sotrud.ru 1

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать…

Обоснование актуальности


Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

В настоящее время лекарства стали спутниками всей жизни человека. Они снижают смертность и увеличивают продолжительность жизни. Но любое лекарство имеет «обратную сторону».

Лекарство – это средство лечения больных по рекомендации и под наблюдением врача, назначавшего исходя из медицинских показаний и контролирующего ход лечения.

Потребление лекарств увеличивается с каждым годом. Сегодня возникают множество хронических заболеваний, при которых больные нередко прибегают к самолечению. Это особенно усиливается с возрастом.

В чем же опасность самолечения? Если лекарство противопоказано при данной болезни больному, то происходит лекарственное загрязнение внутренней среды организма, которое может закончиться трагически. Теперь допустим, что действительно лекарство показано при имеющейся болезни, но в этом случае больной нарушает дозы применения препаратов. Если больной нарушает дозировку препаратов, то возможны два крайних последствия – развитие хронической болезни и токсического осложнения, т.е. лекарственного отравления. Так при длительном применения ацетилсалициловая кислота (аспирин) оказывает местнораздражающее действие, вызывает эрозию слизистой оболочки у детей. Это эрозия ткани человеческого организма.

Сегодня отмечается рост аллергических проявлений к лекарствам. Так пенициллин вызывает тяжелые аллергические реакции, особенно у детей.

В каждой семье к лекарству должно быть определенное отношение, которое вкратце можно свести к следующему:
  • не надо иметь лекарства впрок (кроме тех, которые необходимы по назначению врача, с учетом вашего состояния организма);


  • лекарства следует хранить в недоступном для детей месте;

  • выписанное врачом лекарство для лечения детей в домашних условиях следует получать из рук старших;

  • о любом изменении в состоянии больного после приема лекарства нужно сообщить врачу;

  • лекарства применять строго по назначению врача;

  • лекарства следует хранить в соответствующих условиях.

Бесконтрольное применение лекарств может вызвать образование лекарственной зависимости организма, ведущее к злоупотреблениям лекарственными средствами.

В конце 60-х годов нашего столетия возросла озабоченность проблемой, связанной со злоупотреблением наркосодержащими лекарствами, распространившимся среди подростков в развитых странах. Может наступить смерть не только в результате регулярного злоупотребления, но даже при первой попытке. Употребление наркотических веществ ведет к распаду личности, нарушению психики и к разрушению здоровья.

Человек, борясь за чистоту окружающей среды, должен бороться и за чистоту внутренней среды.

Мероприятия, предлагаемые в проекте, будут направлены на формирование позитивного и серьезного отношения к применению лекарственных средств, использованию рецептов народной медицины.

Необходимо воспитать бережное отношение к природным ресурсам.

Растительный мир нашей страны очень богат и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг по праву можно назвать зеленой аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике проявляются все новые и новые лечебные средства, но только, фитотерапия (лечение травами), зародившаяся в глубокой древности, сохранилась в арсенале лечебных средств вплоть до наших дней.

В настоящее время каждый человек задумывается о свое здоровье и каждый вправе решать как и чем ему лечиться: либо препаратами химического производства, либо природными, можно сказать, народными средствами.


Возможно чередование, либо сочетание вышеуказанных способов. Но то, что от фитолечения исходит польза – это нескрываемый факт. Сотрудники нашего института тесно сотрудничают с фитоотделом фармацевтической промышленности: прежде чем растения пойдут в производство, мы тщательно изучаем их свойства, выявляем степень насыщенности лечебными веществами, уточняем какие именно части растений полезны при различных заболеваниях.

В ходе реализации проекта будут закреплены существующие и созданы новые направления совместной деятельности учащихся.

Проект будет реализован учащимися 5 класса: Ивановой Мариной, Морозовым Димой, Павловым Костей, Петровой Мариной, Тимофеевой Надей, Филипповым Алешей.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

создать благоприятные условия для раскрытия проблемы экологии человека и развития навыков охраны здоровья человека.

