sotrud.ru 1 2 ... 119 120

 
Санкт-Петербургский государственный 
университет 
 
 
 
 

М. С. Уваров 

 
Третья природа 

Размышления о культуре  
и цивилизации 
 
 

 
 
 

Издательский Дом  
С.-Петербургского государственного университета 
2012 


ББК 71.0+ 87.3 
У16 
 
Р е ц е н з е н т ы:   
  д-р филос. наук проф. Н. В. Голик  (С.-  Петерб. гос. ун-т);  
  д-р культурологии проф.   Л. В. Никифорова  
  (Рос. гос. пед. ун- т им. А.И. Герцена) 
 
 
Печатается по постановлению 
Ученого совета 
философского факультета  
Санкт-Петербургского государственного университета 
 
 
 

Уваров М. С.  
У16      Третья  природа:  размышления  о  культуре  и 
цивилизации.  – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 
2012. – 252 с. 
 
ISBN  978-5-288-05322-1  
 
В книге освещены актуальные тенденции изучения современ-
ной культуры и цивилизации. Предлагается авторский подход к 
концепту  «третья  природа»,  основанный  на  уникальности  идеи 
культуры. Рассматриваются вопросы, связанные с функциони-
рованием  и  перспективами  постмодернистской  цивилизации, 
ролью  христианства  в  современном  мире.  Особое  внимание 
уделяется  проблеме  альтернативной  культуры,  а  также  контр-
культурным трансформациям в их истории. 
Предназначена  для  преподавателей  и  научных  работников 
высшей школы, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется 
проблемами современной цивилизации и культуры. 
 
ББК 71.0+ 87.3 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
© М. С. Уваров, 2012 
ISBN  978-5-288-05322-1          © Санкт-Петербургский 

государственный университет, 2012 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Вместо введения. «Третья природа»?.....................  
 

 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
. КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИЯ…  11 
Языки философии в эпоху глобализации……………..  
Человек в междисциплинарном пространстве  
 
культуры…………………………………………………….….  20 
Снова ящик Пандоры?……….…................................  47 
Антонио Негри: великий и ужасный…….……….…….  53 
В век телевидения, компьютера и интернета……….  65 
 
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «ТРЕТЬЯ ПРИРОДА» И 
 
ПОСТМОДЕРНИЗМ……………………………………………  80 
Постмодернистская цивилизация.……………………..  
Постмодернизм и культура………………………………..  84 
Ежик в тумане, или Похороны Винни-Пуха……..…..  101 
Русский коммунизм как постмодернизм……………..  127 
Интеллигенция в условиях постмодернистской 
 
цивилизации……………………………………………….…  152 
 

 
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: СЕМИОТИКА 
 
ПОВСЕДНЕВНОГО……………………………………………  161 
Альтернативная культура и советско-российский 
 
опыт повседневности……….………………………………..  
Интеллигенция и светский гуманизм………………….  175 
Русская философия искусства: в поисках начал…..  188 
Философия мученичества: проекции XX века………  208 
Вузовская педагогика в оптике отечественного  
 
кинематографа…………………………………………….…  224 
P.S.
 Не слишком серьезно……………….…………….….  239 
Заключение 

249 


 
 
 
 
 
 

Вместо введения 
«Третья природа»? 
 

Вопрос  о  «третьей»  природе  имеет  давнюю  историю. 

Примерно  с  середины  XIX в.  в  социальную  философию 
входит  убеждение  о  том,  что  существующее  вокруг  чело-
века бытие делится на две уникальные части  – мир «пер-
вой»  и  «второй»  природы,  т. е.  на  природный  и  социаль-
ный  миры. Благодаря  марксистской  политэкономической 
теории и в особенности теории социальной революции эта 
точка зрения долгое время считалась (по крайней мере, в 
отечественной  литературе)  единственно  возможной.  Од-
нако в дальнейшем появились другие концепции.  
Развернувшиеся  еще  на  рубеже  XIX  и  XX вв.  напря-
женные  дебаты  вокруг  соотношении  культуры  и  цивили-
зации  (К. Н. Леонтьев,  Н. Я. Данилевский,  Й. Хейзинга, 
О. Шпенглер и др.), а в особенности трагические события 
начала и середины XX в. отразили следующий очевидный 
факт.  Постепенно  становится  понятным,  что  слияние 
культуры и социально-политической жизни в единую «со-
циокультурную» систему в теоретическом плане не вполне 
состоятельно.  После  новаторских  работ  американского 
антрополога Л. Уайта и его учеников, а позже и благодаря 
исследованиям  в  рамках  Московско-Тартуской  семиоти-
ческой 
школы, 
книгам 
выдающихся 
ученых 
И. М. Дьяконова,  М. М. Бахтина,  Д. С. Лихачѐва  посте-
пенно  выкристаллизовывается мысль  о том,  что культура 
представляет  собой  особую  внеположенную  человеку  ре-
альность, отличающуюся от реальности социальной. 
Однако  и  здесь  оставались  неясности.  Оказалось,  что 
внутри «первой» природы можно выделить составные час-
ти.  Отсюда  появляется  концепция  «трех  природ»  (живая, 
неживая  и  социокультурная  реальности).  С  этих  позиций 



следующая страница >>