sotrud.ru 1 2 3

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 425, профиль - общеобразовательный)
Юридический адрес (125475, г. Москва, ул. Клинская, дом 24)

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № от
Директор ГОУ СОШ №425
Аксёнова М. Н.
__________________

(подпись, синяя печать)
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
«Солёные ручки»
Кружок лепки из солёного теста

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчик программы: Лупинос Ю. В.,

педагог дополнительного образования.

По данной программе работает педагог

дополнительного образования детей:

Лупинос Ю. В.
Москва, 2011год.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Солёные ручки» (лепка из солёного теста).
Возраст обучающихся – 7-14 лет

Срок реализации программы –2 года

Количество часов в год в первый

год – 144;

Общее количество часов: – 288.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Дополнительное образование важнейшая составляющая образовательного пространства. И его главной задачей является воспитание у обучающихся способности к эстетическому самоопределению, и основным средством здесь является художественное творчество. Создавая художественное произведение обучающиеся выходят в пространство эстетического выбора, учатся различать высокое и низкое, прекрасное или безобразное, принимают или отрицают те или иные каноны.

Образовательная программа дополнительного образования «Солёные ручки» рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет) и относится к программам художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы 2 года. Общее количество часов 288. Из расчёта 36 учебных недель на один год обучения, занятия проводятся во внеурочное время два раза в неделю по 2 часа.


Цель данной программы состоит в том, чтобы дать детям возможность проявить себя, развить свои творческие способности при занятиях лепкой. Занятия по данной программе позволяют учащимся сформировать основные навыки и умения работы с солёным тестом.

Задачи программы:

Обучающие задачи:


  • познакомить с историей возникновения лепки из солёного теста;

  • овладение учащимися материалами и инструментами для лепки;

  • обучить учащихся основным приёмам лепки;

  • обучить учащихся основным навыкам и умениям работы с солёным тестом;

  • ознакомить и обучить учащихся технологии лепки рельефных и круглых изделий из солёного теста.

Развивающие задачи:

  • развивать и поддерживать интерес к декоративно-прикладному

искусству;

  • развивать мелкую моторику кистей рук;

  • способствовать развитию художественного вкуса учащихся;

  • способствовать развитию творческих способностей;

  • развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;

  • развивать умение общаться со сверстниками при занятиях

творческой деятельностью.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к лепке из солёного теста, как виду художественного творчества;

  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

  • содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств.


Создание данной программы было обусловлено желанием расширить художественно-эстетическую направленность в дополнительном образовании ГОУ СОШ №425. В этом направлении в школе работают фольклорный и вокальный ансамбль, кружок сольного и театрального творчества, кружок пластического творчества «Лукоморье» и кружок «Мастерство рукоделия».

Программа «Лукоморье» является комплексным интегрированным курсом, включающим освоение видов народного творчества в их совокупности, основанным на годовом цикле народного детского календаря. Наряду с изобразительно-пластическим творчеством, связанным с созданием предметной среды, предлагается изучение музыкально-поэтического фольклора (напевы и песни, хороводы, заклички, сказки и т.д.). Обрядово-календарное творчество, наряду с праздниками и обрядами, представлено ритуалами и обычаями. Особое место в программе уделяется народным подвижным играм, как наименее встречающемуся, но наиболее необходимому для детей виду деятельности. Изучение одного из предмета программы: изобразительно-пластического творчества основано на работе с глиной. Этот материал требует специально оборудованной мастерской: в котором имеются стеллажи для сушки изделий, место для хранения глины, ёмкости для приготовления глины, столы, а главное наличие печи для обжига изделий. Иметь такую мастерскую может себе позволить не каждая общеобразовательная школа. Поэтому наличие программы «Солёные ручки» позволяет осуществлять развитие изобразительно-пластической деятельности у учащихся при лепке из солёного теста. Изделия из солёного теста не требуют специального обжига, их достаточно хорошо просушить и покрыть лаком, для защиты от влаги. Для росписи изделий используются водорастворимые краски: акварель, гуашь, акрил безопасные для здоровья учащихся.


Предполагаемые навыки и умения работы с солёным тестом: скатывание, сплющивание, раскатывание, отщипывание теста, изготовление пласта, использование приёмов лепки: «нарезки», а также «приёма выдавливания из чесноковыжималки», тиснение пуговицами и другие, кроме того умение лепить различные виды рельефа и круглые изделия, расписывать их и декорировать различными способами.

Методы и приёмы работы: наглядный показ различных приёмов, проведение мастер-классов, работа по парам (показ различных приёмов ребятами, которые уже освоили приём, тем, кто ещё не освоил).