Задачи:

  • развитие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

  • совершенствование потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

  • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

  • расширение представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

  • привлечение внимания учащихся к работе фармакологического учреждения по сбору лекарственных трав.

  • развитие умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

Содержание проекта

В рамках данного проекта планируется:

  • проведение наблюдений, исследований, изучений дикорастущих растений;

  • изучение литературы по экологии, фармакологии, биологии;


  • сбор лекарственных трав;

  • оформление фитоальбома, гербария лекарственных трав;

  • семинарские занятия по темам:

  1. Что такое лекарственные средства?

  2. Роль лекарственных средств в жизни человека.

  3. Как люди лечились в старину?

  4. Чем можно заменить лекарства?


- внеклассное занятие по теме: «Есть в травах и цветах целительная сила...» с целью изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике;

познакомить с лекарственными растениями родного края(на территории сельского поселения);

продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой, через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока;

воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений.

  • научно-практическая конференция на тему: «Лекарственные

растения в жизни человека» с целью:

1) углубить и расширить знания обучающихся о ценности лекарственных трав;

2) продолжить формирование бережного отношения и любви к природе, экологической культуре, рационального использования природных ресурсов.

- Формирование команды по реализации проекта

Программы занятий включает работу в малых группах, интерактивные игры. Занятия будут проводиться с привлечением специалистов по фармакологии, медицины, биологии. В ходе реализации проекта все участники будут изучать необходимые материалы по экологии, биологии и народной медицине.

Методическое обеспечение

В разработке и реализации проекта будет оказана квалифицированная помощь специалистов:
Иванова Эмилия Марковна - фармацевт
Ильина Роза Федоровна – биолог

Григорьева Татьяна Николаевна - медсестра

Потапов Н.И. - предприниматель, производитель фиточая «Аван»


Механизмы реализации проекта
Руководящую роль и основным исполнителем реализации проекта будет играть актив класса.

Партнерами выступят: учащиеся начальных классов и вожатые

В рамках проекта предполагается тесное сотрудничество с аптекой ХУБ

План реализации проекта



Мероприятие

Сроки

1.

проведение наблюдений, исследований, изучений дикорастущих растений, произрастающих в нашей местности;

В течение

года

2.

изучение литературы по экологии, фармакологии, биологии;

Октябрь,

ноябрь

3.

Встреча с фармацевтом ХУБ Ивановой Э.М.

Декабрь

4.

Проведение семинарских занятий по темам:

  1. Что такое лекарственные средства?

  2. Роль лекарственных средств в жизни человека.

  3. Как люди лечились в старину?

  4. Чем можно заменить лекарства?

Январь –

апрель

5.

Встреча с Потаповым Н.И.

Март

6.

Проведение внеклассного занятия по теме: «Есть в травах и цветах целительная сила...»



Май

7.

сбор лекарственных трав;


Июнь

8.

оформление фитоальбома, гербария лекарственных трав;

Июнь


Результаты реализации проекта

Результатами реализации проекта мы видим:


  • формирование позитивного и серьезного отношения к применению лекарственных средств, использованию рецептов народной медицины.

  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

  • расширение опыта ребенка в экологически ориентированной деятельности.



Научно-практическая конференции в 5-м классе по теме: "Лекарственные растения в жизни человека"

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.


ведущий;

научный сотрудник ВИЛР (Всероссийский институт лекарственных растений);

фармаколог

косметолог

дерматолог
Задачи:

- углубить и расширить знания обучающихся о ценности лекарственных трав;

- продолжить формирование бережного отношения и любви к природе, экологической культуре, рационального использования природных ресурсов.
Оборудование:

таблица или картинки с изображением лекарственных растений региона

гербарии лекарственных растений данной местности;

вырезки из газет и журналов с полезными советами из рубрики “Лечение травами”;

предметы косметики и парфюмерии сделанные на травах;


выставка книг о лекарственных растениях.

