sotrud.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение –


«Гимназия г. Надыма»

КАК ПОЛЮБИТЬ МОЛОЧНЫЕ И КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ?

/практико-ориентированный проект/

Исполнитель: Солганова Кристина,

ученица 3 «А» класса

МОУ «Гимназия г. Надыма»

Руководитель: Перетягина Анна Михайловна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Надым, 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление
…………………………………………………………………… .. ………………………….3

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1 Молочные и кисломолочные продукты………………………………………………..4

1.2 Роль молочных и кисломолочных продуктов в жизни человека…………6

2. Практическая часть

2.1 Подготовительный этап проекта………………...………………………. . …………… 7

2.2 Выполнение проекта…………………………………………………….... ………………… 8

2.3 Подведение итогов проекта…………………………………………………. . …………9

Заключение…………………………………………………………………………………………….. 11

Список литературы………………………………………………………………………………….12

Приложения……………………………………………………………………………………………. 13

Введение

Актуальность

Во втором классе мы ежедневно стали ходить в столовую, чтобы выпить стакан молока. В нашем классе многие дети отказываются пить молоко, хотя с дошкольного возраста знают следующие истины: «Пейте, дети, молоко будете здоровы! Молоко – самый полезный напиток». Отсюда возникает противоречие: почему все дети, зная о пользе молока, не любят его пить, да и некоторые взрослые, осознавая пользу молока, не хотят его пить в чистом виде, а только добавляют в кофе или в кашу. Мне хочется изучить особенности молочных и кисломолочных продуктов, осознать необходимость и значение данных продуктов в жизни каждого человека.

Также я задумалась над тем, что можно сделать для того, чтобы моя младшая сестра, мои одноклассники и все дети, полюбили молочные и кисломолочные продукты, так как я поняла, что многие дети не любят данные продукты. Отсюда тема исследовательской работы: «Как полюбить молочные и кисломолочные продукты?»


Каждый ребёнок должен знать ответ на волнующий его вопрос не только ради любознательности, а чтобы быть образованным, уметь применять знания на практике, в жизни, чтобы воплощать свои идеи и замыслы.

Цель работы: изучить особенности молочных и кисломолочных продуктов и разработать картотеку блюд из данных продуктов.

Объект: молочные и кисломолочные продукты.

Предмет: технология.

Задачи:


  1. Изучить информацию о молочных и кисломолочных продуктах: состав, особенности, калорийность и значение.

  2. Провести анкетирование среди детей и взрослых, обработать результаты и построить сравнительные диаграммы.

  3. Разработать и оформить картотеку молочных и кисломолочных блюд и напитков.

  4. Приготовить творог в домашних условиях.

  5. Проверить реакцию окружающих людей на составленную картотеку.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Основная часть

1. Теоретическая часть

    1. Молочные и кисломолочные продукты: состав, калорийность, польза

Молоко и кисломолочные напитки относятся к древнейшим продуктам питания. Более 6 000 лет назад в Вавилоне доили коров и получали масло и кисломолочные напитки.

Молоко – незаменимый продукт детского питания, в состав которого входят более 100 различных веществ, необходимых растущему организму. Молоко содержится в рационе человека с младенчества, а в дальнейшем используется в качестве профилактики и лечения различных заболеваний.

В молоке содержатся почти все известные жирорастворимые и водорастворимые витамины: витамины группы В, витамин С, витамин А, витамин РР, витамин Н и другие.

Из минеральных веществ в молоке представлены соли кальция, фосфора железа,

калия, натрия, магния; а так же цинк, марганец, свинец, медь, кобальт, бром, фтор и


многие другие.

Молоко является очень полезным продуктом благодаря высокому содержанию

витаминов, микро- и макроэлементов, легкоусвояемых жиров, белков и углеводов.

Такой состав молока делает его крайне полезным. Прием молока благотворно влияет на

процессы формирования и роста зубов и костей, на работу сердца и мозга, на процессы

кроветворения и на нервную систему.

Очень важен тот факт, что содержащиеся в молоке компоненты сбалансированы между

собой:

- молочный жир усваивается организмом человека на 95%;

- белки, содержащиеся в молоке, богаты необходимыми для роста аминокислотами;

- в свежем молоке содержится множество ферментов, способствующих

пищеварению, особенно у детей;

- углеводы представлены в молоке молочным сахаром, который служит прекрасным

источником энергии, легко усваивается и способствует улучшению микрофлоры

кишечника.

