолжение стр.78)

Двор на Петровке помнит многое. Когда-то это

было «подворье» особняка купца Михаила Губина, пе-
музейный
реходящее в большой парк, тянущийся до самой Боль-
шой Дмитровки. Парк с романтическими аллеями и
беседками, утопающими в зелени. Но парк давно заст-
дворик
роен, а здание на Петровке неоднократно сменило хо-
зяев, и теперь здесь находится Московский музей со-
временного искусства. Во дворе с момента открытия
музея начал формироваться парк скульптур под от-
крытым небом. Первым экспонатом музейного дво-
рика, стал  «Диск Солнца» известного итальянского
скульптора Арналдо Помодоро, работы которого
принадлежат музею Ватикана, экспонируются рядом с
зданием ООН в США. Во дворе здания на Петровке 25
установлен пролет винтовой лестницы Эйфелевой
башни –  реди мейд, если хотите. В Париже в восьми-
десятых годах реконструировали архитектурный па-
мятник, и лестницы между вторым и третьим этажами







были демонтированы. Они стали достоянием крупных музеев мира. Последний
Зураб Церетели
лестничный марш оказалась в коллекции Московского музея современного
Дворник
искусства  и украшает его двор.
2 0 0 2
Бронза
Скульптура всегда присутствовала в садах и парках романтизма, но в  ХХ ве-
ке возникла новая мода, родившаяся из необходимости организовывать выставки
Арнальдо 
скульптуры под открытым небом. В Москве таким парком  искусств  стал Музеон
Помодоро
при ЦДХА, а теперь и двор Московского музея современного искусства. Здесь
Солнце 
можно встретить скульптуру Юрия
2 0 0 0
Орехова и Зураба Церетели, Миха-
Бронза позолоченная
ила Дронова и Василия Богаче-
ва, Георгия Очнаури и Марины
Зураб Церетели

Романовской. Экспозиция музея

Дон Кихот 
начинается с входного портала, и
и Санчо Панса
зритель плавно переходит из от-
2 0 0 0
крытого пространства в прост-
ранство экспозиционных залов.
Массимо Гьоти
Скульптура на улице осуществляет
Композиция
некую связь, коммуникацию меж-
Металл
Василий Церетели
Проект 
«Парад коров»
2 0 0 5
Василий Богачев
Фонтан
Металл
ду музеем и внешним миром, городской средой и ее историей, памятью о людях
любивших этот город в давние времена и теми, кто сегодня ходит по ее улицам..  В
скульптурных образах здесь живут  Блок и Сахаров, Высоцкий и Окуджава, Цве-
таева и Ахматова. Здесь неожиданно возникают образы литературных героев, та-
ких как Дон Кихот и Санчо Пансо, воплощенных в гротесковой скульптурной
композиции Зураба Церетели. 
Это пример того, как исторически наслаивается культурная среда города,
это пример того, как сохраняется  память об истории города. И в то же время
это место, которое  дарит свое тепло москвичам сегодня.  Они приходят в му-
зей и гуляют  по музейному дворику, сидят на скамейках, фотографируются,
просто живут...  
Ольга Меркушева



следующая страница >>