Ход занятия:

Ведущий.


Я не степью хожу, я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь
Ты природой расписанный странный рецепт.

Растительный мир нашей страны очень богат и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг по праву можно назвать зеленой аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике проявляются все новые и новые лечебные средства, но только, фитотерапия (лечение травами), зародившаяся в глубокой древности, сохранилась в арсенале лечебных средств вплоть до наших дней.

На сегодняшней конференции присутствуют специалисты, деятельность которых тесно связана с растениями. (Ведущий представляет гостей). Каждый из них поведает нам о значении растений с разных сторон.

Слово представляется… сотруднику института лекарственных растений.
Сотрудник ВИЛР. Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарственных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. В природной аптеке можно найти лекарственные препараты от простуды и кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболеваниях желудка и печени.

В настоящее время каждый человек задумывается о свое здоровье и каждый вправе решать как и чем ему лечиться: либо препаратами химического производства, либо природными, можно сказать, народными средствами.

Возможно чередование, либо сочетание вышеуказанных способов. Но то, что от фитолечения исходит польза – это нескрываемый факт. Сотрудники нашего института тесно сотрудничают с фитоотделом фармацевтической промышленности: прежде чем растения пойдут в производство, мы тщательно изучаем их свойства, выявляем степень насыщенности лечебными веществами, уточняем какие именно части растений полезны при различных заболеваниях.

Ведущий. Спасибо. На самом деле сейчас большое внимание уделяется фитолечению. Публикуется много печатных изданий: книг, травников, брошюр о методах лечения травами. Выходят в свет специальные газеты, посвященные народным способам лечения растениями. Вашему вниманию представлена лишь небольшая часть подобной литературы. С научной точки зрения в литературе описаны способы лечения разных недугов растениями, правила сбора трав, описаны их фармакологические свойства. Более подробно о свойствах растений расскажет специалист – фармаколог.
Фармаколог. (В своем объяснении-рассказе фармаколог ссылается на иллюстрации и гербарии). Да, действительно, природа – это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека. Использовать кладовую нужно разумно, не принося ущерба или вреда природе. Если нам точно известно время сбора той или иной травы, то нет необходимости собирать ее раньше или позже срока, поскольку тогда может не оказаться нужного количества лекарственных веществ в растении и следовательно, пользы не будет. Также необходимо соблюдать осторожность: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Поэт В. Рождественский писал:

“ Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

Давайте поговорим о наиболее известных лекарственных растениях и заглянем в менее знакомые страницы.

Ромашка аптечная (из семейства Сложноцветных). Плиний Старший назвал ромашку земляным яблоком, т.к. по представлению древних, запах ромашки напоминает яблочный. Ромашка в литературе ассоциируется со скромностью, добротой и отзывчивостью. Авиценна считал: “Ромашка – полезнейшее лекарство от изнурения, ибо ее теплота походит на теплоту животного. Я рекомендую ромашку также при опухолях, головной боли, глазных заболеваниях.

В современной научной медицине ромашка также широко используется. Цветки ее применяют в качестве противовоспалительного, спазмолитического средства, при желудочных заболеваниях. Обладает она и противоаллергическим действием. Цветет она в мае-июне. В корзинках ромашки 0,5% эфирного масла, горькие вещества, витамины. Все это придает ромашке противовоспалительные свойства.


Подорожник большой (семейства Подорожниковые). По-другому подорожник называют семижильником, порезником. Авиценна считал, что “он чрезвычайно хорош для язв… Листья его вяжут…, препятствуют кровотечению”

В средние века его применяли при заболеваниях легких, желудка, как противолихорадочное средство.

В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Семена подорожника большого используют в качестве безвредного слабительного средства.

В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гастритах и язвенной болезни с пониженной кислотностью желудочного сока. Свежий сок листьев применяется в качестве ранозаживляющего средства. Листья подорожника имеют богатый химический состав: гликозиды, витамин К, дубильные вещества, полисахариды. Молодые листья весной используют в салат как витаминную зелень.