Молоко, без сомнения, благотворно влияет на работу органов пищеварения. Причины

этого положительного воздействия заключаются в обилии воды в составе молока и

присутствии метионина, который представляет собой серосодержащую аминокислоту -

составную часть молочных белков.

Установлено, что некоторые вещества молока стимулируют работу почек.

Организм человека прилагает минимальные усилия для переваривания и усвоения

молока и молочных продуктов, желудок выделяет на переваривание молока весьма

ограниченное количество пищеварительного сока. Калорийность молока невысокая -

примерно 60 ккал на 100 г продукта (См. Приложение. Таблица № 1).

Кисломолочные продукты получают при сквашивании молока. Кисломолочные продукты содержат те же питательные вещества, что и молоко, но усваиваются лучше и быстрее, так как в результате кисломолочного брожения белок переходит в легкоусвояемую форму.

К кисломолочным продуктам относятся: кефир, простокваша, ацидофилин, йогурт, творог и творожные изделия, сметана.

Кефир получают в результате сбраживания молока специальными микроорганизмами – кефирными грибками, перерабатывающими молочный сахар в молочную кислоту. Молочнокислые бактерии вырабатывают бактерицидные вещества, подавляющие рост многих болезнетворных бактерий. Кефир очень полезен детям, так как легко и быстро усваивается.

Кефир готовят из пастеризованного молока. Его нельзя назвать просто молочнокислым

продуктом. Дело в том, что в кефире протекают одновременно два процесса брожения.

Один из них нам уже хорошо знаком на примере той же простокваши - он называется

молочнокислым брожением, из-за которого кефир все-таки причисляют к молочнокислым напиткам. Но вот второй процесс брожения довольно необычен для

такого напитка: это спиртовое брожение, и вызывается оно молочными дрожжами.

Присутствие в кефире молочнокислых бактерий благотворно сказывается на состоянии

внутрикишечной среды, подавляя в ней процессы брожения и гниения. Вырабатываемые

микроорганизмами кефира составляющие этого напитка обладают слабым тонизирующим действием, поэтому кефир положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную систему. Вдобавок кефир повышает сокоотделение в желудке и выделение панкреатического сока в кишечнике.

Простокваша практически по составу не отличается от обычного кефира. Простокваша имеет более низкую кислотность, поэтому относится к продуктам детского и лечебного питания.Она изготавливается двумя способами. Обыкновенную простоквашу

получают на культуре молочнокислых стрептококков, а мечниковскую - на смешанной

культуре, в которую добавлена очень полезная болгарская палочка. Болгарской

палочкой заквашивают и йогурты.

Как показали длительные наблюдения врачей, простая, всем известная простокваша,


оказывается, обладает целебными свойствами: она заметно улучшает аппетит и повышает сокоотделение в желудке. Пищевая ценность простокваши очень высока, что объясняется присутствием в продукте различных витаминов группы В, а также, что не менее важно, антибиотических веществ - холина и лецитина. Простокваша обладает легким слабительным действием.

Ацидофилин также по составу и калорийности аналогичен обычному кефиру, однако обладает более выраженными лечебными свойствами, так как вырабатывается с использованием специальной ацидофильной палочки, которая легко приживается в кишечнике человека и оказывает длительное благотворное действие на процессы пищеварения.

Йогурт образуется в результате молочнокислого брожения особыми бактериями – болгарской палочкой. Эти бактерии стимулируют пищеварение, поддерживают кишечную флору, борются с возбудителями заболеваний. Йогурты бывают «живыми», которые значительно полезнее, но срок хранения их при комнатной температуре составляет 2 – 3 дня и йогурты, прошедшие термическую обработку.

Сметана, в отличие от большинства остальных кисломолочных продуктов, обладает

высокой калорийностью: содержит до 380 ккал на каждые 100 г продукта (См. Приложение. Таблица № 1). Следует отметить, что сметана очень вкусна. Другое достоинство сметаны, определяющее ее потребительские качества, - это содержание большого количества молочного жира. Среди всех молочных продуктов сметана является одним из основных источников молочного жира.

Творог получают путём сквашивания коровьего молока и частичным удалением сыворотки. Вырабатывают творог из цельного, а также из частичного или полностью обезжиренного пастеризованного молока. Традиционный творог выпускают с содержанием жира – 18% (жирный), 9% (полужирный) и обезжиренный. Жирный творог представляет собой концентрат молочного жира и белка, обезжиренный концентрат белка. В белке творога содержатся все необходимые для жизни человека аминокислоты, он богат солями кальция и фосфора.


