sotrud.ru 1 2 3

Пояснительная записка


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(ОРКСЭ)

Основы исламской культуры
Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ

осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю , всего 34 часа.

Состав предметной линии учебников «Основы религиозных культур и светской этики»:

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4—5 кл.

2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4—5 кл.

3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4—5 кл.

4. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4—5 кл.

5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы мировых религиозных культур. 4—5 кл.

6. Основы светской этики. 4—5 кл.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.


Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:


  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.

  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Результаты освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

  6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным и духовным ценностям:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.


  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.


Требования к предметным результатам:

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

  2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.

  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Содержание учебного курса

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)


Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный, который предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащихся за весь курс.

Учебно- методическое обеспечение:


  1. «Основы светской этики» учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2010 год.

  2. Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.

  3. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.

  4. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов/ В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.

  5. Электронное пособие «Основы светской этики», для 4- 5 класса (диск)
  6. Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.


  7. « Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.

  8. Обществознание «Я и общество» Практикум для 6 – 7 классов/ Е. В. Прямикова, Н. В. Веселкова, Н. В. Ершова, М., Издательский центр» Академия 2008 год.

  9. Граждановедение 5-6кл.В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин»1998год

  10. Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани, Издательство «Учитель»

  11. «Это стоит запомнить» А. Дорохов, Москва 1961год

  12. «Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова , «Амрита –Русь», 2004 год.


Материально- техническое обеспечение курса:

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально- техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально- технического обеспечения:

  • Технические средства обучения(предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно- воспитательном процессе):

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление(компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СД и ДВД, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника.


  • Экранно- звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет- ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематические связанные с содержанием курса;

  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- учебно- методические комплекты, обеспечивающие изучение учебного курса ОРКСЭ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государств и религиозных организаций;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;

- научно- популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники;

- энциклопедическая и справочная литература;

- религиозная культура;

- художественные альбомы;

  • Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.


Диагностика достижений результатов
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный)

- письменный опрос (работа по карточкам, тестирование, анкетирование)

- творческая работа ( составление презентации, рефераты)
Тематическое планирование

Модуль «Основы исламской культуры»

темы


Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1






Россия - наша Родина.

1




II.

Основы исламской культуры

28






Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

1






Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

1






Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

1






Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

1






Священный Коран и Сунна как источники нравственности

1




Общие принципы ислама и исламской этики.

1






Столпы ислама и исламской этики.

1






Исполнение мусульманами своих обязанностей.

1






Обязанности мусульман.

4






Для чего построена и как устроена мечеть.

1






Мусульманское летоисчисление и календарь.

1






Творческие работы учащихся.

1






Подведение итогов.

1






Ислам в России.

1






Семья в исламе.

1







Нравственные основы семьи в исламе.

1






Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

1






Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

1






Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

1






Забота о здоровье в культуре ислама.

1






Ценность образования и польза учения в исламе.

2






Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

2






Искусство ислама.

1




III.

Духовные традиции многонационального народа России


5






Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1






Подготовка творческих проектов.

1






Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

1






Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1






Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1






Всего

34





следующая страница >>