Горец птичий (семейство Гречишные).По иному горец птичий называют спорыш, трава-мурава. Это очень распространенное растение, мы, порой, его просто не замечаем. Горец птичий устойчив к вытаптыванию.

В русской народной медицине эту траву применяют в виде отвара, порошка и свежего сока из цветущей травы. Она считается противовоспалительным и мочегонным средством, а также средством, способным регулировать обмен веществ. Поэтому птичий горец рекомендуют применять при почечнокаменной и желчнокаменной болезнях. Ее можно использовать в смеси с другими травами. Например, при воспалении легких рекомендуется смесь из равных частей травы спорыша, листьев мать-мачехи и цветков черной бузины. Трава спорыша богата витаминами, аскорбиновой кислотой, солями кремниевой кислоты, микроэлементами. В современной медицине трава спорыша применяется в акушерской практике, как кровоостанавливающее и мочегонное средство.

Ведущий. Конечно, говорить о лекарственных растениях можно много. Но давайте взглянем на лекарственные растения с другой стороны. Травяная косметика. Сюда вкладывается несколько иной смысл. Слово косметологу.

Косметолог. Позвольте для начала дать объяснение слову “косметика”.

Слово “косметика” в переводе с греческого “космет” означает “рабыня”, которая украшает тело и лицо женщин древнего Рима. Колыбелью косметики и косметических средств считают Египет, где косметика стала применяться 4000 лет назад. В гробницах древних захоронений были обнаружены сосуды с мазями, различными благовониями и маслами.

Растения, используемые в косметических целях, менее известны, чем лекарственные, однако их свойства и действия на организм человека общеизвестны.

Все косметические средства условно можно разделить на:

средства для ухода за кожей;

средства для ухода за зубами и полостью рта;

средства для ухода за волосами;

декоративная косметика.

“Человек здоров, пока здоровы его зубы”, - утверждали древние. Следовательно, уже тогда люди стали задумываться о гигиене полости рта. Общеизвестным доступным средством гигиены зубов являются зубные пасты, реже эликсиры.

Делать пасты полностью на травах невозможно, но добавки являются необходимой частью. В числе натуральных добавок используют продукты морских водорослей, плодов, хвои, экстракты ромашки и зверобоя, лаванды и облепихи, витамин В3 т.д.

В лечебно-профилактические средства по уходу за волосами обязательно вводят экстракты лечебных трав: настои хны, шишек хмеля, листьев крапивы, череды, экстракт плодов перца, цветков ромашки, корней лопуха. В ряд изделий вводятся также натуральные эфирные масла – розовое, гераниевое, лавандовое, розмарина.

Существуют определенные пропорции использования трав и их сочетание с химическими веществами. К разным типам волос применяются и разные средства ухода.

Почти то же самое можно сказать и о других косметических изделиях.

(Косметолог обращает внимание на предметы косметики с выставки, делает их обзор).

Ведущий. Издавна дамы пытались улучшить цвет своего лица, придать ему неповторимый оттенок. Но как это сделать, не навредив коже? Об этом нам расскажет специалист – дерматолог.


Дерматолог. Косметологи утверждают: “ Кожа – зеркало здоровья”. Мы, дерматологи, с этим вполне согласны. Дерматология – наука о коже, ее особенностях строения, болезнях и здоровье.

Только здоровая кожа может выглядеть красивой, поэтому за ее состоянием нужно следить так же, как и за здоровьем всего организма. Конечно, с возрастом, замедляются протекающие в коже процессы, появляются морщины, теряется упругость и эластичность. Некоторым образом поправить ситуацию можно.

В древней Руси гигиенический уход за кожей занимал большое место в культуре русского народа. Раньше после бани для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый “холодец” - настой из мяты.

Непременным условием применения косметических средств является знание степени жирности кожи (нормальная, сухая, жирная), а также соблюдения общих правил ухода за ней.