Программа содержит следующие разделы: «Основные приёмы и техники лепки», «Рельеф. Виды рельефа», «Круглая скульптура», «Авторские работы», «Техника моделирования», «Различные приёмы лепки», «Различные приёмы росписи и декорирования изделий», «Техника лепки сосудов». При изучении первого раздела «Основные приёмы и техники лепки» учащиеся знакомятся с такими приёмами как: скатывание, сплющивание, раскатывание, отщипывание теста и другими. Освоение этих приёмов позволит учащимся перейти к изучению других разделов программы. Во втором разделе: «Рельеф. Виды рельефа» учащиеся знакомятся с видами скульптуры и видами рельефа. Продолжают развивать умения и навыки работы с солёным тестом при лепке различных рельефов; изготавливают пласты, используют следующие приёмы лепки такие как: приём «нарезки», прием «выдавливания из чесноковыжималки», приём «тиснение пуговицами» и другие. В разделе «Круглые изделия» учащиеся осваивают технологию изготовления круглых изделий из солёного теста. А также знакомятся с приёмами росписи и декорирования изделий. В разделе «Авторские работы» учащиеся развивают навыки выполнения эскизов, учатся передавать замысел будущей работы на бумаге, а также воплощать задуманное в материале, используя полученные знания, умения и навыки. При изучении данного раздела, в отличие от предыдущего, где обучение лепке круглых изделий происходило по образцу, учащимся предоставляется возможность проявить индивидуальность и творческий подход при выполнении заданий. На втором году обучения учащиеся знакомятся с различными техниками моделирования. В разделе «Различные приёмы лепки» происходит знакомство и освоение новых, более интересных и сложных приёмов лепки. Это приём «плоского жгута», «тиснение полиэтиленом», «меланжевые колбаски» и др. Также для изучения на втором году обучения введён раздел «Различные приёмы росписи и декорирования изделий». При изучении, которого учащиеся обогащают свои знания, и формируют навыки и умения росписи и декорирования изделий новыми, ещё не знакомыми приёмами. Используют приём «набрызг», «цветные контуры», трафарет, губку и марлю.


Технология изготовления изделий из солёного теста требует полного высыхания изделия перед росписью, во избежание последующего его разрушения. Поэтому темы разбиты на две части, например: «Лепка круглой скульптуры. «Петушок». – 2 часа, Декорирование изделия красками. «Петушок». – 1 час, часть часов посвящена непосредственно лепке изделия, а часть часов на роспись изделия, после высыхания. Между этими частями имеется временной отрезок, за который изделие успевает высохнуть, а учащиеся выполняют лепку других изделий. Кроме того, отдельно выделены часы, обычно в конце каждого раздела на тему «Покрытие изделий лаком». Во время этих занятий учащиеся покрывают изделия лаком, для создания защитного слоя от влаги, что также является важным, завершающим технологическим этапом.

Во время учебных занятий учащиеся знакомятся со специальной литературой и лучшими образцами лепки по той или иной теме. Также запланировано посещение выставок, музеев, мастерских художников. Разработка эскизов будущей работы самостоятельно, удовлетворяет потребность учащихся среднего возраста в выполнении самостоятельных заданий. Учитывая возрастные особенности, в программу введены темы для коллективного творчества, например «Восточный гороскоп». После изучения большого раздела тем, учащиеся выполняют итоговую работу, на закрепление приёмов лепки и технологии лепки изделий.

Результатом реализации данной программы является участие обучающихся ребят во внутришкольных выставках, городских и региональных конкурсах.

Увлечение лепкой из солёного теста очень древнее искусство. И в настоящее время мы наблюдаем повышенный интерес к данному виду творчества. Солёное тесто это доступный, и главное экологически чистый материал для творчества школьников. Кроме того оно развивает мелкую моторику рук, что положительным образом влияет на развитие речи, что важно в период начального обучения. Лепка также благотворно влияет на нервную систему в целом, именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют занятия лепкой. Занятия лепкой развивают художественный вкус учащегося. Ребятам нравиться работать с тестом, особенно с цветным. На занятиях они получают первый опыт создания объёмной скульптуры, существующей в пространстве, занимающей там своё место. И важно, что они сделали это сами.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По 4 часа в неделю 2 года. За 1 год – 144.

Первый год обучения.






Название темы

Количество часов

Теория


Практика

Всего




Вводное занятие. История возникновения лепки из солёного теста.

Материалы и инструменты.

Приготовление солёного теста, окрашивание теста, сушка и обжиг.


2

-

2

1

Раздел 1. Основные приёмы и техники лепки.










1.1.

Техника пласта. «Моя любимая буква алфавита».


1

1

2

1.2.

Приём «разминание», «скатывание колбаски». «ФИО».


1

1

2

1.3.


Техника пласта. Рельеф «Солнышко лучистое».


1

1

2

1.4.

Техника пласта. «Моя любимая буква алфавита». Роспись изделия.


0,5

0,5

1

1.5.

Приём «разминание», «скатывание колбаски». «ФИО». Роспись изделия.


0,5

0,5

1

1.6.