Сыр – один из наиболее древних продуктов питания человека. Он получается путём воздействия на молоко молочнокислых бактерий, ферментов. Питательная ценность сыра обусловлена высоким содержанием белка – до 25% и молочного жира – до 30%, а также наличием незаменимых аминокислот, витаминов А, В, РР, солей кальция и фосфора. Питательные вещества, содержащиеся в сыре, усваиваются организмом человека практически полностью на 99%. Потребление слишком большого количества сыра не рекомендуется из-за высокого содержания в нём соли.

Сливки – молочный диетический продукт с высоким содержанием жира, приготовляемый путём сепарирования коровьего молока. Сливки используют для приготовления различных кулинарных изделий. Употребление сливок строго ограниченно, их нельзя принимать в качестве напитка, только как определённая добавка.

1.2 Роль молочных и кисломолочных продуктов

Молоко и продукты, изготовляемые из него, имеют высокую пищевую ценность, являются источником жизненно важных веществ – белков, жиров, углеводов, целого набора витаминов и минеральных солей. Они должны быть обязательным компонентом ежедневного рациона питания человека.

Таким образом, все молочные и кисломолочные продукты содержат следующие компоненты:


  • белки;

  • углеводы;

  • жиры;

  • витамины;

  • минеральные вещества: кальций, фосфор;

  • воду.

Отсюда несомненная польза, которая заключается в следующем: молочные и кисломолочные продукты:

  • легко и быстро усваиваются;

  • являются необходимым материалом для развития и роста организма;

  • способствуют укреплению костей и зубов;

  • способствуют созданию специальной микрофлоры в кишечнике;

  • способствуют подавлению роста многих болезнетворных бактерий;

  • оказывают положительное действие на процессы пищеварения;
  • положительно влияют на сердечно-сосудистую и нервную систему.


Молочные и кисломолочные продукты необходимы и полезны не только детям, но и людям всех возрастов.

2. Практическая часть

2.1 Подготовительный этап проекта

Для того, чтобы точно определить, что означает в процентном соотношении «многие дети и некоторые взрослые не любят пить молоко», проведём анкетирование среди детей начальных классов и среди взрослых – учителей и родителей.

Изучив информацию о молочных и кисломолочных продуктах: состав и особенности, осознав их значение в жизни людей, возникает следующий вопрос: «Что можно сделать, чтобы моя младшая сестра, а также все дети, полюбили молочные и кисломолочные продукты?» Считаю, что можно поэкспериментировать и выявить способы, которые будут вызывать желание и аппетит употреблять молочные и кисломолочные продукты.

Проблема: как вызвать желание кушать молочные и кисломолочные продукты и блюда, приготовленные из них.

Объект исследования: молочные и кисломолочные продукты.

Предмет исследования: технология.

Цель проекта: разработать картотеку молочных и кисломолочных блюд и напитков.

Задачи проекта:

  1. Провести анкетирование среди учащихся начальной школы и среди взрослых. Обработать результаты анкетирования. Построить диаграммы.




  1. Определить способы приготовления и украшения молочных и кисломолочных блюд.



  1. Разработать рецепт приготовления творога в домашних условиях и способ его украшения.



  1. Создать картотеку молочных и кисломолочных блюд, вызывающих аппетит.



  1. Определить реакцию сестры, а также других окружающих на приготовленные блюда.

Гипотеза: предположим, что молочные и кисломолочные блюда, могут вызывать аппетит, если:
  • применить способы украшения;


  • использовать самый любимый продукт в качестве дополнения к блюду;

  • использовать красивую и необычную посуду.


Результат проекта: составить картотеку молочных и кисломолочных блюд, которые будут вызывать аппетит и положительные эмоции со стороны окружающих людей (удивление, восхищение).

2.2 Выполнение проекта

«Результаты анкетирования среди детей и взрослых»

В анкетировании среди детей приняли участие 50 учащихся начальных классов и 15 взрослых. Участники анкетирования отвечали на 6 вопросов, которые представлены в таблице (См. Таблица № 1 ). В результате обработки анкет среди детей выявлено следующее: употребляют молочные и кисломолочные продукты ежедневно – 42%, не употребляют молочные и кисломолочные продукты ежедневно – 58 %; любят пить молоко 36 %, не любят пить молоко – 64%; любят творог – 46 %, не любят творог – 54%.

В результате обработки анкет среди взрослых выявлено следующее: употребляют молочные и кисломолочные продукты ежедневно – 74%, не употребляют молочные и кисломолочные продукты ежедневно – 26 %; любят пить молоко 34 %, не любят пить молоко – 66%; любят творог – 100 %. (См. Таблица № 2 и Таблица № 3).