В соответствии с этим необходимо правильно подбирать крема, мази, лосьоны. Большинство этих препаратов содержат экстракты трав. Химический состав растений разнообразен: одни ценятся из-за содержания алкалоидов, другие – глюкозидов, витаминов, дубильных веществ, жиров. Часто в растениях содержится не одно, а целая группа полезных веществ. Именно из-за этих веществ применяют растение в дерматологии и косметологии.

Чаще всего используют для лечения и профилактики заболеваний кожи такие как клубника, цитрусовые, огурец, береза, календула, ромашка, алое, томаты, зверобой, тысячелистник, подорожник.
Ведущий. Спасибо. История использования растений уходит далеко в прошлое. Еще до нашей эры широко использовали лекарственные растения в Юго-Восточной Азии. В книге о травах, датированной 2600 годом до нашей эры, перечислены около 900 видов лекарственных трав с подробным описанием их применения. А что же в России?

Сотрудник ВИЛР. В России лекарственные травы широко стали применяться с XVII века, когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию. В 1654 году в Москве создана первая в России медицинская школа, где готовили лекарей. Растения разводили в аптекарских огородах- садах. По приказу Петра такие “огороды” появились во всех крупных городах при госпиталях.


Большой “аптекарский огород” был создан в 1714 году в Санкт-Петербурге. В 1823 году он преобразован в императорский ботанический сад. В 1930 году сад был передан Академии наук СССР- центру биологической науки в нашей стране. Для изучения лекарственных растений в нашей стране работает наш ВИЛР- Всероссийский институт лекарственных растений. В его ботаническом саду свыше 1500 растений и коллекция постепенно пополняется. В лабораториях ученые тщательно изучают химический состав и лекарственные свойства растений. Одни вещества убивают болезнетворные микроорганизмы, другие обладают болеутоляющими или отхаркивающими свойствами и т. д.

Существуют определенные правила сбора растений, которых необходимо придерживаться, чтобы сохранить лекарственные свойства растений.
Ведущий. Не секрет, что со словом кожа связаны и определенные проблемы, заболевания. Что же нам может рекомендовать специалист-дерматолог?
Дерматолог. Существует множество заболеваний кожи и для их лечения можно воспользоваться некоторыми советами по применению растений.

Например, при воспалении кожи хорошо помогают зверобой, алое, череда, мать-и-мачеха, береза и дубовая кора.

При экземе, дерматите, псориазе помогают облепиха, тысячелистник, чистотел, крапива, каланхоэ. Мозоли лечит чеснок, молочай, ромашка, прополис, картофель.

При ожогах можно воспользоваться облепихой, чаем, эвкалиптом, капустой, подорожником.

От ячменя избавляет календула, а от бородавок – крапива, одуванчик, чеснок.

Об этом можно рассказывать много и долго.
Фармаколог. Существуют и ядовитые растения. Но что мы о них знаем? Белена черная, белладонна обыкновенная, дурман обыкновенный. Эти растения из семейства пасленовые известны как ядовитые.

Все части белены ядовиты, поэтому применение этого растения ограничено. Наружно в качестве болеутоляющего средства применяют беленное масло. Листья белены входят в состав противоастматических сборов.


Препараты из белладонны применяют для лечения дрожательного паралича ( болезнь Паркинсона), входят в состав отхаркивающих, успокоительных и желудочных средств.

При бронхиальной астме, язвенной болезни помогают препараты из дурмана. Действие его аналогично препаратам белладонны, но слабее.
Ведущий. Подводя итог всему вышесказанному, хочется, чтобы стало всем понятно насколько важны и ценны для нас, людей, растения. Растения – это не только эстетика, это еще и наше здоровье. Предки передали нам в наследство знания о многих лекарственных растениях, наша задача – не растерять эти знания, приумножить их и передать потомкам.

В заключении хочется обратиться к вам словами поэта Н. Старшинова:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Внеклассное занятие на тему:

«Есть в травах и цветах целительная сила...»