Приём «отщипывание», «скатывание». Печенье.


1

1

2

1.7.

Техника пласта. Рельеф «Солнышко лучистое». Декорирование изделия.


0,5

0,5

1

1.8.

Способы лепки цветов. Приёмы «скатывание», «придавливание стеком», «скатывание полоски», «лепка из отдельных деталей». «Ромашка». «Анютины глазки». «Розочки».


2

2

4

1.9.

Способы лепки травы. Приёмы «нарезки», «выдавливания», «скатывания». «Травушка-муравушка».


2

2

4

1.10

Итоговая работа по разделу «Основные приёмы и техники лепки». «Цветочная поляна».



2

3

5

1.11.

Покрытие изделий лаком.


-

1

1

2

Раздел 2. Рельеф. Виды рельефа.











2.1.

Рельеф. Виды рельефа.


1

-

1

2.2.

Приём «тиснение пуговицами». «Орнамент».


1

1

2

2.3.

Лепка рельефа. «Декоративный орнамент».


2

2

4

2.4.

Лепка рельефа. «Украшение для ёлки».


2

2

4

2.5.

Лепка рельефа. «Рыбка».


1

1

2

2.6.

Лепка рельефа. «Мозаика».


1

1

2

2.7.

Лепка рельефа. «Бабочка».


1

1

2

2.8.

Декорирование изделия. Приём «вымывание краски». «Орнамент».


0,5

0,5

1

2.9.

Декорирование изделий. «Декоративный орнамент».


0,5

0,5

1

2.10.

Приём декорирования изделий: «тиснение». «Декоративная композиция».

1

1

2

2.11.

Декорирование изделия, использование акрила: «бронза», «серебро». «Рыбка».


1

1

2

2.12.

Лепка рельефа. «Именинный пирог».


2

2

4

2.13.

Лепка рельефа. «Новый год».


2

2

4

2.14.

Итоговая работа по разделу «Рельеф». «Волшебное дерево».


-

4

4

2.15.

Декорирование изделий. «Мозайка».



0,5

0,5

1

2.16.

Декорирование изделий красками. «Декоративная композиция».


0,5

0,5

1

2.17.

Роспись и декорирование изделий. «Новый год».


0,5

0,5

1

2.18.

Декорирование изделий. «Волшебное дерево».


0,5

0,5

1

2.19.

Покрытие изделий лаком.


-

1

1

3

Раздел 3. Круглая скульптура.











3.1.

Круглая скульптура.





1

-

1

3.2.

Лепка круглой скульптуры. «Зайчик».


1

1

2

3.3.

Лепка круглой скульптуры. «Петушок».


1

1

2


3.4.

Декорирование изделия красками. «Зайчик».


0,5

0,5

1

3.5.

Декорирование изделия красками. «Петушок».


0,5

0,5

1

3.6.

Лепка круглой скульптуры. «Грибочек».


1

1

2

3.7.

Лепка круглой скульптуры. «Улитка».


1

1

2

3.8.

Лепка круглой скульптуры. «Белка».


1

1

2

3.9.

Роспись и декорирование изделия. «Улитка».



0,5


1,5


2

3.10.

Роспись и декорирование изделий. «Белка».


0,5

1,5

2

3.11.

Итоговая работа по разделу «Круглая скульптура». «Слон».


-

2

2

3.12.

Роспись и декорирование изделий. «Слон».


-

2

2

3.13.

Покрытие изделий лаком.


-

1

1

4

Раздел 4. Авторские работы.











4.1.

Рельеф. «Автопортрет».


2

2

4

4.2.

Рельеф. «Сказочная птица».


1,5

2,5

4

4.3.

Рельеф. «Кухонная посуда».


1

3

4

4.4.

Роспись и декорирование изделия.

«Автопортрет».


0,5

1,5

2

4.5.

Роспись и декорирование изделия. Рельеф. «Сказочная птица».



0,5


1,5


2

4.6.

Роспись и декорирование изделия.

Рельеф. «Кухонная посуда».

0,5


1,5

2

4.7.

Рельеф. «Я и моя буква».


2

2

4

4.8.

Круглая скульптура. «Король или королева».


2

4

6

4.9.

Роспись и декорирование изделий. Рельеф. «Я и моя буква».


0,5

1,5

2

4.10.

Роспись и декорирование изделий. Круглая скульптура. «Король или королева».


1

3

4

4.11.

Рельеф. «Матрёшка».


1

1

2

4.12.

Круглая скульптура «Клоун».


1

2

3

4.13.

Роспись и декорирование изделий. Рельеф. «Матрёшка».


0,5

1,5

2

4.14.

Роспись и декорирование изделий. Круглая скульптура «Клоун».


0,5

2,5

3


4.15.

Участие в конкурсах, выставках.


-

8

8

4.16.

Посещение выставок.


-

3

3




Итого:

54

90

144



следующая страница >>