Таким образом, результаты анкетирования подтвердили наши предположения о том, что дети не любят пить молоко, есть творог и употреблять молочные и кисломолочные продукты ежедневно, а взрослые не любят пить молоко. (См. Рис. 1 – 3).

«Разработка картотеки молочных и кисломолочных блюд,

которые вызывают аппетит»

Для того чтобы приготовить любое блюдо необходимо следующее:

  • эмоциональный настрой;

  • знание рецепта;

  • необходимые ингредиенты.

Под эмоциональным настроем мы понимаем следующее: хорошее настроение, желание готовить, желание творить, фантазировать.

Фантазия проявляется при украшении блюда.

Способы украшения блюд:


  • выложить художественное изображение;

  • выложить надпись в виде ласкового обращения или пожелания;

  • использовать в приготовленном блюде самый любимый продукт в качестве добавки.

Художественное изображение может быть самым различным и необычным: растение, животное, предмет и другое.

Надпись может быть составлена в виде:

  • ласкового обращения по имени, например: Машеньке!

  • приветствия, например: «Привет!»

  • искреннего пожелания, например: «Удачи!» и тому подобное.

В качестве добавки к блюду можно использовать самые любимые продукты, которые будут не только нравиться на вкус, но и украшать блюдо. Например: какой-либо любимый фрукт или ягода.

Кроме способов украшения, важно учитывать способы подачи блюда.

Способы подачи блюда:

  • использовать необычную посуду;

  • преподнести блюдо с улыбкой и приятными словами.

Необходимо подбирать следующую посуду: яркого цвета, с рисунком, с использованием объёмных деталей, с дополнительными фигурками.

Прежде чем начать разрабатывать рецепт приготовления творога, мною были изучены следующие понятия: «рецепт», «структура рецепта», «особенности рецепта», «общепринятые сокращения в рецепте», «оформление рецепта».

Предлагаю следующий рецепт приготовления творога.

«Творог домашний»

Ингредиенты: коровье молоко или кефир.

Инструменты и оборудование: кастрюля, дуршлаг, мерный стакан, столовая ложка, электроплита.

Особенности приготовления: 1 стакан молока или 1 стакан кефира, заполнить кастрюлю содержимым и поставить на медленный огонь; варить до однородной массы, не перемешивая, слить в дуршлаг, выложить на тарелку, добавить сахар и сметану по вкусу.

Способ украшения: выложить надпись или обращение, используя фрукты или ягоды.

Отличительные свойства домашнего творога: свежий, мягкий, нежный, тёплый и вкусный.


2.3 Подведение итогов проекта

В результате практической части проекта построены сравнительные диаграммы, составлена картотека молочных и кисломолочных блюд, которые могут вызывать аппетит, а также разработан рецепт приготовления творога в домашних условиях и способ его украшения.

Особенности разработанной картотеки молочных и кисломолочных блюд:


  • необходимо всегда осуществлять всевозможные способы украшения блюда;

  • необходимо придерживаться определённых способов подачи блюда;

  • блюда должны готовиться с любовью и с желанием.

Результат проекта положительный: картотека составлена и вызывает интерес со стороны окружающих, разработан и приготовлен рецепт творога в домашних условиях (См. Приложение).

Заключение

В ходе работы над данным проектом узнала интересную информацию о молоке и кисломолочных продуктах: состав, особенности, калорийность, значение. Провела анкетирование, обработала результаты и составила сравнительные диаграммы.

Осознала особенности разработки рецепта, разработала рецепт приготовления творога в домашних условиях, что имеет практическую значимость, так как данный рецепт могут использовать все желающие. Выявила способы украшения и подачи блюд, которые способствуют повышению аппетита.

Таким образом, смогла поделиться своими знаниями, эмоциями с одноклассниками и друзьями.

Цель и задачи проекта выполнены, практическая направленность проекта обоснована, так как разработанную картотеку просмотрели одноклассники, друзья и родственники. Картотека вызывает интерес и восхищение окружающих.

Список литературы

    1. Зимина В. С. Технология приготовления кисломолочных продуктов лечебного питания. М.: Просвещение, 1986.



    1. Калерин И. В. Поварёнок. М.: Прогресс, 2001.


    1. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск, 1994.



    1. Этикет и сервировка праздничного стола. М.: Прогресс, 2002.



    1. http://supercook.ru