Эпиграфом к занятию послужат такие слова:

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать…..

Задачи:

изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике;

познакомить с лекарственными растениями родного края (республика Хакасия);

продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой, через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока;

воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений.
Оборудование:

таблицы с лекарственными растениями, таблица “Структурное строение растения”, корзинка, костюмы, сборы лекарственных растений (фиточаи, грудные сборы, сборы) рецепты салатов, витаминных чаев, гербарные экземпляры лекарственных растений.

Ход занятия.

Звучит музыка

Актуализация знаний:

Учитель: “…Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: “Иди и принеси все то, чем ты будешь лечить”. Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: “Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.

Как вы думаете почему?

Ответы уч-ся:

Учитель: ученик сказал: “…., потому что … я не в состоянии принести все то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны”.

Учитель: Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита “О лекарственных травах”, в котором содержится описание более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времен известен человеку сад Артемиды.

Как вы думаете, что это был за сад? Почему его называли волшебным?

Ответы уч-ся:

Учитель: Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад был в легендарной Колхиде на Кавказе. Слово “фармакон” обозначает одновременно – “лекарство”, “яд” и “колдовство”. Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.

В наше время существуют специальные плантации лекарственных растений. И именно с этих плантаций лекарственные растения попадают в аптеки.

Сценка

Звучит музыка

(Травница собирает растения, кладет их в корзину)

Прохожий: (удивленно) Что делает эта девочка? Подойду поближе …. Хорошая погода сегодня, не правда ли?

Травница: Да, хорошая для того, чтобы травы собирать.

Прохожий: Травы собирать?

Травница: Ну, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.


Прохожий: А что за траву вы собираете и как ее используете?

Травница: (подойдя к доске, показывает на плакате с частями растения)

Корни валерианы от болезней сердца,
Трава крапивы для блеска волос
Листья ноготков для улучшения структуры ногтей
Плоды шиповника от гриппа

(Актеры получают красные жетоны)

Учитель: Есть такое выражение “Подобное лечиться подобным”. Иногда это выражение справедливо и в буквальном смысле. Ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, грецкий орех похожий на головной мозг, улучшает работу мозга.

Интересно, а как первый человек узнал, что растение лекарственное?

Учитель: Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров, заболели. Вам надо подлечиться. А растения вокруг вас незнакомые. Что вы будете делать, как будете действовать?

Ответы учащихся:

Учитель: Люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определенные растения. Вспомните, если вы выезжали на дачу или в деревню с кошкой. Наблюдали за ней, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка домашняя, то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает, что есть потребность в растениях.

Учитель: Растений в природе огромное количество, но мы, живя в Хакасии, пользоваться теми растениями, которые далеко не можем. Кроме того, ученые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают, как и климат и погода. Потому что мы, а чаще наши родители выросли здесь. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут вместе с нами.

Игра


Звучит музыка

Учитель: Ребята, теперь мы с вами поиграем.

Вы делитесь на команды по 4 человека (2 парты; раздать листки, засечь время 3-5 минут).

Задание: вы должны за 5 минут записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.


Итог:

1. Отложили ручки, взяли карандаши. Каждая команда называет число лекарственных растений.
2. Начинают зачитывать та команда, у которой меньше всего лекарственных растений. Другие команды в это время вычеркивают совпавшие лекарственные растения.
3. Те команды, которые уже зачитали список, вписывают карандашом те растения, которых у них нет.
4. Команда, у которой больше всего лекарственных растений дается красный жетон, остальные команды – зеленые жетоны.

С какими растениями вы знакомы и могли бы рассказать о самом растении? (3 примера)

Ответы учащихся: Чистотел, полынь, одуванчик или другие на выбор.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы услышим сегодня, вы должны заполнять таблицу. Она называется использование лекарственных растений. В ней 2 колонки:

Использование лекарственных растений


Название
лекарственного
растения


Использование

 

 

(Доклады учащихся и одновременное заполнение таблицы учащимися самостоятельно)

Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах или отварами, например, грудные сборы от кашля, изготавливают мази на основе трав и мажут ими, делают ванночки из трав, например из коры дуба, травы чистотела от кожных заболеваний, цветков ноготков для укрепления ногтей.

Но только есть на Руси традиция, которая появилась задолго до “диковинной китайской травы”. Я говорю о чае. “Диковинная китайская трава” – это и есть чайный куст, из листьев которого изготавливают современный чай – черный, зеленый.

Но есть другой чай…. А какой?

Учитель: Вспомните, кто с папой в лес поехал, а чай из дома взять забыли? А к бабушке в деревню ездил, у которой весь амбар травами завешен?

Из чего вы чай пьете, или, что в чай добавляете?

Ответы учащихся: Смородина, малина и т.д.

Учитель: Смотрите, сколько мы с вами назвали чаев – из смородины, малины, мелиссы, шиповника, белоголовник, иван-чай и много еще других трав можно назвать.

Это и есть чай, но тот, в котором нет чайного листа, мы его по привычке чаем назвали. Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющего, от простуды, витаминного и т.д.

Ученик: А можно я расскажу не о чае? Чтобы быть здоровым нужно кушать еще и салаты. Я приведу несколько рецептов салатов из лекарственных растений.

Раздача рецептов салатов из лекарственных растений

Учитель: Итак, ребята, подведем итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся: те растения, которые человек использует в медицинских целях, а также как источник чаев и салатов витаминных.

Хотелось бы сказать, что, узнав о лекарственных растениях, их целебных свойствах, не надо сразу бежать в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок и другие растения, не надо их срывать и заваривать. Эти растения, как и многие другие, находятся под охраной человека. Лучше воспользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках. В них уже есть все необходимые растения для лечения какого-либо заболевания.

Учитель: Вернемся к эпиграфу:

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать… .

Учитель: Ребята, какую тайну мы сегодня разгадали с вами?

Учащиеся: О том, что все растения растущие вокруг нас – лечебные, лекарственные.


Наше занятие хотелось бы закончить словами:

Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило.
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем, каждому цветку!
Ты должен над цветками наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Свойства растений.

Сосна – хвойное дерево высотой до 40 м. Цветет в июне. Сосна довольно широко применяется в народной медицине многих стран. Отвар сосновых почек обладает противомикробным, дезинфицирующим, антицинготным средством. Отвар почек применяют при заболеваниях дыхательных органов, ревматизме, при нарушенном обмене веществ.

Малина – небольшой кустарник высотой до 2 м. Известно несколько сотен культурных сортов. Цветение в июне-июле. Плоды созревают в июле, августе. Растет в тенистых лесах, среди кустарников, по лесным опушкам, берегам рек, в оврагах. Используются плоды, листья, цветки, корни. Малина как лекарственное средство применялась еще в глубокой древности. Заваренные, как чай, сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средством при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка. Настоем листьев полощут горло при ангинах.

Ромашка – однолетнее травянистое растение. Растет на полях, огородах, около жилищ человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.

Зверобой – травянистое многолетнее корневищное растение. Высота 30-100 см. Растет по лесным полянам, кустарникам, садам, сухим лугам. Русская народная медицина считает зверобой “травой от девяноста девяти болезней”. Зверобой обладает кровоостанавливающим, обезболивающим, ранозаживляющим средством. Растение возбуждает аппетит, действует успокаивающе на нервную систему. Траву используют как успокаивающее средство при головных болях. Растение ядовито! Внутреннее применение требует осторожности.


Крапива (двудомная) – многолетнее растение. Высота 30-150 см. Растет по опушкам лесов, садам, оврагам, по пустырям, около жилья и дорог. Крапиву используют как противолихорадочное средство, как наружное кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.

Экологическое образование определяется такими понятиями, как “сознание – мышление – знание – деятельность”, а экологическое воспитание – “ценности – отношение – поведение”.